Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Молокане

Молокане

Русские поселенцы (скорее всего, молокане) в Муганской степи (начало XX в)
Современный ареал расселения и численность

 США — ок. 20 000[1]
 Мексика[2]
 Россия
 Украина
 Австралия[источник не указан 319 дней]
 Грузия
 Азербайджан

Язык

Русский язык

Религия

Духовное христианство

Входит в

Русские

Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. У молокан утвердилась уверенность о существовании царского указа «О свободе вероисповедания молокан и духоборцев» от 22 июля 1805 года. Основанием этой уверенности послужила хранящаяся у одного из молокан записка о походе к царю поверенных от молокан Журавцова, Мотылёва и Лосева, государственном совете, который Александр I созвал для рассмотрения их прошения, и последующем царском указе. Эта записка послужила поводом для проведения молоканами юбилейного съезда в июле 1905 года в селе Воронцовка Тифлисской губ. Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие[3].

Содержание

Название

Некоторые связывают название «молокане» с рекой Молочной в Мелитопольском уезде, куда ссылали молокан, другие — с непризнанием православных постов и употреблением молока в пост, третьи — с предпочтением есть молочную пищу в тюрьмах и армии, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, которую молокане не едят. По-видимому, «молокане» — это прозвище, которое дали им православные.

Сами же молокане приняли это прозвище, и часто связывают его с текстом Первого послания апостола Петра: «как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко» (1 Пет. 2.2).[4]

Основы веры

Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Они:

  1. признают поклонение Богу только в духе и истине (Иоан.4:23),
  2. не признавая видимых икон,
  3. не признают святых,
  4. не имеют церковной иерархии, клира,
  5. не употребляют в пищу свинину, спиртное, не курят.
  6. не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.[4]

История

Молоканские старейшины
Молокане. 1870-е

Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. Есть несколько теорий происхождения названия «молокане». Согласно одной из них, молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами, за что их и прозвали молоканами. Сами молокане предпочитают ссылаться на упомянутую в Библии метафору «духовного молока» (1 Петра 2:2).

Основатели молоканства остались неизвестны. Распространителем молоканства стал Семён Уклеин, бывший духобор и муж дочери лидера духоборов, Иллариона Побирохина, из Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии.

Ниже приведена выписка, выполненная Е. И. Финогеновым, ИЗ АКТОВ, собранных Кавказской Археографической комиссией (архив ГУ Наместника Кавказского, том X, изд. под ред. пред. комиссии дейст. стат. советника Ад. Берже). Тифлис, тип. Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885 г.

ШЕМАХИНСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Записка о русских переселенцах-раскольниках в Каспийской области стр. 281, 293.

1. Историческое изложение. Первое поселение раскольников в Каспийской области началось в Карабахской провинции, на урочище Кызыл-Кишлака в 1830 году сосланными по суду казаками земли Войска Донского, содержавшими духоборческую секту. Но распоряжение правительства по сему предмету сделано было ещё в 1829 году.

Распоряжений правительства о переселении из России в Закавказский край раскольников из дел Каспийской палаты государственных имуществ не видно, кроме нижеследующего: 1830 года, октября 20-го, высочайше утвержденное мнение государственного Собрания о духоборцах-молоканах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными ересях. Государственный совет… положил: для руководства о духоборцах, иконоборцах, молоканах, иудействующих и других, признанных особенно вредными, ересей постановить следующее…

2. Различие расколов. В каспийской области поселены раскольники: старообрядцы, молокане, духоборцы, скопцы, иудействующие, или субботники. Молокане: веруют в Христа, но отвергают все наружные обряды и церковные таинства.

МЕСТА ПОСЕЛЕНИЯ. В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состоят и в настоящее время в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно. В 1843 году на урочище Чухур-Юрт поселились переселенцы из Карабахского уезда Варащинского участка села Кызыл-Кишлака, в числе 57 душ мужского пола и 46 женского пола молоканской секты и переселенцы из России. Также в 1843 году поселены при станции Маразы Кобринского участка, тоже молокане из России, а в настоящее время, в 1844 году, основано новое поселение на урочище Джабаны Кущинского участка. Прибывали в Хельмилли: в 1840—352; 1841 — 12; в 1842 — 3; в 1843 — 14; в 1844 — 17 человек.

