Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Константин Сергеевич Аксаков

(перенаправлено с «Константин Сергеевич Аксаков»)
Перейти к: навигация, поиск
Константин Сергеевич Аксаков
Дата рождения:

10 апреля 1817({{padleft:1817|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:10|2|0}})[1]

Место рождения:

село Ново-Аксаково, Бугурусланский уезд, Оренбургская губерния, Российская империя

Дата смерти:

19 декабря 1860({{padleft:1860|4|0}}-{{padleft:12|2|0}}-{{padleft:19|2|0}})[1] (43 года)

Место смерти:

остров Занте, Греция

Гражданство (подданство):

Россия

Род деятельности:

публицист, поэт, литературный критик, историк, лингвист.

Произведения в Викитеке
 Файлы на Викискладе

Константи́н Серге́евич Акса́ков (29 марта [10 апреля1817, с. Ново-Аксаково, Оренбургская губерния — 7 [19] декабря 1860, о. Занте, Греция) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства[2]; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Сёменовны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь.

Биография

В селе Аксаково (или Ново-Аксаково) провёл первые девять лет своей жизни. В 1826 году подростком его отвозят в Москву. В 1832 году пятнадцатилетний Аксаков был уже студентом словесного отделения (факультета) Московского университета. Профессорами на нём были Павлов, предшественник Белинского, Надеждин, Шевырёв, только что вернувшийся из-за границы. Словесность преподавал профессор П. В. Победоносцев, отец будущего обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева.

Кружок товарищей К. С. Аксакова состоял из Станкевича, Сатина, Кетчера, И. Клюшникова, Ев. Корша, В. Пассека, Белинского. В середине 1830-х годов к ним добавились Грановский, Боткин, Тургенев, Катков.

В 1837 году, в связи с отъездом Станкевича за границу распался его кружок и Аксаков примкнул к иному кружку — славянофилов: А. С. Хомяков, Киреевский, Ю. Ф. Самарин. В 1838 году Константин Аксаков отправился в Берлин. Здесь Константин влюбился в цветочницу, однако чувства не были взаимными и он на всю жизнь остался холостяком.

В 1841 защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. Константину Аксакову много несчастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II же, со статьёй Аксакова о «Богатырях князя Владимира», был уничтожен совсем, а её автору, как и другим участникам «Сборника» — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и его драма «Освобождённая Москва».

В 1857 году Константин Сергеевич редактировал газету «Молва». Литературная деятельность его обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках. Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы «Освобождённая Москва», «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем»). Полное собрание сочинений, изданное в Москве И. С. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III посвящён «Опыту русской грамматики».

Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенёс потери: лёгочная чахотка унесла его жизнь на ионическом острове Занте (Закинф) 7 декабря 1860 г.

Идеология

В работе О внутреннем состоянии России (1855) Аксаков утверждает, что русские — это «негосударственный народ», то есть не ищущий участия в управлении, а потому чуждый революционного и конституционного начала. Основу быта русского народа ещё до принятия христианства составляли общины. Государственный элемент появился позже как результат чуждого влияния. Аксаков решительно противопоставляет государственное (государево) общественному (земскому), под последним понимая духовно-нравственную деятельность, тогда как государство «по преимуществу дело военное», смысл которого в «защите и охранении жизни народа». Русское государство по сути есть монархия, ибо строжайшая дисциплина и единоначалие в военном деле уравновешиваются независимостью совести и мысли в деле общественном. Однако эта гармония государства и земли была нарушена Петром I, при котором правительство обособилось от народа. Государство начало вмешиваться в дела земли, из служителя народа оно превратилось в идол, требующий беспрекословного подчинения во всем. Так в России появились «внутренние язвы»: раскол, крепостное состояние и взяточничество.

В работе О русском воззрении (1856) он различает человеческое и национальное, провозглашая свою приверженность идеям славянофилов. «Деятельность народа, — пишет Аксаков, — как деятельность человека, должна быть самостоятельна». Здесь он решительно критикует попытки отождествления европейского с общечеловеческим, которая выражается в моде в одежде, языке и литературе. Суть этой моды в рабском заимствовании.

Примечания

  1. ↑ Краткая литературная энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1962—1978. — Т. 1.
  2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.

Ссылки

  • Аксаков, Константин Сергеевич в библиотеке Максима Мошкова
  • Аксаков, Константин Сергеевич — Биография. Библиография. Высказывания
  • Биография Константина Сергеевича Аксакова
  • К. С. АКСАКОВ — О внутреннем состоянии России
  • К. С. АКСАКОВ — О русском воззрении
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Константин Сергеевич Аксаков.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24