Олег Даль | |
Олег Иванович Даль | |
Имя при рождении: |
Даль, Олег Иванович |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
г. Люблино, |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: | |
IMDb: |
ID 0197558 |
http://www.oleg-dal.ru/ |
Оле́г Ива́нович Даль (25 мая 1941, Люблино, Московская область, РСФСР, СССР — 3 марта 1981, Киев, УССР, СССР) — советский актёр театра и кино. Автор стихотворений и театральных постановок.
Содержание |
Олег Даль родился 25 мая 1941 года в городе Люблино Московской области (ныне район Москвы). Отец — Иван Зиновьевич Даль — был крупным железнодорожным инженером, мать — Павла Петровна — учительницей[1]. В семье Далей была также дочь — Ираида. Существует версия о том, что Олег Даль является потомком Владимира Ивановича Даля[2].
Детство Даля прошло в городе Люблино, во дворе дома № 63 по ул. Московская, ныне Люблинская улица (в те годы Люблино ещё не было районом Москвы). Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем. Со школьных же лет началось его увлечение творчеством: живописью, литературой.
В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.
На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова. По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища, которым руководил Николай Анненков. На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов, Виталий Соломин.
Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова[1]. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войну и мир» (но пробы Даль не прошёл), и Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году).
Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти[1].
В 1967 году Олег Даль снимается в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности так и не принесла, так как фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном». Однако тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», где Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран и об Олеге Дале узнала вся страна[1], его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.
Он создаёт широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка»), Евгений Крестовский («Земля Санникова»), Теодор Христиан и его Тень («Тень»). В 1969 году создает образ Шута в «Короле Лире» (режиссёр Козинцев). На съёмках этого фильма он познакомился со своей будущей женой[3] и в том же 1969 году женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (1937—2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума.
Одновременно Олег Даль плодотворно работает в театре. В 1963 году молодой актёр получает приглашение в театр «Современник». Однако в течение примерно пяти лет он играл только роли второго плана. В 1968 году Даль играет Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых ярких сыгранных актёром в «Современнике». Образу вора Васьки Пепла Олег Даль даёт неожиданную трактовку — устремлённого к счастью и красоте человека.[1] В дальнейшем он с успехом играл в таких постановках театра «Современник» как «Валентин и Валентина» Рощина, «Провинциальные анекдоты» Вампилова, «Из записок Лопатина» Симонова, «Принцесса и дровосек» Микаэлян и Волчек. Одной из самых популярных работ Олега Ивановича в театре в те годы стала роль Мужчины, в спектакле «Вкус черешни». С ним сотрудничают такие известные режиссёры, как Фокин, Райхельгауз, Волчек, Эфрос. Спектакль «Принцесса и дровосек» (1969) стал первым опытом Даля как режиссёра. В этом спектакле он исполнил также одну из главных ролей.
В 1971 году выходит на экраны фильм-сказка Надежды Кошеверовой «Тень», где Олег Даль сыграл сразу две роли: учёного Христиана-Теодора и его Тени. Учёный Христиан-Теодор, воплощённый на экране Далем — добрый, милый неудачник в потертом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но вдруг приключение оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андерсеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с дикими животными повадками.
У Олега был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он постоянно менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971—1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. В 1975 году Даль разрывает с «Современником» . Олег Даль поступает на режиссёрские курсы ВГИК (мастерская Хейфеца), но не заканчивает их. В 1977—1978 в труппе Московского театра на Малой Бронной.
1973—1974 годы стали весьма плодотворными — Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант „Омега“».
В 1975 году Анатолий Эфрос даёт возможность осуществиться давней мечте Олега Даля, предлагая ему сняться в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного персонажа повести.
Встреча с А. В. Эфросом вновь вернула Олега Даля в лоно театра. Он пришёл в «Театр на Малой Бронной», где сыграл разные роли, в том числе Алексея Николаевича Беляева («Месяц в деревне» И. С. Тургенева), который, словно ветер, врывался в неподвижность и томительность дома Ислаевых
.В 1977 году Олег Даль снимается у Анатолия Эфроса в фильме «В четверг и больше никогда» в роли Сергея. Последней их совместной работой стала картина «Острова в океане» (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жёсткий, а за этой жесткостью — чрезвычайная тонкость и хрупкость», — говорил об актёре А. В. Эфрос
.Фильм «Отпуск в сентябре» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», 1979) стал большим этапом и одной из последних значительных работ в творчестве Даля. К сожалению, картину тогда посчитали упаднической и до широкого проката не допустили. Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года.
11 ноября 1980 Даль вошёл в труппу Малого театра, где ему удалось сыграть одну роль (31 декабря 1980) Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1980).
В конце 1970-х после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега известным режиссёрам он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение 10 лет был «невыездным» и ему не разрешали покидать пределы СССР[4]. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Олег Даль пережил очень тяжело[5]. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения[6].
Актёр много пил и даже предпринял меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце[6]. Несмотря на это, работал он на износ и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе[4].
В шутку называл себя «инородным» артистом, горько перефразируя звание «народный артист».
Олег Даль ушёл из жизни 3 марта 1981 года в гостиничном номере, во время творческой командировки в Киеве. Последним человеком, который видел Даля живым, был актёр Леонид Марков, с которым они вместе пробовались в одну картину. Они ужинали в ресторане гостиницы, после чего Даль попрощался и сказал: «Ну все, пойду к себе умирать». По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой[4]. Вдова актёра отрицает эту трактовку, считая что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца»[7]. Похоронен актёр 7 марта 1981 года на Ваганьковском кладбище в Москве.
Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра[8].
Актёр был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта (фильм "Экипаж", роль Скворцова, бортинженера), Михаил Козаков[3]. Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.
Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной[9].
В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).
По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра.
Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Все чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь.В нем всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал – против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств.
…Даль ничего не делал формально, у него все наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а пленка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.— Анатолий Эфрос, Книга четвёртая[10]
Эдвард Радзинский так отзывался о нём:
Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…[9]
Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:
Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен[9].
Был женат трижды.[11] Детей нет.
Даль олег жены, даль олег иванович кинопоиск.
Porcellio ater, Бехтеев, Сергей Сергеевич (старший), Тибо де Люксембург, Рамальо, Родриго, Коробков, Виктор Михайлович.