Игорь Юрьевич Артемьев | |||||
|
|||||
---|---|---|---|---|---|
с 10 марта 2004 года | |||||
Глава правительства: | Михаил Ефимович Фрадков Виктор Алексеевич Зубков Владимир Владимирович Путин |
||||
Президент: | Владимир Владимирович Путин Дмитрий Анатольевич Медведев |
||||
Рождение: | 27 ноября 1961 (51 год) Ленинград, РСФСР, СССР |
||||
Партия: | РОДП «Яблоко» | ||||
Учёная степень: | кандидат биологических наук | ||||
Награды: |
|
||||
Игорь Юрьевич Артемьев на Викискладе
|
И́горь Ю́рьевич Арте́мьев (р. 27 ноября 1961, Ленинград) — российский политический и государственный деятель. Руководитель Федеральной антимонопольной службы.
Член Политкомитета Российской Демократической партии «Яблоко».
Окончил биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета (1983 г.), аспирантуру при кафедре анатомии и физиологии Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. Кандидат биологических наук. С 1986 г. — ассистент, с 1990 г. — доцент этой кафедры.
Второе высшее образование — юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
Автор 43 научных статей и изобретений, 6 монографий по вопросам бюджета и экономики. Входит в редакционный совет издания книг: «Конкурентная Россия» (2004 г.),«Конкурентное право России» (2012 г.),[3]. Ежегодно глава ФАС России Игорь Артемьев представляет в Правительство Российской Федерации «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации».[4] С 2007 г. вышло 6 докладов.
И. Ю. Артемьев является одним из авторов альтернативных бюджетов Российской Федерации, предложенных в 1999—2003 гг. Российской демократической партией «ЯБЛОКО» к проектам федеральных бюджетов на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г. и 2004 г., многие положения из которых были учтены Правительством РФ.
Федеральные бюджеты последующих лет включили некоторые из долгосрочных предложений.И. Ю. Артемьев в политике с 1989 года. В 1990 был году избран депутатом Ленсовета, был председателем комиссии по экологии и городскому хозяйству. Возглавлял Региональную партию центра, ставшую затем основой петербургской организации «ЯБЛОКА».
С 1994 года — председатель комиссии по городскому хозяйству, председатель координационной группы по бюджету и финансам Законодательного Собрания Петербурга. Автор многочисленных законов Санкт-Петербурга в области избирательного права, бюджетного процесса, налогообложения, политики заимствований и налоговых льгот, финансирования городского хозяйства и экологии.
В 1996 году назначен первым вице-губернатором и председателем Комитета финансов Администрации Петербурга.
В 1999 — руководитель Фонда экономических и политических исследований «ЭПИЦентр — Санкт-Петербург».
В декабре 1999 года стал депутатом Государственной Думы России третьего созыва. Заместитель председателя фракции «ЯБЛОКО», заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам.
В 2000 году баллотировался на пост губернатора г. Санкт-Петербурга, занял второе место, набрав 14,68 % голосов.
С 10 марта 2004 года — руководитель Федеральной антимонопольной службы. На должность назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2004 г. № 329-р.
И.Ю. Артемьев руководил Федеральной антимонопольной службой в начале первого десятилетия 2000-ых годов.
В течение 2004 - 2007 гг. при непосредственном участии И.Ю. Артемьева разработан комплекс нормативных актов, полностью изменяющий правовое поле, в рамках которого осуществляет свою деятельность ФАС России. Он включает в себя: ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ФЗ "О рекламе", ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ФЗ "Об электроэнергетике", ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", некоторые статьи Земельного, Лесного и Водного кодексов, многочисленные Постановления Правительства РФ в сфере антимонопольного регулирования и т.д.
С принятием "первого" и "второго" пакетов антимонопольных законов существенно изменилось правовое поле, которое, по сути, не менялось с 1991 года, а правила игры на рынке стали более понятными и прозрачными для её участников.
В начале 2012 года вступил в силу «третий антимонопольный пакет» законов. Основные изменения, предлагаемые им, направлены на уточнение требований к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, уточнение критериев монопольно высокой цены и закрепление права Правительства Российской Федерации определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также на уточнение порядка осуществления государственного контроля за экономической концентрацией и порядка рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Антомонопольная служба заявляла во внутренние органы о сговорах на рынках энергетического угля, соли, хлора, продуктов питания.
