Варшаво-Венская железная дорога | |
Венский вокзал (Варшава), откуда начиналась дорога |
|
Годы работы: | |
---|---|
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
вошла в состав Польской железнодорожной линии № 1 |
Протяжённость: |
749 вёрст |
Варшаво-Венская железная дорога на Викискладе |
Варшаво—Венская железная дорога — российская железная дорога, общего пользования. Проходила по территории Польского царства (входила в состав Российской империи) и соединяла Варшаву с австро-польской границей. Вторая (после Царскосельской) железная дорога в Российской империи и первая на территории нынешней Польши.
История дороги начинается с 1835 года, когда появились проекты будущей линии Варшава—Зомбковицы длиной 308 вёрст. Для строительства дороги в 1839 году крупные польские банкиры организовали акционерное общество «Drogi Żelaznej Warszawsko-Wiedeńskiej». Так как дорога выходила к европейским железным дорогам, то ширина колеи была принята равной 4’ 8½" (1435 мм), то есть как у подавляющего большинства железных дорог Европы. В 1842 году общество обанкротилось, поэтому финансирование дороги теперь велось уже из государственной казны, при этом руководил строительством инженер-генерал Э. И. Гостерфельд, рельсы изготавливались на польском заводе Гута Банкова (pl). Дорога строилась однопутной, но земляное полотно и искусственные сооружения изначально создавались двухколейными.
Уже в 1840 году началось пробное движение поездов на участке Варшава—Скерневице. Изначально планировалось, что перевозки по дороге будут осуществляться с помощью лошадей, однако вскоре было решено сразу начать использовать современные паровозы. К ноябрю 1844 года дорога была проведена до Прушкува, а 28 ноября того же года на дороге в качестве гостя совершил поездку наместник Царства Польского И. Ф. Паскевич.
14 июня 1845 года было открыто движение поездов до Гродзиск-Мазовецкого, а вскоре дорога стала открыта для всеобщего пользования.
В 1875 г. с постройкой железнодорожного моста через Вислу дорога соединена с Петербурго-Варшавской, Привисленской и Варшавско-Тереспольской ж. д.
В составе Российских железных дорог трасса функционировала до 1918 года, затем вошла в состав Польских государственных железных дорог.
Варшавско-венская железная дорога карта, варшава венская железная дорога.