Кишинёвский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
1949 |
Количество маршрутов |
24 |
Длина контактной сети |
246 км. |
Количество троллейбусных парков |
3 |
Количество троллейбусов |
360 |
Модели эксплуатируемых троллейбусов | |
Стоимость проезда |
2 лея |
Компания-перевозчик |
Управление электротранспорта города Кишинёва |
Кишинёвский троллейбус — транспортная система города Кишинёв, столицы Республики Молдова.
Содержание |
История кишинёвского общественного транспорта берёт начало в 1889 году, с пуском в городе первой линии конно-железной дороги. В 1913 году конку сменил электрический трамвай. Перед Второй мировой войной по Кишинёву ходили 50 трамвайных вагонов, длина маршрутной сети кишинёвского трамвая составляла 14 километров. Отступая в 1944 году, гитлеровская армия уничтожила почти весь подвижной состав кишинёвского трамвая, часть вагонов была вывезена отступающими войсками. К 1949 году силами кишинёвских рабочих удалось восстановить только 20 вагонов, что не могло решить транспортную проблему города. В 1949 году городской Совет Кишинёва принял решение об организации в городе троллейбусного движения[1].
Первый троллейбусный маршрут заработал в 1949 году. Троллейбусы ходили от железнодорожного вокзала до Медицинского института. На улице Ленина были демонтированы трамвайные пути. В 1961 году трамвайное движение в Кишинёве было полностью прекращено, троллейбус остался единственным видом электротранспорта в городе.
Первый год эксплуатации троллейбусной системы на линию выходили 6 троллейбусов (МТБ-82Д). В 1950 году количество машин достигло 12, длина маршрута достигла 8.8 километра. В 1959 году открылся Троллейбусный парк № 1, количество троллейбусов достигло 50. Троллейбусная сеть развивалась постоянно. В 1966 году открылся Троллейбусный парк № 2, из стен которого на маршруты стали выходить 74 машины. В 1986 году открылся Троллейбусный парк № 3, расположенный в секторе Чеканы, обслуживающий около 35 % троллейбусного движения в городе[1].
В настоящее время троллейбусная сеть города охватывает все сектора Кишинёва — от Южного автовокзала (южная окраина Кишинёва) до улицы Ион Думенюк в секторе Чеканы (северная окраина города), троллейбусное сообщение налажено между центром города и его спальными районами (Старая Почта, Буюканы, Скулянка, Ботаника, Телецентр, село Дурлешты). Ежедневно на линии выходят до 280 троллейбусов. Продолжительность самого длинного маршрута — № 21 — достигает 16 километров в одном направлении[1].
На данный момент в Кишинёве действуют 22 троллейбусных маршрута. Время работы кишинёвского троллейбуса[2] с 5 до 23 часов, некоторые маршруты с 6 до 21 часов.
Оплата за проезд производится наличными кондуктору после входа в троллейбус. Оплатить проезд необходимо в течение одной остановки. До 2000 года проезд оплачивался водителю троллейбуса, после чего полученный билет было необходимо отметить в компостере. В 2012 году планируется ввести электронную систему оплаты проезда[3].
№ | Маршрут | Статус |
---|---|---|
1 | Окраина Скулянки — Улица Каля Ешилор — Проспект Штефана чел Маре — Бульвар Негруцци — Бульвар Гагарина — Бульвар Дечебал — Улица Зелинского (обратно через улицу Сармизегетуза) | действ. |
2 | Кольцевой: Бульвар Траян — Улица Гренобля — Улица Асаки - Улица Александри - Улица А. Матеевича — Улица Пушкина - Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля - Виадук — Бульвар Траян | действ. |
3 | Шоссе Балкань — Улица Алба-Юлия — Улица Крянгэ — Улица Белинского — Улица Лупу — Улица Стере — Улица Когылничану — Парк Валя Морилор — Улица А. Матеевич — Улица Александри — Шоссе Хынчешть (обратно через улицы Миорица, Асаки, Пушкина, Букурешть и Щусева) | действ. |
4 | Ботанический сад- Бульвар Дачия — Улица Индепенденцией — Улица Христо Ботева — Улица Трандафирилор — Бульвар Дечебал — Бульвар Гагарина — Бульвар Негруцци — Проспект Штефана чел Маре — Улица Бэнулеску-Бодони — Улица Букурешть — Улица Щусева — Улица Стере - Улица Лупу — Улица Белинского (обратно через улицы Крянгэ и Зелински) | действ. |
5 | Троллейбусный парк № 2 — Улица Мунчештская — Бульвар Гагарина ( Железнодорожный вокзал)— Негруцци — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Парк «Ла извор» | действ. |
6 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале - Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица Букурешть — Улица Щусева — Улица Стере — Улица Лупу — Улица Владимиреску (Дурлешты) — Дурлешты (обратно по улицам Когылничану, А. Матеевича, Пушкина) | Не действ. |