Значительно усилился антимонопольный контроль за деятельностью органов государственной власти всех уровней и контроль за экономической концентрацией на рынках. Вместе с тем произошло устранение и снятие лишних административных барьеров, которое способствуют развитию бизнеса в России.
Результатом
деятельности Рабочей группы в рамках Правительственной Комиссии по проведению административной реформы в РФ, возглавляемой И.Ю. Артемьевым, стали решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы и Правительства Российской Федерации в области оптимизации функций и полномочий органов исполнительной власти в сферах сельского хозяйства, образования, строительства, здравоохранения, технического регулирования, транспорта и связи, в целях совершенствования государственного управления, а также по оптимизации состава государственного имущества и обеспечения эффективности управления государственным сектором экономики.Под непосредственным руководством И.Ю. Артемьева был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».
С принятием закона «Об иностранных инвестициях…» были определены виды деятельности, участие иностранного капитала в которых требует прохождение установленной законом процедуры предварительного согласования с Правительственной комиссией, что имеет прямую связь с улучшением инвестиционного климата в стране (оборотные штрафы, снятие административных барьеров и т.д.).
За годы работы И.Ю. Артемьева в России появился законопроект в сфере госзакупок портал госзакупок.
При участии ФАС России и И.Ю. Артемьева сайт torgi.gov.ru с января 2012 года стал официальным сайтом в России для размещения информации о проведении торгов на предоставление земельных участков, лесных участков, участков недр, на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Во время работы И.Ю. Артемьева внесён на рассмотрение, подписан закон о рекламе в России.
ФАС России и её территориальные органы используют официальный сайт ФАС России, антикартельный сайт, аккаунты в Фейсбуке и Живом Журнале.
В 2011 г. И.Ю. Артемьев учредил электронный научно-практический журнал «Российское конкурентное право и экономика» в целях адвокатирования конкуренции, инициирования научных исследований в области правовой защиты конкуренции и функционирования товарных рынков, а также пропаганды целей, стратегии и методов реализации государственной политики в области защиты конкуренции, разъяснения роли антимонопольных органов в обеспечении защиты конкуренции.
В течение последних двух лет И.Ю. Артемьев прикладывает большие усилия для усиления взаимодействия с общественными институтами. В частности, ФАС России реализует программу по внедрению консультационных механизмов, включающую создание сети общественно-консультативных советов (ОКС) при антимонопольных органах. Особую активность эта деятельность приобрела в 2008 г., и на сегодняшний день сформированы составы советов при всех 82-х территориальных управлениях и центральном аппарате.
При ФАС России действуют Экспертные советы по ключевым рынкам. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих объединений и контролирующих органов власти. Такая практика позволяет ФАС России объективно оценивать ситуацию на соответствующих рынках и повышает транспарентность принимаемых ФАС России решений.
И.Ю. Артемьев принимал участие в разработке законов для Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Начиная с 2005 года, ФАС России включена в Рейтинг эффективности конкурентных ведомств, публикуемых независимым международным изданием «Всемирный обзор по конкуренции» («Global Competition Review»). В 2006 году российское конкурентное ведомство разделило 36-38 места из 38 возможных, в 2011 году ФАС России занимает уже с отметкой роста эффективности. В 2012 году ФАС России заняла место в диапазоне с 17 по 30 «хорошо», что ставит ведомство в один ряд в Рейтинге с конкурентными ведомствами таких стран, как Австрия, Бразилия, Норвегия, Швейцария и др.
В мае 2007 года по инициативе ФАС России в г. Москве прошла Шестая конференция Международной конкурентной сети,[7] участие в которой приняли руководители конкурентных ведомств более чем 90 стран мира и международных организаций, работу по проведению которой возглавил И.Ю. Артемьев. Конференция явилась важнейшим международным мероприятием в области конкурентной политики. ФАС России является действующим членом Координационного комитета Международной конкурентной сети.
И.Ю. Артемьев принимал участие в официальных международных форумах и заседаниях таких организаций, как ОЭСР, Комиссия ЕС, АТЭС, ЮНКТАД, где выступал с докладами и проводил переговоры по вопросам конкурентной политики.
ФАС России первой из федеральных органов исполнительной власти прошла весь цикл, предусмотренный Дорожной картой по присоединению Российской Федерации к ОЭСР.[8]
24 февраля 2011 года Экспертный совет «РБК» в рамках международной премии «Персона года» [9] выбрал И.Ю. Артемьева победителем в номинации «Персона в госуправлении».
Артемьев Игорь Юрьевич.