БЛАГОУСТРОЙСТВО. В каспийской области все поселения русских раскольников устроены по образцу деревень и сел внутренних губерний в России. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли.

УПРАВЛЕНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, С/ХОЗЯЙСТВО. Сельское управление в раскольничьих селениях состоит из старосты, десятских и писаря. В Шиваском уезде писари получают: в селе Хильмилли 100 руб. с канцелярскими припасами; в Алты-Агаче — 90 руб.; в Топчи — 120 руб. без канцелярских припасов. Школ в раскольничьих селениях нет.

Сельское Хозяйство у переселенцев ведётся по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселяет между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо дает достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени.

НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ. Раскольники, поселенные в Каспийской области, ведут себя вообще трезво, скромно, миролюбиво между собою, а главы семейств заботятся о благосостоянии своих жён и детей. Пьянство между раскольниками весьма редко.

Раскольники между собою очень доверчивы, но к другим жителям не только не доверчивы, но даже весьма скрытны, что увеличивается тем более, чем ближе известное обстоятельство к их пользе касается, и вообще они делаются пред теми скрытными, которые составляют их начальство или имеют какое-либо влияние.

В 1830-х годах, по декрету Николая I, для заселения молоканами и духоборами открываются закавказские провинции. Одновременно с этим среди молокан происходит всплеск религиозного энтузиазма, связанный с распространившимися между ними пророчествами о начале тысячелетнего царства Христа в районе горы Арарат в 1836 году.

Также большое количество молоканских семей были отосланы в украинские степи, а именно по большей части в нынешнюю Запорожскую область, где молокане проживают по сей день.

В конце XIX века число молокан в России превышало 500 тыс. человек. Большинство из них жили в Закавказье (в том числе в Карсской области, впоследствии отошедшей к Турции), и на Северном Кавказе.

Обширный район в южной части Владикавказа до сих пор в народе называют Молока́нкой по названию Молоканской слободы, многие строения которой сохранились до наших дней. В этом районе продолжает функционировать молоканский дом собраний, на собраниях бывают около 150 человек. Один из центральных городских садов Баку носил ранее наименование «Молоканский садик» (до Революции — Мариинский сквер, ныне официально — Сад им. Хагани); это название популярно среди бакинцев по сей день.

Тысячи молокан Закавказья были вынуждены искать себе новое место жительства в результате войн начала XX века и после передачи Турции территории Карсской области. Советское правительство выделило переселенцам целинные земли в Сальской степи на юге России, ныне входящие в состав Целинского района Ростовской области. Там и в настоящее время есть активные молоканские организации[5].

Остававшиеся в Турции молокане были репатриированы в Россию (в разные районы Ставропольского края) в 1961 году[6].

Молокане в Америке

В начале 1900-х годов несколько тысяч молокан эмигрировало в США (западное побережье)[7] и Мексику (северо-запад).

По пути на Русскую горку, где живут сан-францискские молокане, наш проводник рассказывал историю их переселения. Когда-то, давным-давно, молокане жили на Волге. Их притесняло царское правительство, подсылало к ним попов и миссионеров. Молокане не поддавались. Тогда их переселили на Кавказ, куда-то в район Карса. Они и там, в новых местах, принялись делать то, что делали веками, — сеять хлеб. Но жить становилось все труднее, преследования делались ожесточеннее, и молокане решили покинуть родную страну, оборотившуюся к ним мачехой. Куда ехать? Люди едут в Америку. Поехали в Америку и они — пятьсот семейств. Было это в тысяча девятьсот втором году. Как они попали в Сан-Франциско? Да так как-то. Люди ехали в Сан-Франциско. Поехали в Сан-Франциско и они. … В Америке молокане хотели по-прежнему заняться хлебопашеством, но на покупку земли не было денег. И они пошли работать в порт. С тех пор сан-францискские молокане — грузчики. В городе молокане поселились отдельно на горке, постепенно настроили домиков, выстроили небольшую молельню, которую торжественно называют «Молокан-черч», устроили русскую школу, и горка стала называться «Русской горкой».

