Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Зелёный мост (Вильнюс)

Зелёный мост

Вид с южного берега

54°41′29″ с. ш. 25°16′48″ в. д. / 54.691389° с. ш. 25.28° в. д. (G) (O) (Я)

Официальное название

Žaliasis tiltas

Область применения

автомобильный и пешеходный

Пересекает

Нерис

Место расположения

Вильнюс

Конструкция
Тип конструкции

однопролетный

Общая длина

102,9 м[1]

Ширина моста

24 м[1]

Эксплуатация
Открытие

1952 (современный)

Полезные ссылки

на Картах Google

Зелёный мост на 54°41′29″ с. ш. 25°16′48″ в. д. / 54.691389° с. ш. 25.28° в. д. (G) (O) (Я)

Зелёный мост (лит. Žaliasis tiltas) — один из важнейших мостов в Вильнюсе через реку Вилию (Нерис); соединяет улицу Вильняус (Vilniaus gatvė; в советское время улица Л. Гирос) с улицей Калварию (Kalvarijų gatvė; в советское время улица Дзержинского).

Сооружённый в этом месте мост неоднократно разрушался и заново отстраивался. Нынешний мост был построен после Второй мировой войны и стал одним из первых и самых важных мостов города, восстановленных после войны. Единственный в Вильнюсе и один из немногих мостов в Литве, украшенный скульптурами.

Содержание

История

Зелёный мост на акварели Юзефа Пешки

Первые недолговечные мосты на реке Вилии сооружались ближе к нынешнему устью Вильни, там, где образовывались отмели, приблизительно в том месте, где сейчас мост короля Миндаугаса. Письменные источники упоминают мост через Вилию, первоначально деревянный, в уже в конце XIV века.

Зелёный мост в 1870-х гг.

В 1529 году король польский и великий князь литовский Сигизмунд Старый поручил канцлеру Альберту Гоштовту построить каменный мост, однако этот замысел не был осуществлён. В 1536 году Сигизмунд Старый привилегию на строительство моста у дороги на Вилькомир (Укмярге) и взимание платы за проезд, в возмещение расходов по возведению, выдал виленского городничему Ульриху Гозиусу. Сооружение моста было завершено его сыном. Мост был деревянным на каменных опорах, на его концах стояли каменные ворота с жилищем на втором этаже для стражников и мытников. Мост был крытым; у его концов были построены торговые лавки. За переезд по мосту взималась значительная плата. В 1545 году мост был передан в ведение виленского магистрата. В начале XVII века мост, по описанию Алессандро Гваньини, был каменным и сверху крытым. После пожара 1655 года мост долго не отстраивали.

Зелёный мост в начале XX века

Новый мост был построен только в 1674 году. Построенный Фиком по проекту архитектора полковника Джамбаттиста Фредиани мост был деревянным, с арками. При весенних паводках ему наносился ущерб, отчего мост приходилось часто чинить. В 1759[2] или 1766 году[3][4] мост был выкрашен в зелёный цвет; с тех пор он носил своё название. Для охраны моста по его концам были построены каменные ворота.

В 1789 году проект нового моста разработал Лауринас Гуцявичюс. Однако к постройке был принят проект Маураха. Работами руководил Мартин Кнакфус. Новый мост сгорел в 1791 году и был восстановлен только около 1805 года. Восстановленный мост изображён на акварели Юзефа Пешки (1808). При нашествии Наполеона в 1812 году мост был сожжён отступающими русскими частями. Его отстроили в 18271829 годах (позднее реставрировался в 1848 году); в отсутствие моста переправа осуществлялась посредством парома.

Мост на почтовой открытке начала XX века

Восстановленный мост был четырехпролетным деревянным арочным на каменных опорах. Для защиты промужуточных опор от ледохода были устроены деревянные ледорезы. За время эксплуатации моста было произведено несколько ремонтов без изменения конструкции.

В 18931894 годах [5][6] (в некоторых источниках ошибочно указывается 1896 год[7]) по проекту и под наблюдением профессора Н. А. Белелюбского мост был перестроен. Мост стал однопролетным с пролетным строением в виде металлической фермы двухраскосного типа с ездой понизу длиной 85 метров[5]. По традиции он был выкрашен в зелёный цвет.

Журнал «Неделя строителя» в 1894 году писал, что «общий вид моста производит весьма благоприятное впечатление» [8].

Мост был взорван отступавшими немцами в 1944 году.