7 | Завод ЖБИ № 4 — Улица Заводская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале - Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица 31 август 1989 (обратно через улицу Пушкина) | действ. |
8 | Бульвар Траян — Бульвар Дечебал — Бульвар Гагарина — Бульвар Негруцци — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Парк «Алунелул» | действ.(с 18 июля 2011)[4] |
9 | Скиноаса - Шоссе Хынчешть — Южный автовокзал — Улица Миорица - Улица Асаки — Улица Халиппа — Улица Измаил - Северный автовокзал | действ. |
10 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале - Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица А. Матеевич — Улица Александри — Шоссе Хынчешть (обратно через улицы Миориа, Асаки и Пушкина) | действ. |
11 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале - Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Парк «Ла извор» (обрпатно через улицы 31 августа 1989 и Пушкина) | Не действ. |
12 | Улица Вадул-луй-Водэ — Улица Мештерул Маноле — Улица Волунтарилор — Улица Заводская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале - Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица 31 августа 1989 (обратно через улицу Пушкина) | Не действ. |
13 | Улица Ион Думенюк — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Мештерул Маноле — Улица Волунтарилор — Улица Заводская — Северный автовококзал — Улица Измаильская — Улица 31 августа - Улица Тигина - Улица М. Когэлничану | действ. |
14 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале - Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Проспект Штефана чел Маре — Улица Крянгэ — Улица Алба-Юлия — Шоссе Балкань (обратно через улицы 31 августа и Пушкина) | действ. |
15 | Бульвар Дачия — Виадук — Улица Букурешть — Улица Щусева — Улица Стере — Улица Лупу — Улица Конституцией (обратно через улицы Крянгэ и Белинского) | Не действ. |
16 | Стекольный завод — Мештерул Маноле — Улица Алеку Руссо — Улица Богдан Воевод — Бульвар Ренаштерий Национале - Проспект Виеру — Улица Космонавтов → Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица 31 августа 1989 (обратно через улицы Пушкина, Владимиреску и Киевской) | действ. |
17 | Скиноаса — Южный автовокзал — Шоссе Хынчешть — Улица Миорица — Улица Гренобля — Бульвар Траян — Бульвар Дачия — Виадук — Улица Букурешть — Улица Измаильская - Бульвар Кантемира — Бульвар Гагарина - Железнодорожный вокзал(обратно через Бульвар Дечебал) | действ. |
18 | Ботанический сад — Бульвар Дачия — Виадук — Улица Чуфля — Проспект Штефана чел Маре — Улица Каля Ешилор — Парк «Алунелул» | Не действ. |
19 | Улица Студенческая — Московский проспект — Улица Киевская — Улица Владимиреску — Бульвар Ренаштерий Национале - Проспект Виеру — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — ул. 31 августа 1989 — Улица Пушкина — Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля — Виадук — Бульвар Дачия — Ботанический сад(обратно через бульвары Дечебал, Гагарин и Негруцци) | Не действ. |
20 | Троллейбусный парк № 2 — Улица Буребиста — Улица Сармизегетуза — Улица Дечебал — Бульвар Гагарина — Улица Кантемира — Улица Измаильская — Северный автовокзал — Улица Измаильская — Улица Халиппа — Шоссе Хынчешть — Улица Докучаева (обратно через улицы Асаки, Мунчештская) | действ. |
21 | Стекольный завод — Улица Мештерул Маноле — Улица Алеку Руссо — Улица Богдан Воевод — Бульвар Ренаштерий Национале — Улица Оргеевская — Улица Петрикань — Улица Витязул — Улица Колумна — Улица Коанда — Улица Крянгэ — Улица Алба-Юлия — Шоссе Балкань (обратно через проспект Штефана чел Маре) | действ. |
22 | Шоссе Балкань — Улица Алба-Юлия — Улица Крянгэ — Проспект Штефана чел Маре — Улица Чуфля — Виадук — Бульвар Дачия — Ботанический сад | действ. |
23 | Улица Ион Думенюк — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Алеку Руссо — Улица Богдан Воевод — Бульвар Ренаштерий Национале — Улица Оргеевская — Улица Петриканы — Улица Витязул — Улица Колумна — Улица Коанда — Улица Каля Ешилор — Парк «Ла извор» (обратно через проспект Штефана чел Маре) | действ. |
24 | Улица Ион Думенюк — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Алеку Руссо — Улица Богдан Воевод — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица А. Матеевича — Государственный университет (обратно через улицы Пушкина, Владимиреску и Киевской) | действ. |
25 | Школа № 4 — Улица Чевкарь — Улица Оргеевская — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Улица Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Улица 31 августа 1989 (обратно через улицу Пушкина) | действ. |
26 | Школа № 4 — Улица Чевкарь — Улица Оргеевская — Бульвар Ренаштерий Национале — Улица Богдан Воевод — Улица Алеку Руссо — Проспект Мирча чел Бэтрын — Улица Ион Думенюк | действ. |
