Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Императрица мария федоровна гневная, императрица мария корабль

«Императрица Мария»
Основная информация
Тип Линкор
Государство флага  Россия
Принадлежность Черноморский флот
Верфь Завод «Руссуд», Николаев
Строительство начато 30 октября 1911 год
Спущен на воду 1 ноября 1913 год
Введён в эксплуатацию 6 июля 1915 год
Выведен из состава флота 20 октября 1916 год (взрыв корабля),
1927 год (фактический вывод)
Современный статус разобран на металл
Параметры
Водоизмещение нормальное — 22 600 т, полное — 25 465 т
Длина 168 м
Ширина 27,3 м
Осадка 9 м
Бронирование Пояс — 262…125 мм,
верхний пояс — 100 мм,
башни — до 250 мм,
три палубы — 37+25+25 мм,
рубка — до 300 мм
Технические данные
Силовая установка 4 паровые турбины, 20 котлов системы Ярроу
Мощность 26 500 л. с. (19,5 МВт)
Винты 4
Скорость 21 узел (38,9 км/ч)
Дальность плавания 3000 морских миль
Экипаж 1220 матросов и офицеров
Вооружение
Артиллерийское вооружение 12 × 305-мм орудий,
20 × 130-мм орудий,
5 × 75-мм орудий
Торпедно-минное вооружение Четыре 457-мм торпедных аппарата

«Императри́ца Мари́я» — линкор-дредноут российского флота, головной корабль одноименного типа.

Содержание

История

11 июня 1911 года заложен на заводе «Руссуд» в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая». Своё название корабль получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги покойного императора Александра III. Корабль спущен на воду 6 октября 1913 года, к началу 1915 года почти достроен. Прибыл в Севастополь днем 30 июня 1915 года.

«Императрица Мария» в 1916 году

На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос, из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля (посадка «свиньёй»). По требованию Постоянной комиссии завод принял меры по облегчению носовой части. Представляют интерес замечания Постоянной комиссии, проводившей испытания линкора: «Система аэрорефрежерации артиллерийских погребов „Императрицы Марии“ испытывалась в продолжении суток, но результаты получались неопределенные. Температура погребов почти не понизилась, несмотря на суточную работу холодильных машин. Неудачно выполнена вентиляция. Ввиду военного времени, пришлось ограничиться только суточными испытаниями погребов». К 25 августа приемные испытания завершились.

С вступлением корабля в строй соотношение сил на Черном море резко изменилось. С 13 по 15 октября 1915 года линкор прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей («Пантелеймон», «Иоанн Златоуст» и «Евстафий») в Угольном районе. С 2 по 4 и с 6 по 8 ноября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей во время обстрела Варны и Евсинограда. С 5 февраля по 18 апреля 1916 года участвовал в Трапезундской десантной операции.

Летом 1916 года по решению Верховного главнокомандующего Российской армии императора Николая II Черноморский флот принял вице-адмирал Александр Колчак. Адмирал сделал «Императрицу Марию» флагманским кораблем и систематически выходил на нём в море.

20 октября 1916 года на корабле произошёл взрыв порохового погреба, корабль затонул (225 погибших, 85 тяжелораненых). Колчак лично руководил операцией по спасению моряков на линкоре. Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва.

Подъём корабля

Во время катастрофы с опрокидывающегося линкора сорвались с боевых штыров многотонные башни 305-мм орудий и затонули отдельно от корабля. В 1931 году эти башни были подняты специалистами экспедиции подводных работ особого назначения (ЭПРОН)[1] [2]. В некоторых СМИ распространена информация о том, что будто бы в 1939 году 305-мм орудия линкора были установлены в системе укреплений Севастополя на 30-й батарее, входившей в 1-й артдивизион береговой обороны[3], а три орудия были установлены на специальных железнодорожных платформах-транспортёрах ТМ-3-12.[4], однако эта информация является не более чем пересказом «красивой легенды», начало которой положил факт наличия на 30-й батарее орудийных станков с «Императрицы Марии». Достоверно известно, что одно из орудий было в 1937 году перестволено на сталинградском заводе «Баррикады» и отправлено в качестве запасного ствола на склад в Новосибирске, где и находилось всё последующее время. По мнению С. Е. Виноградова, можно с уверенностью полагать, что ни одно из одиннадцати остальных орудий не имело отношения к обороне Севастополя 1941—1942 годов[5].

