Гроза | |
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Дата написания: |
1859 |
Дата первой публикации: | |
Текст произведения в Викитеке |
«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма.[1][2] Действие происходит летом в вымышленном городе Калинове на берегу Волги. Между 3-м и 4-м действиями проходит 10 дней.
Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. 9 октября драматург окончил «Грозу», а 14 октября уже отправил пьесу в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: оба имели семьи. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич тоже имел семью: он сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет[3][4].
Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.
В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.
Премьера прошла в Малом театре 16 ноября 1859 в бенефис С. В. Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Дикой — П. Садовский, Борис — Чернышев, Черкасов, Кабаниха — Рыкалова, Катерина — Никулина-Косицкая, Варвара — Бороздина 1-я, Кулигин — Дмитревский, Кудряш — В. Ленский, Феклуша — Акимова.
2 декабря 1859 спектакль впервые прошел в Александринском театре в бенефис Линской в роли Кабанихи; Дикой — Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — Мартынов, Катерина — Снеткова 3-я, Варвара — Левкеева, Кулигин — Зубров, Кудряш — Горбунов, Феклуша — Громова.
«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о ней с противоположных позиций писали Николай Добролюбов (статья «Луч света в тёмном царстве»), Дмитрий Писарев (статья «Мотивы русской драмы») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ») и Владимир Лакшин.
На сюжет пьесы «Гроза» написаны ряд опер (см. Гроза (опера)): в 1867 году композитором В. Н. Кашперовым на либретто собственного сочинения (опера поставлена в том же году в Москве и Санкт-Петербурге), затем — наиболее известная — Леошем Яначеком («Катя Кабанова», постановка 1921, Брно), в 1940 году Б. В. Асафьевым на собственное либретто, В. Н. Трамбицким на либретто И. И. Келлера, итальянским композитором Лодовико Рокка (итал. L’Uragano, 1952).[1]
Гроза (пьеса).