Родился примерно в 1480 году[3], происходил из дворянского рода Арцруни. Обучение прошёл в монастыре св. Ншана в Арджеше, у вардапетов Григора Арчишеци и Овсепа Ахтамарци[4][5]. С 1512 года — католикос Ахтамарской епархии, на престол взошёл не посредством выборов, а по наследственному праву — как представитель Арцрунидов. Писал историко-житийные поэмы, патриотические песни, многочисленные четверостишия (кафа)[6], а также, несмотря на своё религиозное мировоззрение, стихи о весне, любви и мирских радостях[7], воспевал красоту природы, славил жизнь[1]. Сильная любовь Григориса к красоте природы, возможно, связана с живописными окрестностями Ахтамара[8]. Большинство сочинений написаны между 1515 и 1524 гг.[9]. Судя по любовным стихам, Ахтамарци испытал в своей жизни сильное любовное чувство, однако был отвергнут[10][11]. Его лирические стихи выделяются яркостью образов, сочностью языка и жизнерадостным мироощущением[7]. В творчестве прослеживается сильное влияние персидской литературы, в свои стихотворения вставлял турецкие и персидские фразы, преимущественно эпитеты и метафоры, чтобы усилить восприятие создаваемого образа[12][13][14], часто использовал популярный в восточной поэзии мотив диалога соловья и розы[15]. В некоторых лирических стихах («Цветы сказали: „Остановись“», «Цветут цветы в моем саду», «Песнь о розе и соловье», и т.д.) заключена аллегория. Среди них особым глубокомыслием выделяется «Песнь об одном епископе» — аллегорический таг об отношениях души и тела, об уходящей жизни и вечной жизни[11][2][4]. «Песнь об одном епископе» был включён в церковно-обрядовый сборник «Маштоц» как духовная песня, однако позже была воспринята дословно и, в качестве любовной песни, обрела народный характер. Другие духовные таги Ахтамарци также со временем стали народными песнями, вследствие чего некоторые ранние исследователи ошибочно считали их не авторскими произведениями, а результатами народного творчества[15][16][17].Вероятно владел и арабским языком. Отредактировал и дополнил кафами «Истории Медного Города» и «Историю Александра Великого»[18]. Свои рукописи нередко раскрашивал миниатюрами. Умер в середине XVI века, последнее достоверное упоминание относится к 1544 году.
известные стихотворения
«Песнь об одном епископе» (арм.«Տաղ վասն եպիսկոպոսի միոյ»), также «Каждое утро и свет», (арм.«Ամէն առաւօտ եւ լոյս»)
«Песнь о розе и соловье» (арм.«Տաղ վասն վարդի և պիւլպիւլի»), также «Когда исчезла роза», (арм.«Յետ գնալոյ վարդին»)
«Весна пришла, сады в убранстве роз» (арм.«Գարունն է բացվեր, վարդն ի պաղչանին»)
«Житие Мариноса» — написана в 1516 году. В основу положен соответствующий житийный текст из «Айсмавурка» Исраэла Хаченци (XIII век). Состоит из 70 строф, 56 из которых повторяют содержание житийного текста[19].
«Мученичество Аствацатура Хтаеци» — написана в 1519 году, вскоре после смерти Хтаеци, и отличается исторической точностью[17].
«Житие Овсепа Ахтамарци» — написана в 1544 году, вскоре после смерти вардапета Овсепа[20]
отредактировал «Историю Александра Великого» (сочинение псевдо-Каллисфена, переведённое с греч. на арм. в V веке) и обогатил его около 170 кафами. Сохранились две авторские рукописи 1526[21] и 1536[22] гг., раскрашенные миниатюрами самим Григорисом[8].
отредактировал «Историю Медного Города» (отрывок из «Тысячи и одной ночи», переведенный на арм. в X веке) и дополнил несколькими кафами
Издания трудов и биографических исследований
Карапет Костанянц Григорис Ахтамарци и его стихи = Գրիգորիս Աղթամարցին եւ իւր տաղերը. — Тифлис: изд.-во М. Шарадзе, 1898. — 127 с.
Маис Авдалбекян Григорис Ахтамарци. Исследование, критические тексты и примечания = Գրիգորիս Աղթամարցի. Ուսումնասիրություն, քննական բնագրեր և ծանոթագրություններ. — Ер.: изд. АН АрмССР, 1963. — 360 с.
Григорис Ахтамарци Стихотворения = Տաղեր / Авт. предисл. М. Авдалбекян. — Ер.: Советакан Грох, 1984. — 118 с.
переводы В. Брюсова некоторых стихов Григориса на русский язык можно найти в
Армянская средневековая лирика. — 2-е. — Л.: Советский писатель, 1972. — С. 271—283. — 392 с.
Антология армянской поэзии с древнейших времен до наших дней. — М.: гос. изд-во худож. лит-ры, 1940. — С. 272—282. — 718 с.
Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней. — М.: изд-во Московского Армянского Комитета, 1916. — 524 с.
↑ 12История армянского народа / Под ред. М. Г. Нерсисяна. — Ер.: изд-во Ереванского университета, 1980. — С. 178. — 460 с.
↑ The Forgotten Patriarchate: A Brief Historical Note on the Armenian Catholicosate of Aghtamar // The Glastonbury Review. — 2013. — № 123.
Григорис Ахтамарци // Видные деятели армянской культуры V—XVIII вв. = Հայ մշակույթի նշանավոր գործիչները V—XVIII դդ.. — Ер.: изд. ЕГУ, 1976. — С. 455—463. — 579 с.
↑Zabelle C. Boyajian Armenian Legends and Poems. — Abela Publishing Ltd, 2009. — С. 243—244. — 288 с. — ISBN 1907256180.
↑ Old Armenian literature, by Poghos Khachatryan, Doctor of Philology
↑Анатолий Демин О художественности древнерусской литературы. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. 681. — 848 с. — ISBN 5-7859-0064-5.
К вопросу о влиянии персидской литературы на творчество Григориса Ахтамарци // Известия АН АрмССР. — Ер., 1960. — № 5—6. — С. 191—204.
Расшифровка персидских строк в песнях Григориса Ахтамарци // Историко-филологический журнал АН АрмССР. — Ер., 1960. — № 1. — С. 201—222.
↑ 12A. J. Hacikyan, G. Basmajian, E. S. Franchuk, N. Ouzounian The Heritage of Armenian Literature: From the sixth to the eighteenth century. — Literary Collections, 2002. — 1105 с. — ISBN 0814330231.
К вопросу об авторе известной средневековой песни // Известия АН АрмССР. — Ер., 1962. — № 10. — С. 61—74.
↑ Григорис Ахтамарци = Գրիգորիս Աղթամարցի // Энциклопедия «Христианская Армения». — Ер., 2002. — С. 251—252. — ISBN 5897000166.
Григорис Ахтамарци как автор каф «Истории Александра Македонского» = Գրիգորիս Աղթամարցին իբրև «Պատմութիւն Աղեքսանդրի Մակեդոնացիոյ» վեպի կաֆաների հեղինակ // Вестник общественных наук АН АрмССР. — Ер., 1968. — № 8. — С. 85—93.
Поэма Григориса Ахтамарского «Житие Мариноса» и ее прототип. // Известия АН АрмССР. — Ер., 1945. — № 1—2. — С. 77—90.
Овсеп Ахтамарци = ՀՈՎՍԵՓ ԱՂԹԱՄԱՐՑԻ // Армянская краткая энциклопедия. — Ер.: изд-во «Армянская энцикопедия», 1999. — Т. 3. — С. 372.