Глебова Татьяна Николаевна | |
Род деятельности: |
живописец, график |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Петродворец |
Татья́на Никола́евна Гле́бова (28 марта 1900 г., Санкт-Петербург – 4 марта 1985 г., Петродворец) – русский художник, живописец, график.
Содержание |
Отец – Николай Николаевич Глебов (1864-1941), инженер, земский деятель, владелец и акционер электрических заводов (в т.ч. «Электросила» в СПб), основатель Русского электрического акционерного общества «Динамо» (Москва) в 1913 г. Член ЦК к.-д. партии. Автор многочисленных философских трудов;[1] друг В. И. Вернадского (1917-1941).
Мать – Мария Сергеевна Барыкова (1875-1942); бабушка - Анна Павловна Барыкова (1840-1893), поэтесса; прабабушка - Мария Фёдоровна Каменская (1817-1898), писательница; прапрадед – граф Фёдор Петрович Толстой (1783-1876), художник, профессор Академии Художеств.
Сестры – Анна Николаевна Михайловская (1897-1981), поэтесса; Людмила Николаевна Глебова (1917-1990), поэтесса и художница.
Муж (с 1943) – Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973), художник.
Родилась в Петербурге. Училась в гимназии М. Н. Стоюниной.
В 1918-1921 гг. жила с семьёй в имении Коротнево [2](Андрейцево) Мологского уезда Ярославской обл. Училась в Рыбинской музыкальной школе; зиму 1920-21 гг. провела в Рыбинске. Весной 1921 г. вернулась в Петроград и поступила в Консерваторию. Познакомилась с музыкантами М. В. Юдиной и И. А. Браудо, ставшими её друзьями на долгие годы. В 1922 г. ушла из Консерватории и поступила работать художником на Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. С 1924 г. училась в частной студии у А. И. Савинова.
В 1925 г. обратилась к художнику Павлу Филонову с просьбой принять её в ученики; в 1926 г. начала работать под его руководством. В 1927 г. вместе с коллективом «Мастеров аналитического искусства» (МАИ) под руководством П. Н. Филонова оформляла Дом Печати (её работой было живописное панно «Тюрьма»). Участвовала в выставках МАИ. В 1932-1933 гг. принимала участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ и в ГТГ (работа «Разрез нашего дома»). В 1932 г. вместе с другими членами МАИ участвовала в оформлении издания финского эпоса «Калевала».
С 1926 г. начала работать в книжной графике, иллюстрируя книги для детей. Многие книги оформила в соавторстве с художницей А. И. Порет. Дружила в 1930-е гг. (до начала войны) с поэтами А. И. Введенским и Д. И. Хармсом. В 1931 г. оформила оперу Р. Вагнера «Мейстерзингеры» в Малом Оперном театре. Продолжала работать как художник театра и кино до 1943 г.
В 1941 г., после начала войны, осталась в Ленинграде, пережила первую блокадную зиму. Вела дневник [3] и ежедневную творческую работу. В декабре 1941 г. похоронила своего отца и своего учителя П. Н. Филонова, весною 1942 г. потеряла мать (умерла в эвакуации). Летом 1942 г. эвакуировалась в Алма-Ата. В эвакуации много работала и участвовала в выставках. Вышла замуж за художника В. В. Стерлигова (1900—1973). Возвратилась в Ленинград в конце 1945 г.
В пятидесятые годы написала много живописных работ, но выставляла их крайне редко. Дружила в эти годы с художницей В. П. Яновой (Траугот), Е. К. Лившиц, Я. С. Друскиным.
В 1960-е гг. В. В. Стерлигов разрабатывал новые структурно-пластические основы образного языка живописи. Т. Н. Глебова разделила с ним работу в новой художественной форме. В 1963-1966 гг. она, вместе со Стерлиговым, собрала круг художников-единомышленников и создала с ними «Старопетергофскую школу».
В 1968 г., после многолетних усилий Т.Н.Глебовой и её друзей П. Я. Зальцмана, В. В. Стерлигова, Е. Ф. Ковтуна), открылась первая послевоенная выставка П. Н. Филонова в Ленинграде.[4] К этому событию Т. Н. Глебова написала воспоминания о своём учителе: «Как мы учились у П.Н.Филонова».[5] В 1970-е гг. написала также воспоминания о М.В.Юдиной (1973), А.А. Ахматовой (1975), Д.И.Хармсе (1975-76).
В 1971-1973 гг. Глебова, вместе с В.В. Стерлиговым, проводила в своей мастерской (улица Ленина, д.52, кв. 43) «квартирные» выставки. В 1973 г. она овдовела, но продолжала поддерживать эту выставочную деятельность до 1985 г.
Т. Н. Глебова умерла 4 марта 1985 г. Похоронена на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в Петергофе.
В 1926-1941 гг. Глебова работала согласно аналитическому методу П. Н. Филонова, не отказываясь при этом от своей индивидуальности. Она считалась с его основными принципами и не отступала от них до конца жизни.
«Творчество Т. Н. Глебовой дорого мне тем, что я ценю и ищу в искусстве – синтезом живописных достоинств, оригинальности мысли и чувства, с одной стороны, и глубоким чутьем жизни, правдой и искренностью – с другой. Самостоятельность мысли, неподкупность и, конечно, талант гарантируют долгую жизнь её произведениям». (В. В. Воинов).[6]
Наиболее значительные работы Т. Н. Глебовой: «Тюрьма» (1927, собрание барона Тиссен-Борнемиса, Лугано), «Восхождение на Исаакий» (1929, Архангельский областной музей изобразительных искусств), «Художник и модель» (1930-1931(?), ГМИ СПб.), «Разрез нашего дома» (другое название" Дом в разрезе", 1931, Ярославский художественный музей ), «Братская могила» (другое название: «Групповой портрет», 1932, ГМИ СПб.), «Портрет Ахматовой» (1934), «Равновесие» (1936) и «Автопортрет с цветком каштана» (1936, Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск); портреты Я. С. Друскина , В. Н. Петрова , Д. И. Хармса, Н. И. Харджиева (1940-е) и др.
Акварели: «Дуб и пастушья свирель» (1925), «Бессонница и сон» (1927-1937-1975), «Женщина с ребёнком» (1934, галерея Гмуржинска, Кёльн )и др. Цикл блокадных работ «Ужасы войны для мирного населения» (1941-1942, ГМИ СПб). Серии работ на «бытовые» темы (т.н. «бытовушки», 1942-1949). «Канатоходец. Парижский цирк» (1960), «Портрет П. Н. Филонова» (1960 и 1965, ГМИ СПб), «Симфония псалмов Стравинского» (1962), «Играющая М. Юдина» (1963), цикл «Мадригал» (1967-1970), «Случай на улице» (1972); циклы «Летающие формы» и «Портреты с многовзорием» (1978-1985).
Наиболее известная работа Т. Н. Глебовой в фарфоре: декоративная ваза «15 лет РСФСР» (Собрание музея политической истории России, СПб.).
Форзацы: Т. Глебова, А. Порет. Титульные листы: левый – А. Порет, правый – Т. Глебова. Иллюстрации Т. Глебовой: титульный лист после предисловия; заставка «Рождение Вяйнемейнена»; заставка на с. 56; илл. постраничные на с. 72-73; заставки на с. 77, 119, 141.
Глебова татьяна николаевна хворостянка, глебова татьяна николаевна новокузнецк фото, глебова татьяна николаевна 1900 1985.