На сегодня в Соединённых Штатах около 20 тысяч человек «этнически идентифицируют себя как молокане», в том числе около 2 тысяч регулярно посещают молоканские служения[1].

В 1997 году при поддержке американских молокан был построен Молоканский центр в селе Кочубеевском Ставропольского края.[8]

В Краснодарском крае Отрадненском районе был хутор Новый Ардоган, куда переселяли из Карса; с 1900 по 1978 жили молокане, осталось кладбище[источник не указан 173 дня].

Существующие населённые пункты

В посёлке Новокумском Ставропольского края действует историко-этнографический музей молокан и казаков-некрасовцев при Центре традиционной русской культуры. В музее, в частности, собран этнографический материал, связанный с проживанием молокан в Турции[6].

В селе Павлодаровка, Горьковский района Омской области есть молоканское кладбище, где похоронены переселенцы-молокане из Тамбовской губернии. В хуторе Новосальском Дубовского района Ростовской области есть молоканское кладбище.

Молокане в искусстве

  • В 1997 году Е. И. Финогенов написал стихотворение о жизни и обычаях молокан села Хильмилли (Азербайджан) с царских до перестроечных времен:
Далеко отсюда, за Кавказом,
Чай, на самом краешке Земли,
Есть село, для нас ценней алмаза
С тамошним названьем ХИЛЬМИЛЛИ!…[13]
  • В романе В.Пикуля «Баязет» один из главных героев в течение нескольких дней живёт у местных молокан. Описываются их быт, жизнь, традиции. Так же говорится, что у молокан было спрятано несколько мешков с фальшивыми монетами Российской Империи и станок-пресс для их производства.

Примечания

  1. ↑ Molokane. Short Description and History
  2. Pryguny and Molokane in Baja California, Mexico. Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 14 августа 2012.
  3. Taxonomy of Molokane, Pryguny and Dukh-i-zhizniki — songs, holidays, prophets, communion and books  (англ.)
  4. ↑ Молокане
  5. ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕЛИНСКОГО РАЙОНА РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  6. 1 2 Самарина О. И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2004.
  7. Молокане в Америке // «США — ЭПИ». — М., 1997. — № 10.
  8. Molokan Center, Kochubeevskoe, Stavropol’skii krai, Russian Federation — 1997
  9. Село на Кавказе названо в честь Саратова. — Риэлт МЕГ, 17 августа 2009 года.
  10. В азербайджанском селе будет открыт Музей русской культуры и быта. — ИА REGNUM, 28 апреля 2006 года.
  11. …большая часть поселилась в Восточной Грузии, а именно в районах Сигнахи и Сагареджо, где в деревнях Красногорск и Ульяновка молокане насчитывали 1365 человек.
  12. Сайт фильма «Deli Deli Olma»  (тур.),  (англ.)
  13. Блоги@Mail.Ru: Хильмилли

Ссылки

  • Сайт молокан Красносельска Армении
  • По следам молоканства
  • Молитвенник Молокан
  • Молокане
  • Molokane.org: Molokan Home Page (англ.)
  • Авраам Шмулевич, Марк Кипнис. Субботники (Иудействующие). КЕЭ, том 8, колонка 635—639
  • «Молокане: между небом и землей, между Россией и Арменией», Благовест-Инфо, 25.12.2007
  • «Из Грузии уезжают молокане», Newsru.com, 25.02.2009
  • Официальный сайт постоянных Духовных Христиан Молокан в России
  • Russian Molokan Church service, September 14, 1938 (англ.)

Молокане.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24