У этого термина существуют и другие значения, см.
Анюта.
Анюта — балет в двух актах на музыку Валерия Гаврилина. Либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее»[1].
История создания
Этот балет — первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот, что происходило неоднократно. Телевизионный фильм-балет «Анюта», придуманный и поставленный сценаристом и режиссёром Александром Белинским в 1982 году, имел заслуженный успех не только на родине, но и в Европе. Изящно задуманная история на тему рассказа «Анна на шее» А. П. Чехова родилась у Белинского, когда он услышал Вальс, написанный ленинградским композитором Валерием Гаврилиным.
|
Александр Белинский давно хотел снять телевизионный балет по Чехову, долго «ходил вокруг» «Скверного анекдота», а потом как-то раз услышал вальс Валерия Гаврилина и понял, что это настоящий «чеховский вальс». Вот так, не от литературы, а от музыки родился замысел фильма, хотя в основе его были использованы мотивы рассказов Антона Павловича Чехова, большей частью — «Анна на шее»… Для «Анюты» Александр Аркадьевич вместе с Володей подбирал музыку буквально по кусочкам из разных произведений Валерия Гаврилина."
— Екатерина Максимова[2]
|
|
|
Обычно экранизация произведения следует вслед за её театральным воплощением. Но вот редкий случай: телефильм „Анюта“, имевший большой успех у нас и за рубежом, получивший приз „Интервидения“ и удостоенный Государственной премии РСФСР, обрёл новую жизнь в театре Неаполя, а затем и на сцене Большого театра СССР.
— Александр Белинский[3]
|
|
Именно успех фильма-балета заставил Владимира Васильева задуматься о переносе постановки на сцену. Станиславом Горковенко была добавлена музыка, расширены хореографические номера и в 1986 году родился новый балет, обречённый на долгую сценическую жизнь не только из-за прославленных первых исполнителей и превосходного музыкального материала, но и благодаря компактности спектакля и удобству адаптации заглавной партии для любой балерины.
Действующие лица
- Анюта
- Петр Леонтьевич
- Модест Алексеевич
- Артынов
- Студент
- Его сиятельство
- Девушка
- Два офицера
- Четыре щеголя
- Три цыганки
Либретто и сценарный план Белинского — Васильева
Действие
Сцена |
Действующие лица |
Действие |
Описание действия |
Действие первое |
Первая картина |
|
Лейтмотив спектакля — настоящий «чеховский вальс» Гаврилина |
Интерьер церкви. |
Пётр Леонтьевич, Анюта, Петя и Андрюша, священник, служка, чиновники, горожане |
Отпевание матери Анюты. |
После смерти жены учитель провинциального городка Пётр Леонтьевич остается с тремя детьми — взрослой дочерью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей. |
|
Вторая картина |
|
Комната. |
Пётр Леонтьевич |
Тоска. Воспоминание о былом счастье. |
Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Пётр Леонтьевич все чаще прикладывается к графинчику с водкой. |
|
Третья картина |
|
|
Бульвар провинциального городка. Осень. |
Горожане, мелкопоместные дворяне, чиновники, офицеры, Артынов, студент, молоденькая девушка, Анюта, Пётр Леонтьевич, Петя и Андрюша, Модест Алексеевич. |
Предложение руки и сердца |
Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь вырваться из серой, однообразной полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью. |
|
Четвёртая картина |
|
|
Департамент |
Модест Алексеевич и его подчиненные, его сиятельство |
Бумажная волокита, гимн бюрократии. |
«Тема чиновников» Гаврилина — оркестровое сочинение «Государственная машина». |
|
Пятая картина |
|
|
Опустевший бульвар. Вечер. |
Шарманщик, его жена, дворник, Петр Леонтьевич, слушающий. Студент. Анюта. |
Прощание со студентом |
Анюта расстается со своей первой любовью — бедным студентом. Звучит тема: «Мелодия умершей молодости». |
|
Шестая картина |
|
|
Бульвар. «Веселье во хмелю» |
Цыганки, кумушки. Чиновники, молодые горожанки. Модест Алексеевич, Анюта, Петя, Андрюша, Петр Леонтьевич, Артынов, офицеры |
