Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Железнодорожная линия льгов-готня, железнодорожная линия голутвин озеры

Выборг — Вещево — Мичуринское
Страна

Россия

Состояние

недействующая

Обслуживание
Год открытия

1928

Год закрытия

2009

Подчинение

ОАО «РЖД»

Технические данные
Протяжённость

21 км

Выборг — Вещево — Мичуринское — железнодорожная линия протяжённостью 70 километров, построенная в конце 1920-х годов на территории независимой Финляндии. Планировалось довести её до станции Сосново, тем самым соединить Выборгское и Приозерское направления. Участок Мичуринское — Сосново достроен не был, линия так и осталась тупиковой. После войны была восстановлена только от Выборга до Житково. В 2001 году был закрыт и перегон Вещево — Житково. Ныне сохранился лишь участок от Выборга до Вещево, протяжённостью 21 километр.

Содержание

История

В составе Финляндии

Решение о строительстве железной дороге Viipuri (ныне Выборг) — Heinjoki (ныне Вещево) — Ristseppälä (ныне Житково) — Äyräpää (ныне Барышево) — Valkjarvi (ныне Мичуринское) было принято правительством Финляндии в 1919 году.

Первоначально линия была государственной. Линия пролегала недалеко от границы с Советским Союзом и имела важное стратегическое значение, способствовала развитию сельского хозяйства и промышленности на юго-востоке страны.

В 1936 году в Сейме рассматривался проект строительства ответвления до станции Мюллюпельто. Однако проект принят не был. В дальнейшем идею строительства этого ответвления поднимали ещё раз, однако все дальнейшие работы по проектированию прервала Зимняя война.

В том же году в Сейме рассматривался ещё и проект продления ветки от Valkjarvi (ныне Мичуринское) до Rautu (ныне Сосново). Но из-за Зимней войны работа и над этим проектом была прервана. После окончания Зимней войны, дорогу пытался достроить Советский Союз, но летом 1941 года начинается новая — Великая Отечественная — война. Этот участок железной дороги так и не достроили.

Участок Liimatta (ныне Лазаревка) — Äyräpää (ныне Барышево) протяжённостью 45 км был открыт для движения поездов 1 ноября 1928 года, а участок Äyräpää (ныне Барышево) — Valkjarvi (ныне Мичуринское) (25 км) — 1 января 1930 года.

В период Советско-финской войны

30 ноября 1939 года СССР напал на Финляндию. За три месяца ценой огромных потерь был захвачен Карельский перешеек, железнодорожная линия Выборг — Мичуринское, согласно Московскому мирному договору, перешла к СССР.

22 июня 1941 года Финляндия одновременно с нацистской Германией напала на СССР и вскоре восстановила контроль над территориями, утраченные в 1940 году. В 1944 году территория Карельского перешейка, Северного Приладожья и района Печенги окончательно перешла к Советскому Союзу.

В годы войны ветка подверглась серьёзным разрушениям и в послевоенное время была восстановлена только на участке Лазаревка (Liimatta) — Житково (Ristseppälä).

Постсоветский период

По состоянию на лето 1996 года, на линии Выборг — Житково существовало пассажирское и грузовое движение. Были в ходу три пары пригородных поездов Выборг — Житково: 5:10 — 6:13, 15:05 — 16:08, 18:20 — 19:24, обратно 6:31 — 7:36, 16:17 — 17:20, 19:36 — 20:42. На маршруте работали четырёхвагонные дизель-поезда Д1.

В 1999 году пассажирское движение на железной дороге Выборг — Житково было прекращено из-за плохого состояния пути. С тех пор движения на перегоне Вещево — Житково не было, на станции Вещево поддерживалась минимальная грузовая работа (вывоз груза из балластного карьера 3-4 раза в неделю).

С 24 апреля 2000 года на линии было восстановлено пассажирское движение, но только до станции Вещево: две пары поездов, утром — ежедневно, вечером — по рабочим дням. Однако 27 апреля движение было вновь прекращено.

По состоянию на май 2000 года, на перегоне Вещево — Житково рельсы были украдены на протяжении нескольких сотен метров. На подъезде к станции Житково сохранился семафор, на станции стояли разбитые вагоны дизель-поездов Д1.

