Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Михаил Иванович Жаров

Михаил Жаров
Имя при рождении:

Михаил Иванович Жаров

Дата рождения:

15 (27) октября 1899(1899-10-27)

Место рождения:

Москва,
Российская империя

Дата смерти:

15 декабря 1981(1981-12-15) (82 года)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

 Российская империя
 СССР

Профессия:

актёр, кинорежиссёр, театральный режиссёр

Карьера:

19151978

Награды:
медали
IMDb:

ID 0955541

Михаи́л Ива́нович Жа́ров (15 (27) октября 1899, по другим источникам — 27 октября 1900[1], Москва — 15 декабря 1981, там же) — советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1949).

Трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1947), Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС c 1950 года.

Содержание

Биография

Михаил Жаров родился в Москве в семье типографского рабочего. Его отец, Иван Жаров — подкидыш, воспитывался в Николаевском приюте и свою фамилию получил от своей наставницы. Мать, Анна Семеновна Дроздова, происходила из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии[2].

В 1913 году отец устроил Михаила учеником наборщика в типографию, где работал сам.

с 1915 года Жаров — администратор и помощник режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.

В 1920 году окончил студию при Театре ХПСРО (педагоги А. П. Зонов и В. М. Бебутов); работал в Опытно-героическом театре.

В 1920 — актёр Первого передвижного фронтового театра.

в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова.

в 1921—1925 — Театра Мейерхольда.

В 19261927 и в 1929 — Бакинского рабочего театра,

в 1928 — Казанского Большого драматического театра,

Почтовая марка 2001 года

в 1930 — Реалистического театра,

в 19311938 — Московского Камерного театра.[3]

С 1938 — актёр академического Малого театра.

В 1970 году на студии «Центрнаучфильм» был снят фильм «Жаров рассказывает…» о творчестве актёра (Режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).

Дочь — Анна стала актрисой, служит в Малом театре.

Театральные роли

Дебютировал в Театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в Театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69», 1927), демобилизованный будёновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933).

Наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара.

Киногерои

В кино Жаров дебютировал небольшой ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»).

Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

М. Жаров в роли Дымбы в фильме Выборгская сторона

В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 19371938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).

Последняя роль

Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.

Как режиссёр Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппопортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым).

Творчество

Театр ХПСРО

  • 1919 — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира — Шут

Передвижной фронтовой театр и Театр им. Сафонова

  • «Буря» У. Шекспира — Тринкуло
  • «Каменный гость» А. С. Пушкина — Лепорелло
  • «Золотой петушок» по А. С. Пушкину — Звездочет
  • «Капитан Брансбоунд» Б. Шоу — Дринкоутер

Опытно-героический театр

Бакинский рабочий театр

Камерный театр

Малый театр

Режиссерские работы в театре

  • 1938 — «Очная ставка» Шейнина и бр. Тур. (Камерный театр)
  • 1950 — «Голос Америки» Лавренева (Малый театр; совм. с В. Ф. Дудиным)
  • 1961 — «Браконьеру» Раннета (так же исполнитель роли Ягуба).