Мост Черняховского

Современный мост сооружён по проекту ленинградского института «Проектстальконструкция» [1] в 19481952 годах силами советских военно-инженерных войск Прибалтийского военного округа и получил имя генерала И. Д. Черняховского. Мост однопролетный балочный с криволинейным очертанием нижнего пояса. Длина моста составляет 102,9 м, ширина — 24 м, высота над уровнем воды — 15 м[1]. Устои моста облицованы гранитом. На устоях моста устроены гранитные спуски к воде. Перила моста чугунные художественного литья

Архитектурно-декоративную часть проекта разрабатывал авторский коллектив в составе архитектора Виктора Аникина, конструктора Э. Попова, скульпторов Бронюса Пундзюса, Юозаса Микенаса, Пятраса Вайвады, Наполеонаса Пятрулиса, Бярнардаса Бучаса, Юозаса Кедайниса, Бронюса Вишняускаса.

Мост украшен скульптурными группами пропагандистской тематики, установленными на гранитных постаментах по углам моста — «Учащаяся молодёжь», изображающая студента и студентку (Ю. Микенас и Ю. Кедайнис), и «Советской армии» («На страже мира»; Б. Пундзюс) на северном конце моста на Снипишках (Šnipiškės), у правого берега реки; «Сельское хозяйство» (П. Вайвада и Б. Бучас) и «Строительство и промышленность» (Н. Пятрулис и Б. Вишняускас) у левого берега.

В 2006 году был произведен ремонт моста — заменены гидроизоляция, покрытие проезжей части и тротуаров, коммуникации и освещение[1].

После восстановления независимости Литвы появились предложения о демонтаже скульптур, однако общественность и интеллигенция выступают против этого решения [9]. Осенью 2009 года планировалось произвести реставрацию скульптурных групп моста, состояние которых было признано неудовлетворительным. По оценкам специалистов требовалось около 40 000 LTL. В октябре 2009 года муниципалитет Вильнюса объявил, что не в состоянии выделить средства на проведение ремонта[10].

Интересные факты

  • 18 сентября 1999 года 47-летний литовский лётчик Юргис Кайрис (чемпион СССР, Литвы, Европы и мира в отдельных видах высшего пилотажа) на своём спортивном самолёте Су-26 пролетел под этим (и девятью другими мостами (в т. ч. и под Жверинским мостом с высотой пролёта всего 6 м), причём подряд), завершив свою программу пилотажа «мертвой петлей». Мосты и сам пилот были застрахованы на сумму в 2,5 млн долл. За этот полёт Кайрис получил в подарок от спонсоров новенький «Фольксваген».

Примечания

  1. ↑ Прошлое и настоящее мостов через Нерис
  2. Drėma, Vladas. Dingęs Vilnius. — Vilnius: Vaga, 1991. — С. 376. — 388 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-415-00366-5 (лит.)
  3. Kirkoras, Adomas Honoris. Pasivaikščiojimai po Vilnių ir jo apylinkės = Przechadzki po Wilnie i jego okolicach / vertė Kazys Uscila. — Vilnius: Mintis, 1991. — С. 108. — 280 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-417-00514-2 (лит.)
  4. Мацейка Ю., Гудинас П. Вильнюс. Путеводитель по городу / Перевод с литовского Д. Гельпернаса. — Вильнюс: Государственное издательство политической и научной литературы Литовской ССР, 1962. — С. 95—97. — 392 с. — 15 000 экз.
  5. 1 2 Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. — Стройиздат. Ленинградское отделение, 1982. — С. 62. — 152 с.
  6. Venclova, Tomas. Wilno. Przewodnik / Tłumaczenie Beata Piasecka. — R. Paknio leidykla, 2006. — С. 194. — 216 с. — ISBN 9986-830-47-8 (польск.)
  7. Maceika J., Gudynas P. Vadovas po Vilnių. — Vilnius: Politinės ir mokslinės literatūros leidykla, 1960. — С. 240. — 388 с. — 15 000 экз.
  8. Пунин А. Л. Архитектура отечественных мостов. — Стройиздат. Ленинградское отделение, 1982. — С. 72. — 152 с.
  9. Rudenį bus atnaujinamos Žaliojo tilto skulptūros  (лит.)
  10. Žaliojo tilto skulptūrų neremontuos  (лит.)

Литература

  • Мацейка Ю., Гудинас П. Вильнюс. Путеводитель по городу / Перевод с литовского Д. Гельпернаса. — Вильнюс: Государственное издательство политической и научной литературы Литовской ССР, 1962. — С. 95—97. — 392 с. — 15 000 экз.
  • Drėma, Vladas. Dingęs Vilnius. — Vilnius: Vaga, 1991. — С. 376. — 388 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-415-00366-5 (лит.) * Vilnius 1900—2005. Naujosios architektūros gidas. A guide to modern architecture / redaktoriai Darius Osteika, Jūratė Tutlytė.. — Vilnius: Architektūros fondas, 2005. — С. G 2. — ISBN 9955-9812-0-2
  • Venclova, Tomas. Wilno. Przewodnik / Tłumaczenie Beata Piasecka. — R. Paknio leidykla, 2006. — С. 194. — 216 с. — ISBN 9986-830-47-8 (польск.)

Зелёный мост (Вильнюс).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24