27 | Школа № 4 — Улица Чевкарь — Улица Оргеевская — Улица Петрикань — Улица Витязул — Улица Колумна — Улица Коанда — Улица Каля Ешилор — Парк «Ла извор» (обратно через проспект Штефана чел Маре) | Не действ. |
28 | Дурлешты — Улица Владимиреску (Дурлешты) — Улица Лупу — Улица Конституции — Улица Крянгэ — Проспект Штефана чел Маре — Бульвар Негруцци — Бульвар Гагарина ( Железнодорожный вокзал) | действ. |
29 | Аграрный университет — Улица Мирчешть — Улица Петрикань — Улица Оргеевская — Бульвар Ренаштерий Национале — Проспект Виеру — Космонавтов — Улица Митрополита Бэнулеску-Бодони — Парк «Штефан чел Маре» (обратно через улицы Букурешть, Щусева, Витязул) | действ. |
Другие маршруты троллейбуса, ныне не функционирующие:
Троллейбусный парк Кишинёва практически не обновлялся со времён СССР[8], его основу составляли устаревшие троллейбусы ЗиУ-9. У 250 троллейбусов завершился срок эксплуатации. 3 ноября 2010 года было принято решение о замене существенной части подвижного состава на современные низкопольные троллейбусы производства белорусской фирмы Белкоммунмаш БКМ-32102 и о закупке 102 машин этой модели для нужд города[9]. На 19 мая 2011 года были поставлены 25 троллейбусов, 16 из которых практически сразу же после начала эксплуатации вышла из строя и потребовала ремонта[10]. В прессе и ряде интернет-ресурсов появились сообщения о том, что «Белкоммунмаш» поставил в Кишинев троллейбусы, уже побывавшие в эксплуатации. Представители предприятия «Белкоммунмаш», которые занимаются сервисным обслуживанием своих машин, заявили, что причиной выхода из строя стало отсутствие опыта эксплуатации современных троллейбусов у молдавских специалистов, а также плохое качество дорожного покрытия[10].
Журналисты агентства «Пульс» сообщили, что на самом деле в Кишинёв поступили бракованные и недоработанные троллейбусы. Более того, по их данным, уже некоторое время назад 4 троллейбуса БКМ-32102 уже покупались Кишинёвом и показали себя в негативном свете, часто выходя из строя и требуя ремонта (наиболее частыми поломками были выход из строя компрессоров и центрального редуктора). Ни один из этих троллейбусов не доработал свой срок эксплуатации. Было заявлено также, что запасные части этих троллейбусов производятся в Германии и сервисное обслуживание по истечении срока гарантии будет обходиться городу достаточно дорого. Тем не менее, власти города настояли на покупке именно белорусских троллейбусов[11].
В прессу якобы попали документы, из которых выяснились подробности движения денежных средств, на которые закупались белорусские троллейбусы. По этим данным, средства шли не напрямую в Беларусь, они изначально перечислялись на счёт румынской фирмы-посредника Carpat Belaz Service SRL, юридический адрес которой расположен в столице Румынии — Бухаресте. Сколько средств из 10 миллионов евро, перечисленных за троллейбусы, должно достаться посреднику, пока остаётся не выясненным[11].
Тем не менее, эта информация была официально опровергнута представителями «Белкоммунмаша», заявивших, что это — предвыборная агитация против проправительственного кандидата в мэры города. Как сообщили представители компании, предприятие произвело более тысячи троллейбусов модели БКМ-32102, что говорит о том, что при и производстве применяются отработанные технологии и о том, что сборка данной модели является серийной. Троллейбусы данной модели, по словам представителей «Белкоммунмаша», успешно эксплуатируются в Белоруссии, а также за её пределами (Российская Федерация и Сербия).
Также «Белкоммунмаш» утверждает, что все троллейбусы, которые поставляются в Кишинёв, были изготовлены в феврале и марте 2011 года и удовлетворяют всем техническим запросам городских властей Кишинёва. Предприятие также потребовало от всех СМИ опубликовать официальное опровержение порочащих его репутацию сведений, заявив, что будет, в случае невыполнения этих требований, судиться с изданиями, опубликовавшими скандальные материалы[12]. Похожее заявление было сделано и компанией Carpat Belaz Service SRL[13]. На белорусском новостном портале действительно было опубликовано опровержение[10]. В Молдове опровержение не публиковалось.
Троллейбусные системы Молдавии (Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики) | |
---|---|
Городские | Бельцы¹ | Бендеры² | Кишинёв¹ | Тирасполь² |
Междугородние | Тирасполь — Бендеры² |
Закрытые | Солончены¹ |
Легенда: 1 — троллейбусная система контролируется Молдовой, 2 — троллейбусная система контролируется непризнанной ПМР |
Кишинёвский троллейбус.