Архиепископ Аверкий | ||
Архиепископ Аверкий (Таушев) в 1954 году | ||
|
||
---|---|---|
17 августа 1961 — 13 апреля 1976 | ||
Церковь: | Русская православная церковь за рубежом | |
Преемник: | Лавр (Шкурла) | |
|
||
25 мая 1953 — 17 августа 1961 | ||
Преемник: | объединение Сиракузского и Троицкого викариатство | |
Имя при рождении: | Александр Павлович Таушев | |
Рождение: | 19 октября (1 ноября) 1906 Казань |
|
Смерть: | 10 апреля 1976 (69 лет) Джорданвилль |
Архиепи́скоп Аве́ркий (в миру Алекса́ндр Па́влович Та́ушев; 19 октября (1 ноября) 1906, Казань — 13 апреля 1976, Джорданвилль, США) — епископ Русской православной церкви за границей; с 17 августа 1961 года архиепископ Сиракузский и Троицкий.
Содержание |
Отец — Павел Сергеевич Таушев, дворянин Симбирской губернии, чиновник военно-судебного ведомства. Мать — Мария Владимировна
С 1920 год семья Таушевых находилась в эмиграции, детские годы будущего архиерея прошли в городе Варне в Болгарии. Окончил русскую гимназию (1926; с золотой медалью), богословский факультет Софийского университета (1930). Был учеником архиепископа Серафима (Соболева). Значительное влияние на юного Александра оказал архиепископ Феофан (Быстров), живший в эмиграции в Болгарии. Как вспоминал владыка Аверкий, эта встреча «окончательно решила мою дальнейшую участь: я твёрдо, без малейших сомнений или колебаний решился стать на путь монашеской жизни».
В 1931 году переехал в Прикарпатскую Русь (ныне Закарпатская область Украины). Позднее так вспоминал о мотивах своего решения:
Я регулярно получал газету «Православная Карпатская Русь», и вот у меня явилось намерение отправиться на Подкарпатскую Русь — тогда это была Чехо-Словакия, — где происходило в то время стихийное возвращение масс порабощённого и угнетённого в течение ряда веков русского народа, оторванного от Матери-России, из насильственно-навязанной ему врагами унии с папским Римом в родную отеческую православную веру.
С 1932 года был помощником секретаря епархиального управления в городе Хусте. 19 мая 1931 года был пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре в селе Иза. С 20 мая 1931 — иеродиакон, с 1932 года — иеромонах. Летом 1932 окормлял приходы Нанкова и Боронявы. С сентября 1932 был помощником настоятеля, затем настоятелем храма в Ужгороде. С 7 августа 1935 — издатель-редактор епархиального журнала «Православный Карпаторусский вестник». С 1936 — преподаватель Закона Божия в державной реальной гимназии, в русских и чешских державных гражданских и народных школах Ужгорода. С 1937 года — игумен.
В 1938 году — настоятель прихода в Мукачеве, администратор части Мукачевско-Пряшевской епархии в Венгрии и заведующий Архиерейской резиденцией и епархиальным имуществом в Мукачеве. С 1939 года — первый референт епархиального Управления.
После того, как Прикарпатскую Русь заняли венгерские войска, переехал в 1940 в Югославию, где преподавал пастырское богословие и гомилетику на миссионерско-пастырских курсах, читал лекции о духовной жизни в Русском Доме, организовывал религиозно-просветительные собрания. Служил священником в Свято-Троицкой церкви. Был духовником главы Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) митрополита Анастасия (Грибановского).
С 1944 года — архимандрит. В том же году эвакуировался в Австрию, с 1945 вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ находился в Мюнхене, был законоучителем в старших классах гимназии «Милосердный самарянин» и в «Гимназии бесподданных» в лагере для перемещённых лиц, преподавал на курсах сестёр милосердия. Читал лекции по изучению святоотеческих творений в Синодальном доме. С 1950 года — председатель миссионерско-просветительского комитета при Архиерейском Синоде.
В 1951 году архиепископ Виталий (Максименко) пригласил архимандрита Аверкия переехать в США. В том же году стал преподавателем Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, читал лекции по Новому Завету, литургике, гомилетике. В 1952—1976 — бессменный ректор семинарии, в период его руководства это учебное заведение получило аккредитацию университета штата Нью-Йорк.
С 1952 года, одновременно, главный редактор журнала «Православная Русь», публиковал в каждом его номере свои статьи и проповеди.
С 25 мая 1953 года — епископ Сиракузский. В 1960—1976 также был настоятелем Свято-Троицкого монастыря.
С 17 августа 1961 — архиепископ Сиракузский и Троицкий.
С 1964 — постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Был председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. Духовный руководитель движения «Свято-Владимирской молодёжи», созданного с целью «помочь нашей русской молодёжи выработать себе правильное православное и национально-русское миросозерцание, с тем, чтобы оно стало руководящим началом жизни».
В 1967 году архиепископ Аверкий написал несколько писем Первоиерарху РПЦЗ митрополиту Филарету (Вознесенскому), первоиерарху РПЦЗ, в которых сетовал на то, что митрополит находится под влиянием своего секретаря, протопресвитера Георгия Граббе и его «партии»:
…Невыразимо жаль Вас, Владыка Святый, что Вас так умело и хитро обхаживают люди нечестные, явно потерявшие совесть, если они способны ТАК МЕРЗКО И ГНУСНО КЛЕВЕТАТЬ НА ДРУГИХ, КТО ИХ ВИДИТ И ЗНАЕТ И КОГО ОНИ ПОЭТОМУ БОЯТСЯ. Ведь, кроме малой кучки личных друзей и родственников, да еще связанных с ними ОБЩНОСТЬЮ ИНТЕРЕСОВ ТАКОГО ЖЕ НИЗКОПРОБНАГО СВОЙСТВА, абсолютно никто их не поддерживает. ПОДЛИННЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ НАРОД — НЕ С НИМИ, ИБО ВИДИТ И ЗНАЕТ ИХ НАСКОВЗЬ И ИМ НЕ ВЕРИТ. КЛЕВЕЩА НА ДРУГИХ, ОНИ ДУМАЮТ ТЕМ ОБЕЛИТЬ СЕБЯ… Все было бы у нас в Церкви мирно, тихо и дружно, если бы не стремление этой кучки захватить в свои руки диктаторскую власть…[1].
Был талантливым проповедником. По свидетельству его духовных чад,
ораторский дар владыки в сочетании с пламенной любовью к истине делал его проповеди в храме незабываемыми. Часто покаянное настроение настолько охватывало его, что он начинал плакать посреди проповеди. Лишь самые бесчувственные из слушающих посмеивались над этой «эмоциональностью», но всем было ясно, что эти слёзы были совершенно естественными — они исходили от сердца.
Учёный-богослов, автор получивших значительную известность толкований на книги Нового Завета. Многие труды Аверкия после 1990 года были переизданы в России и получили популярность среди консервативной части прихожан Русской православной церкви, которым созвучны его размышления об апостасии и верности своему церковному и национальному самосознанию. Кроме того, некоторые работы архиепископа Аверкия используются в качестве учебной богословской литературы не только в Свято-Троицкой семинарии, но и в постсоветской России.
Погребён в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.
Аверкий (Таушев).