Движение троллейбусов в Иркутске было открыло 6 ноября1970 года. Первый троллейбусный маршрут соединял остановки «Сквер им. Кирова» и «Поселок Энергетиков» (через плотину ГЭС). Первые шесть дней курсировало всего два троллейбуса, но уже 12 ноября их число выросло до двенадцати. Длина маршрута составила 12,6 километров в одну сторону и столько же в другую. В 1972 году первый маршрут был продлен до остановки «Жуковского». К 1979 году протяженность троллейбусных линий Иркутска составляла 58 километров, и на линиях работало 84 троллейбуса. В 2009 году троллейбусы перевезли 12,1 млн пассажиров принеся в городскую казну 86 млн рублей[2]. С конца 2011 года во многих троллейбусах появился бесплатный Wi-Fi.
Хронология развития маршрутной сети:
1972 год — маршрут № 1 продлен до ул. Жуковского (Сквер им. Кирова — ул. Жуковского)
2011 год — с 1 января маршрут № 1 изменил движение (ул. Жуковского — м-н Солнечный); маршрут № 3 изменил движение (предместье Марата — м-н Солнечный); маршрут № 10к переименован в № 10. С 1 августа восстановлена прежняя схема маршрутов 10 и 10к, маршрут № 10к. м-н Юбилейный (против часовой стрелки) — м-н Синюшина гора, маршрут № 10. Волжская — м-н Синюшина гора.[3]
Также в городе действовали следующие маршруты, в настоящее время закрытые:
№ 2. Сквер им. Кирова — Посёлок Энергетиков;
№ 2. Аэропорт — ул. Советская — Жуковского (позднее);
№ 3. Рынок Фортуна — Аэропорт (маршрут менялся несколько раз, с момента запуска ходил по маршрутам: микрорайон Байкальский — предместье Марата, Рынок Фортуна — Аэропорт, предместье Марата — Аэропорт);
№ 12. Волжская — Жуковского (ныне такой маршрут выполняется под номером 6а);
№ 12. Солнечный — Жуковского (позднее, ещё позднее работал также под номером 11, ныне такой маршрут выполняется под номером №1);
Маршрут № 6 некоторое время выполнялся с заездом в м-н Солнечный;
В конце 2009 г. буквально на несколько дней вводился маршрут № 8к: м-н Юбилейный (против часовой стрелки) — м-н Первомайский.
В советское время существовали планы прокладки троллейбусной линии в м-н Ново-Ленино и междугородной линии «Алюминиевый завод Шелехова — Сквер им. Кирова», которые не были реализованы.
Маршрутная сеть
Схема движения иркутского троллейбуса с ноября 2011 по август 2012. В этот период было организовано движение в объезд реконструируемого участка улицы Байкальской. После завершения реконструкции маршруты следования троллейбусов вернулись к прежним, при этом контактная сеть на существовавшем объезде не была ликвидирована.
В настоящее время в городе действует одиннадцать троллейбусных линий. Иркутский троллейбус начинает работу в 6.00 и заканчивает в 22.51 [4], перевозя более 30 тыс. пассажиров ежедневно. В будние дни на линию выходят 56 троллейбусов, а в выходные и праздничные дни — 53[5]. Износ подвижного состава составляет 12,5% (9 троллейбусов с истекшим сроком амортизации и 11 троллейбусам требуется проведение капитального ремонта).[6]
№ 1. м/р Солнечный — Академгородок — ул. Жуковского
№ 3. м/р Солнечный — Байкальский м/р — Сквер им. Кирова — рынок Фортуна — Предместье Марата
Согласно генеральному плану развития города до 2020 года развитие линий троллейбусного транспорта предусматривается практически во всех районах города:
прокладка троллейбусной линии в микрорайон Ново-Ленино и перенос туда троллейбусного депо;
прокладка линии по ул. Стасова (0,9 км);
прокладка линии по ул. Пискунова (2,0 км).
Завершение строительства четвёртого пускового комплекса Академического моста через р. Ангару, запланированное на октябрь-ноябрь 2012 [8], предполагает возможность пуска по нему троллейбусного движения, обеспечивающего хорошую транспортную связь Свердловского округа с центральной частью города. Планируется переработать схему движения, в частности появятся два кольцевых маршрута: 11 маршрут (мост Академический – улица Байкальская – плотина ГЭС – Лермонтова – мост Академический) и 12 маршрут (мост Академический – улица Лермонтова – плотина ГЭС – Байкальская – мост Академический)[9].
Троллейбусное депо МУП Иркутскгорэлектротранс находится по адресу: ул. Академическая, д. 1, тел. 42-55-20 (диспетчер по выпуску).
До 2009 года существовали диспечерские пункты МУП Иркутскгорэлектротранс. В настоящее время (с переводом контроля за троллейбусами на систему ГЛОНАСС) все диспетчерские закрыты, в связи с чем пассажиры общественного транспорта не имеют возможности получать информацию о движении троллейбусов без использования средств связи. Альтернативой диспетчерских пунктов на данный момент является сервис по определению местоположения общественного транспорта Иркутска - irkbus.ru (см. в разделе "Ссылки"). Информацию по движению троллейбусов и трамваев можно также получить, отправив смс на специальный номер. Кроме того, ранее диспетчерские выполняли роль столовых и пунктов отдыха для водителей. В настоящее время водители всех маршрутов (кроме № 4 и 5) на обеденные перерывы следуют в депо, что ведет к увеличению интервала движения и к увеличению «пустых» прогонов.