Свадебное шествие |
Унылая процессия на фоне смеха и веселья. |
|
Седьмая картина |
|
|
Комната в доме Модеста Алексеевича |
Анюта. Пётр Леонтьевич |
Отчаяние и безысходность Анюты. Размышления Модеста Алексеевича. Приход Петра Леонтьевича с детьми. Радость Анюты. Отход ко сну. |
Анна переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что благо, на которое она рассчитывала, — мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены. Ежедневные прогулки с интригами, сплетнями, пересудами и внешней респектабельностью. |
|
Восьмая картина |
|
|
Комната. Ночь. Сон Модеста |
Модест Алексеевич, Анюта, чиновники |
Странные видения Модеста Алексеевича |
Ему снится «вручение ордена Святой Анны». |
|
Девятая картина |
|
|
Комната. Утро. |
Анна |
Пробуждение Анны. |
Сюрприз для Анны (?) |
Действие второе |
Десятая картина |
|
|
Бал в дворянском собрании |
Артынов. Анна. Дворяне, чиновники, Пётр Леонтьевич |
Жарко. Шумно. Весело. Вальс с Артыновым. Цыганский танец. Тарантелла[4]. Внимание его сиятельства. Пересуды. Пьяный Петр Леонтьевич. Подобострастный Модест Алексеевич. Насмешка над Петром Леонтьевичем. Счастливая и опьяневшая от вина и успеха Анюта. Спотыкающийся Петр Леонтьевич. |
Наступает рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин. Все наперебой стараются завоевать внимание и симпатию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, чтобы угодить ей. От неожиданного и скоропалительного успеха у Анюты кружится голова. Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выгоду можно извлечь из успеха своей жены, и поощряет «амуры» супруги. Внимание и любовь высшего общества провинциального городка заставляют её забыть обо всем: о ненавистном и тупом, как ей уже кажется, муже, спивающемся отце, несчастных братьях, живущих впроголодь, недавно ещё любимом студенте. |
|
Одиннадцатая картина |
|
|
Комната в доме Модеста Алексеевича |
Анюта. Визитеры: офицеры, чиновники, Артынов, его сиятельство |
Возвращение с бала. Сон Анюты. Пробуждение. |
Воспоминания о прежней любви. Награждение Модеста Алексеевича орденом святой Анны |
|
Двенадцатая и Тринадцатая картина |
|
|
Департамент. Свершилось! |
Модест Алексеевич и его подчиненные, Его Сиятельство |
Поздравления подчиненных. Гимн раболепству. Вариация Модеста. |
Карьера и положение в обществе для него выше других интересов. Очень скоро он получает орден святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены. |
|
Четырнадцатая картина |
|
|
Комната Петра Леонтьевича |
Судебный исполнитель, грузчики, Петр Леонтьевич, Петя, Андрюша |
Вечер. Вынос имущества. В последний раз любимая мелодия молодости на стареньком фортепиано. |
Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным должником. У него описывают немногое оставшееся имущество, а его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную предновогоднюю ночь.[5] |
|
Пятнадцатая картина |
|
|
Бульвар. Каток. |
Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство, горожане |
Предновогодняя ночь. Сухо. Морозно. Весело. Шумно. |
Возбужденная Анюта. Офицеры, Артынов, его сиятельство вьются вокруг Анюты. Студент с молодой девушкой. Катающаяся молодежь. Прогуливающиеся горожане. Шумная толпа вслед за Анютой покидает каток. Лед пустеет. Появляется Петр Леонтьевич с детьми. Мимо них проносятся в праздничном веселье горожане, Артынов, офицеры, его сиятельство, Модест Алексеевич… и Анна, их милая Анюта… Идет снег.[6] |
Сценическая жизнь
Премьера в Неаполе
Премьера прошла 21 января 1986 года в Театр «Сан-Карло» (Неаполь, Италия)
Художник-постановщик Белла Маневич, дирижёр Станислав Горковенко
Большой театр
Премьера прошла 31 мая 1986 года в Большом театре
Художник-постановщик Белла Маневич, дирижёр Александр Лавренюк
Спектакль прошёл 67 раз, последнее представление 2 апреля 1994 года.
