Михаил Жаров | |||||||||||||
Имя при рождении: |
Михаил Иванович Жаров |
||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата рождения: | |||||||||||||
Место рождения: | |||||||||||||
Дата смерти: |
15 декабря 1981 (82 года) |
||||||||||||
Место смерти: | |||||||||||||
Гражданство: | |||||||||||||
Профессия: | |||||||||||||
Карьера: | |||||||||||||
Награды: |
|
||||||||||||
IMDb: |
ID 0955541 |
Михаи́л Ива́нович Жа́ров (15 (27) октября 1899, по другим источникам — 27 октября 1900[1], Москва — 15 декабря 1981, там же) — советский актёр театра и кино, народный артист СССР (1949).
Трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1947), Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС c 1950 года.
Михаил Жаров родился в Москве в семье типографского рабочего. Его отец, Иван Жаров — подкидыш, воспитывался в Николаевском приюте и свою фамилию получил от своей наставницы. Мать, Анна Семеновна Дроздова, происходила из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии[2].
В 1913 году отец устроил Михаила учеником наборщика в типографию, где работал сам.
с 1915 года Жаров — администратор и помощник режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.
В 1920 году окончил студию при Театре ХПСРО (педагоги А. П. Зонов и В. М. Бебутов); работал в Опытно-героическом театре.
В 1920 — актёр Первого передвижного фронтового театра.
в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова.
в 1921—1925 — Театра Мейерхольда.
В 1926—1927 и в 1929 — Бакинского рабочего театра,
в 1928 — Казанского Большого драматического театра,
в 1930 — Реалистического театра,
в 1931—1938 — Московского Камерного театра.[3]
С 1938 — актёр академического Малого театра.
В 1970 году на студии «Центрнаучфильм» был снят фильм «Жаров рассказывает…» о творчестве актёра (Режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович).
Дочь — Анна стала актрисой, служит в Малом театре.
Дебютировал в Театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в Театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69», 1927), демобилизованный будёновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933).
Наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара.
В кино Жаров дебютировал небольшой ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»).
Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937—1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).
Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актёра программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Как режиссёр Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппопортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым).
Информационный отдел пропаганды ЦК КПСС в секретном докладе «Об откликах советской общественности на выступление газеты „Правда“ со статьей „Путь предательства“» приписывает, в числе прочих деятелей культуры, М. Жарову кроме общего негодования в адрес А. Солженицина следующее личное высказывание: «Этому сукиному сыну нет места среди нас» [6].
Михаил Иванович коллекционировал почтовые марки по двум темам: «Искусство» и «Портреты на почтовых марках».
Жаров, Михаил Иванович на сайте «Герои страны»
Михаил Иванович Жаров.