Работы по подъёму корабля начали ещё в 1916 году по проекту, предложенному Алексеем Николаевичем Крыловым. Это было весьма неординарное с точки зрения инженерного искусства событие, ему уделялось достаточно много внимания. Согласно проекту в отсеки корабля, предварительно загерметизированные, подавался сжатый воздух, вытесняя воду, и корабль должен был всплыть вверх килем. Затем планировалось ввести судно в док и полностью загерметизировать корпус, а на глубокой воде поставить его на ровный киль. Во время шторма в ноябре 1917 года корабль привсплыл кормовой частью, полностью всплыл в мае 1918 года. Всё это время в отсеках работали водолазы, продолжалась выгрузка боеприпасов. Уже в доке с корабля была снята 130 мм артиллерия и ряд вспомогательных механизмов.[6][7]

Операцией по подъёму корабля руководили адмирал Василий Александрович Канин и инженер Сиденснер. В августе 1918 г. портовые буксиры «Водолей», «Пригодный» и «Елизавета» отвели всплывший корпус линкора в док. [8] В условиях гражданской войны и революционной разрухи корабль так и не был восстановлен. В 1927 году он был разобран на металл.

Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год.

Вот так вспоминал об этом событии матрос с немецкого линейного крейсера «Гёбен», который был свидетелем проводившихся работ:[9]

В глубине бухты у Северной стороны плавает килем вверх взорвавшийся в 1916 г. линкор «Императрица Мария». Непрерывно русские вели работы по его подъёму, и спустя год, килем вверх колосс удалось поднять. Под водой была заделана пробоина в днище, под водой же сняли и тяжёлые трёхорудийные башни.[10] Немыслимо тяжёлая работа! День и ночь напролёт работали насосы, которые выкачивали из корабля находящуюся там воду и одновременно подавали воздух. Наконец его отсеки осушили. Сложность состояла теперь в том, чтобы поставить его на ровный киль. Это почти удалось — но тут корабль снова пошёл ко дну. Заново приступили к работе, и спустя некоторое время, «Императрица Мария» снова плавала вверх килем. Но как придать ей верное положение, на этот счёт решения не было.

Версия гибели линкора

В 1933 году в ходе расследования диверсий на Николаевской судоверфи ОГПУ арестовало агента германской разведки Виктора Вермана, который якобы был завербован немецкими спецслужбами ещё в 1908 году. Из его признательных показаний следует, что он лично руководил операцией по уничтожению «Императрицы Марии».[11] Данная версия гибели линкора не была никем опровергнута.

Линкор в литературе и искусстве

См. также

Примечания

  1. 1931 г. Башня ЛК Императрица Мария
  2. Морские пушки на железной дороге.
  3. Линкор «Императрица Мария»
  4. Пушки на рельсах. — М. — 472 с.
  5. Виноградов, Сергей Евгеньевич 2 // «Императрица Мария» — возвращение из глубины. — СПб: Ольга, 2002. — Т. 2. — С. 88, 89. — 96 с. — (Русские дредноуты). — ISBN 5-86093-104-2
  6. Р. М. Мельников, ЛК типа «Императрица Мария»
  7. Мои воспоминания. — Москва: АН СССР, 1963.
  8. Виноградов, Сергей Евгеньевич 1 // Линейные корабли типа "Императрица Мария". — СПб: Ольга, 2002. — С. 39. — 116 с. — ISBN 5-86093-104-2
  9. Кооп Г. На линейном крейсере «Гёбен». — СПб.: «Корабли и сражения», 2002.
  10. Скорее всего, в этом месте ошибка, так как согласно другим источникам более детально знакомым с операцией подъёма эти башни сами упали.
  11. Статья на сайте ФСБ
  12. Сергей Сергеев-Ценский — Утренний взрыв (Преображение России — 7)

Литература

  • Р. М. Мельников, Линейные корабли типа «Императрица Мария»
  • Линейный корабль «Императрица Мария» Черноморского Флота
  • О. БАР-БИРЮКОВ (2007). «Катастрофа, затерявшаяся во времени...». Наука и жизнь (№11).
  • Мельников, Рафаил Михайлович Линейные корабли типа "Императрица Мария". — СПб: Гангут, 1993. — 5000 экз.
  • Виноградов, Сергей Евгеньевич 2 // "Императрица Мария" возвращение из глубины. — СПб: Ольга, 2002. — 96 с. — ISBN 5-86093-104-2
  • Виноградов, Сергей Евгеньевич 1 // Линейные корабли типа "Императрица Мария". — СПб: Ольга, 2002. — 116 с. — ISBN 5-86093-104-2

Императрица мария федоровна гневная, императрица мария корабль.

Банфето, Меган, Юнланд Йонас.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24