Возобновление 27 февраля 1996 года
Дирижёр Павел Сорокин
- Анюта — Галина Степаненко, (затем А. В. Тагирова, А. С. Яценко, Н. Г. Ананиашвили, С. А. Лунькина, Н. А. Капцова, М. А. Рыжкина)
- Петр Леонтьевич — Владимир Моисеев, (затем А. А. Меланьин)
- Модест Алексеевич — Александр Петухов, (затем Г. П. Янин, М. Ю. Шарков)
- Артынов — Марк Перетокин, (затем И. М. Рыжаков, А. Шпилевский)
- Студент — Тимофей Лавренюк, (затем И. М. Рыжаков, М. Е. Валукин)
- Его сиятельство — Андрей Ситников, (затем А. Е. Лопаревич)
Постановки в других городах России
Оригинальную постановку 1986 года Владимир Васильев неоднократно переносил в различные театры:
Художник-постановщик Б. Маневич, дирижёр А. Чернушенко; Анюта — Ирина Ушакова, Пётр Леонтьевич — Владимир Жданов, Модест Алексеевич — Александр Клековкин
Дирижёр В. А. Мирошниченко; Анюта — Татьяна Сулейманова, Пётр Леонтьевич — Александр Седельников, Модест Алексеевич — Сергей Тараторин, Артынов — Эдуард Сулейманов, Студент — Андрей Субботин
Художник-постановщик Виктор Вольский, художник по костюмам Рафаил Вольский, музыкальный руководитель и дирижёр А. Чепурной; Анюта — Анна Оль, Пётр Леонтьевич — Владимир Васильев, Модест Алексеевич — В. Гукленков, Артынов — Д. Зыков, Студент — К. Литвиненко, Его Сиятельство — И. Климин
Художник-постановщик Виктор Вольский, художник по костюмам Рафаил Вольский, дирижёр-постановщик Виктор Куликов; Анюта — Екатерина Первушина, Пётр Леонтьевич — Владимир Шачнев, Модест Алексеевич — Дмитрий Голубев, Артынов — Дмитрий Пономарёв, Студент — Виктор Мулыгин, Его Сиятельство — Антон Зимин
Библиография
- Сурикова Г. Второе рождение «Анюты» // Челябинский рабочий.—1997.—12 февраля
- Б. А. Львов-Анохин "Анюта" на экране и на сцене // Владимир Васильев. — М: Центрполиграф, 1998. — С. 271-284. — 430 с. — 5000 экз. — ISBN 5-218-00373-5
- Е. С. Максимова Васильев. "Свои" спектакли // Мадам "нет". — М: АСТ-Пресс, 2004. — С. 210-212. — 344 с. — (Звезды балета). — 5000 экз. — ISBN 5-462-00061-8
- Иванов В. Чеховская Анюта обрела новый дом // Самарские известия.—2011.—27 апреля
Примечания
- Анюта // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
- ↑ Максимова Е. С. "Анюта" // Мадам "нет". — М.: АСТ-Пресс, 2004. — С. 239. — ISBN 5-462-00061-8.
- ↑ Белинский А. А. // Старое танго. Заметки телевизионного практика. — М.: Искусство, 1988. — С. 148.
- «Тарантелла» В.Гаврилина в исполнении Е.Максимовой в фильме. Проверено 2 апреля 2011. — смотреть на YouTube
- Анюта на сайте Большого театра
- Анюта на сайте Пермского театра оперы и балета
- «Анюта» в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Архивировано из первоисточника 27 июля 2012. Проверено 15 мая 2011. — официальный сайт театра