26 мая 2000 года движение пригородных поездов сообщением Выборг — Вещево было вновь возобновлено. А оборудованный настоящими семафорами перегон Вещево — Житково (последний на Карельском перешейке) в 2001 году был окончательно разобран (уже силами МПС).

По состоянию на май 2005 года, пригородный поезд сообщением Выборг — Вещево курсировал дважды в сутки (только по рабочим дням), утром и вечером. Поезд состоял из тепловоза М62 и двух пассажирских вагонов. Линией пользовались в основном жители посёлков Перово и Вещево для поездок к месту работы — в город Выборг, этим было обусловлено отсутствие движения в выходные дни.

Промежуточных раздельных пунктов на линии к тому времени не осталось, бывшая станция Перово представляла собой остановочный пункт. На остановочных пунктах Кархусуо, Перово и Вещево сохранились финские платформы, сложенные из крупных грубо отёсанных гранитных блоков.

По состоянию на 2008 год, являлся одним из самых убыточных малодеятельных участков Октябрьской железной дороги.

1 апреля 2009 года пассажирское движение на линии Выборг — Вещево было окончательно закрыто[1], и в ближайшее время его восстановление не планируется.

Краткое описание

На ветке 5 остановочных пунктов: Кархусуо, 5 км, Перово, Осиновка, Вещево.

Кархусуо

Платформа Кархусуо расположена на территории Выборгского городского поселения, близ посёлка Светлое. На остановочном пункте сохранилась платформа финской постройки. Платформа расположена с северной стороны пути.

5 км

Остановочный пункт «5-й километр» находится около одного из садоводств, входит в черту города Выборга. На остановочном пункте относительно новая железобетонная платформа.

Перово

Бывшее станционное здание в Перово

Бывшая станция, а ныне остановочный пункт Перово расположена в одноимённом посёлке. На станции сохранилась платформа финской постройки. Деревянное здание вокзала расположено с южной стороны железнодорожного полотна. Вокзал был построен в 1928 году, ныне закрыт.

Осиновка

Остановочный пункт Осиновка расположен в одноимённом нежилом посёлке. На остановочном пункте сохранились остатки финской платформы, а также фундамент вокзала. Вокзал был построен в 1928 году, в начале 90-х годов ХХ века разобран на доски и растащен[2].

Ранее остановочный пункт являлся разъездом. В начале 90-х годов ХХ века разъезд был упразднён[2].

Вещево

Станция Вещево расположена на 21-м километре, в одноимённом пристанционном посёлке. На станции 4 пути, финская платформа. С 2001 года — конечная станция на ветке.

Житково

После прекращения движения на перегоне Вещево — Житково на станции Житково остались несколько вагонов дизель-поездов Д1. Потом рельсы на перегоне местами украли, движение по перегону оказалось невозможным, и вагоны оказались отрезанными от «внешнего мира». Ныне в посёлке Житково от станции осталась лишь платформа финской постройки, вагоны дизель-поездов Д1 растаскали на металлолом.

Мичуринское

В посёлке Мичуринское от железной дороги остались платформа финской постройки и здание бывшего паровозного депо с поворотным кругом.

На месте участка Житково — Барышево — Мичуринское проходит лесная дорога.

Интересные факты

  • На 7-м километре, в 450 метрах к югу от железнодорожного полотна, расположена электрическая подстанция. Ранее, между остановочными пунктами «5 километр» и «Перово» было ответвление к ней.

Примечания

  1. Электричку на Вещево заменили автобусом
  2. ↑ Обрывки сиюминутных мыслей… — Осиновка, Выборгский район, Ленинградской области.

Источники

  • Железнодорожная линия Выборг — Вещево — Сосново на сайте С. Болашенко
  • Путь в Вещево (2005 год)
  • Забытая железная дорога

Железнодорожная линия льгов-готня, железнодорожная линия голутвин озеры.

Файл:Suvorov Alex V.jpg, Файл:Пинск. Баптистская церковь..JPG, Старомалиновское сельское поселение, Добреску, Эмильян.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24