Роли в кино

О. Н. Андровская и М. И. Жаров в фильме «Медведь». Режиссёр И. М. Анненский.
  1. 1915 — Царь Иван Васильевич Грозный — опричник
  2. 1924 — Аэлита — мужик
  3. 1924 — Папиросница от Моссельпрома — любознательный конторщик
  4. 1925 — Дорога к счастью
  5. 1925 — Его призыв («23 января») — рабочий
  6. 1925 — Шахматная горячка — маляр
  7. 1926 — Мисс Менд («Приключения трёх репортеров») — унылый половой
  8. 1926 — Последний выстрел
  9. 1926 — Случай на мельнице («Убийство на мельнице»)
  10. 1927 — Аня («Тайна Ани Гай»)
  11. 1927 — Дон Диего и Пелагея («Дело Пелагеи Деминой») — Член «Общества изучения деревни»
  12. 1927 — Кто ты такой?
  13. 1927 — Человек из ресторана — официант
  14. 1928 — Без ключа
  15. 1928 — Белый орел
  16. 1929 — Два-Бульди-Два
  17. 1931 — Манометр-2
  18. 1931 — Никита Иванович и социализм
  19. 1931 — Путевка в жизнь — Жиган
  20. 1932 — Двадцать шесть комиссаров
  21. 1933 — Окраина — студент Краевич
  22. 1934 — Гроза — Кудряш
  23. 1934 — Юность Максима — конторщик Дымба
  24. 1934 — Марионетки 
  25. 1935 — Любовь и ненависть
  26. 1935 — Три товарища — Зайцев
  27. 1937 — Возвращение Максима — конторщик Дымба
  28. 1937 — Пётр Первый — А. Д. Меншиков
  29. 1938 — Выборгская сторона — Дымба
  30. 1938 — Медведь — Григорий Степанович Смирнов
  31. 1939 — Ошибка инженера Кочина — следователь Ларцев
  32. 1939 — Степан Разин — Лазунка
  33. 1939 — Человек в футляре — Коваленко
  34. 1941 — Богдан Хмельницкий — дьяк Гаврила
  35. 1942 — Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька»)
  36. 1942 — Оборона Царицына — казак Перчихин
  37. 1942 — Секретарь райкома — партизан Гаврила Русов
  38. 1943 — Актриса — артист Жаров
  39. 1943 — Во имя Родины («Русские люди») — военфельдшер Глоба
  40. 1943 — Воздушный извозчик — Баранов Иван Кузьмич
  41. 1943 — Юный Фриц — Фриц
  42. 1944 — Иван Грозный (1-я серия) — Малюта Скуратов
  43. 1945 — Близнецы — Еропкин
  44. 1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор») — Малюта Скуратов
  45. 1946 — Беспокойное хозяйство — Семибаб
  46. 1947 — За тех, кто в море — Харитонов
  47. 1948 — Мичурин — Хренов
  48. 1949 — Счастливый рейс («Машина 22—12»)
  49. 1953 — Васса Железнова — Храпов
  50. 1954 — Анна на шее — Артынов
  51. 1954 — Ревизоры поневоле
  52. 1957 — Сапоги — Блистанов
  53. 1958 — Девушка с гитарой — директор магазина Свиристинский
  54. 1958 — Красные листья — Шипшинский
  55. 1959 — Млечный путь — Михаил Силович
  56. 1961 — Чужой бумажник — Николай Никанорович Старосельцев
  57. 1963 — Внимание! В городе волшебник! — повар
  58. 1963 — Каин XVIII («Два друга») — военный министр
  59. 1966 — Старшая сестра — Митя Ухов
  60. 1968 — Деревенский детектив — Фёдор Иванович Анискин
  61. 1973 — Самый последний день — Семён Митрофанович Ковалёв
  62. 1974 — Анискин и Фантомас — Фёдор Иванович Анискин
  63. 1978 — И снова Анискин — Фёдор Иванович Анискин

Режиссёр кино

  1. 1946 — Беспокойное хозяйство
  2. 1974 — Анискин и Фантомас
  3. 1978 — И снова Анискин

Предполагаемое участие в осуждении А. И. Солженицина

Информационный отдел пропаганды ЦК КПСС в секретном докладе «Об откликах советской общественности на выступление газеты „Правда“ со статьей „Путь предательства“» приписывает, в числе прочих деятелей культуры, М. Жарову кроме общего негодования в адрес А. Солженицина следующее личное высказывание: «Этому сукиному сыну нет места среди нас» [6].

Награды и премии

Михаил Жаров и филателия

Михаил Иванович коллекционировал почтовые марки по двум темам: «Искусство» и «Портреты на почтовых марках».

Примечания

  1. актер театра и кино Михаил Иванович Жаров биография
  2. Актеры советского и российского кино
  3. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 15. Докеры — Железняков. 1952. 652 стр., илл.; 60 л. илл. и карт.
  4. Добавление новости
  5. Спектакль «Гроза», страница аудио архива театра
  6. ИНФОРМАЦИЯ ОТДЕЛА ПРОПАГАНДЫ ЦК КПСС, ОТДЕЛА КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС И ОТДЕЛА НАУКИ И УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЦК КПСС «Об откликах советской общественности на выступление газеты „Правда“ со статьей „Путь предательства“» 15 января 1974 г. Секретно

Литература

  • Жаров М. И. Жизнь, театр, кино. М., 1967.
  • Меттер И. Михаил Жаров. М., 1939.
  • Ефимов Н. Михаил Жаров. Л., 1940.
  • Краснов П. Народный артист СССР М. И. Жаров. М., 1951.
  • Эфрон Н. «Алексей» — Жаров // Театр. 1937. № 8. С. 128—129.
  • Боровой Л. Заметки об актерских удачах // Театральный альманах. Кн. 7. М., 1948. С. 95—96.
  • Медведев Б. Рождение «Оптимистической трагедии» // Театр. 1957. № 9. С. 74—78.
  • Рыжова В. Полнота жизнеощущения // Театральная жизнь. 1960. № 21. С. 22-23.
  • Сладков Л. В гостях у Жарова // Филателия СССР. 1977. № 1. С. 20-21.
  • Гершкович А. А. Михаил Жаров. — М.: Искусство, 1976. — 152 с. — (Мастера советского театра и кино).

Ссылки

 Жаров, Михаил Иванович на сайте «Герои страны»

  • М. И. Жаров на сайте Малого театра
  • Михаил Жаров  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Биография М. И. Жарова на сайте RusActors.ru
  • Биография М. И. Жарова на сайте Кино-Театр. Ру
  • Как они умерли М. И. Жарова на сайте Советский Экран

Михаил Иванович Жаров.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24