Белая лента | |
Das weiße Band | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Михаэль Ханеке |
В главных ролях |
Кристиан Фридель |
Оператор | |
Кинокомпания |
X-Filme Creative Pool, Wega Film, Les Films du Losange, Lucky Red, Medienboard Berlin-Brandenburg, Mitteldeutsche Medienförderung (MDM), German Federal Film Board, Mini-Traité Franco-Canadien, Deutsche Filmförderfonds (DFFF), Austrian Film Institute, Vienna Film Financing Fund, Ministère de la Culture et de la Communication, Eurimages, Canal+ |
Длительность |
144 мин |
Бюджет |
12 млн € |
Сборы |
19,1 млн $ |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 1149362 |
«Белая лента» (нем. Das weiße Band, подзаголовок фильма — «Немецкая история о детях» нем. Eine deutsche Kindergeschichte) — чёрно-белый кинофильм австрийского режиссёра Михаэля Ханеке, действие которого происходит в отдалённом селе на севере Германии накануне Первой мировой войны. Его премьера состоялась на Каннском фестивале 2009 года.
Содержание |
Германия, 1913 год. Во вполне благополучной германской деревне внешне все тихо и благопристойно. Но однажды в этом «медвежьем углу» начинают происходить зловещие, таинственные события, вроде насилия, учинённого неизвестными над умственно отсталым мальчиком. Подозрение падает на детей отличающегося строгими нравами местного пастора, которые с младенчества носят белые повязки «как символ чистоты и невинности, а в душе у них в результате прорастают в знак протеста ложь, зло, тяга к насилию»[1]. Молодой сельский учитель пытается разобраться во всем этом, но почти за каждым из жителей деревни стоят свои темные тайны, и никто не хочет, чтобы они выплыли наружу. Почти у каждого персонажа две стороны — одна внешняя, привычная и "благопристойная", а другая внутренняя, отягощенная какой-либо тайной или неблаговидным действием. Сюжет фильма остается недосказанным и заканчивается с началом Первой мировой войны, причём имена преступников остаются нераскрытыми.
Актёр | Роль |
---|---|
Кристиан Фридель | школьный учитель |
Эрнст Якоби | школьный учитель (голос за кадром) |
Леони Бенеш | Ева |
Ульрих Тукур | барон |
Урсина Ларди | баронесса |
Фион Мутерт | Зиги |
Михаэль Кранц | домашний учитель |
Бургхарт Клаусснер | пастор |
Штеффи Кюнерт | жена пастора |
Мария-Виктория Драгус | Клара |
Леонард Проксауф | Мартин |
Левин Хеннинг | Адольф |
Иоганна Буссе | Маргарете |
Тибо Серье | Густав |
Йозеф Бирбихлер | управляющий поместьем |
Габриэла Мария Шмайде | жена управляющего поместьем |
Янина Фауц | Эрна |
Энно Требс | Георг |
Тео Требс | Фердинанд |
Райнер Бок | доктор |
Сюзанна Лотар | акушерка |
Эдди Граль | Карли |
Бранко Самаровски | фермер |
Клаус Манхен | фермер (озвучка) |
Биргит Минихмайр | Фрида |
Себастьян Хюльк | Макс |
Кай-Петер Малина | Карл |
Кристина Кнеппек | Эльза |
Стефани Амарелль | Софи |
Аарон Денкель | Курти |
Детлев Бук | отец Евы |
Анне-Катрин Гуммих | мать Евы |
Каннское жюри под председательством Изабель Юппер, сыгравшей свою лучшую роль в «Пианистке» Ханеке, присудило фильму «Золотую пальмовую ветвь». Среди других кинокритиков выбор жюри предсказал Андрей Плахов, который определил «Белую ленту» как кино «сухое, наполовину рассказанное закадровым голосом, но то, что показано, потрясает глубиной, загадочностью, удивительной игрой исполнителей, включая совсем маленьких детей»[2].
Структурно и тематически «Белая лента» напоминает предыдущий фильм Ханеке, «Скрытое», но вместо частной жизни одного семейства в объектив режиссёра в этот раз попадает целый народ[3]. Ханеке вновь рисует систему тотального доминирования над личностью и приходит к неутешительным выводам о цикличности насилия в человеческом обществе[4]. Холодный монохром кинематографии напоминает фотографии Августа Зандера[5]. Белые повязки приобретают дополнительную символическую нагрузку как предшественник нацистских нарукавных повязок и жёлтой звезды еврейских гетто[6]. Как и в «Скрытом», открытый финал имитирует вечную незавершённость жизни.
Белая лента (фильм).