«Rain» | ||||||||
Сингл The Beatles | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сторона «А» | ||||||||
Выпущен | ||||||||
Формат | ||||||||
Записан |
14 апреля 1966 |
|||||||
Жанр | ||||||||
Композитор | ||||||||
Длительность |
2:59 |
|||||||
Лейбл | ||||||||
Продюсер | ||||||||
Хронология синглов The Beatles | ||||||||
|
||||||||
|
RS | Позиция №463 в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone |
«Rain» (рус. Дождь) — песня The Beatles, впервые выпущенная 30 мая 1966 года в США и 10 июня 1966 года в Великобритании на стороне «Б» сингла «Paperback Writer». Обе композиции были записаны в ходе сессионной работы над седьмым студийным альбомом The Beatles Revolver, но не вошли в финальный релиз.
«Rain», целиком сочинённая Джоном Ленноном (на обложке сингла традиционно указан авторский дуэт Леннон — Маккартни), считается одним из лучших би-сайдов группы — главным образом благодаря новаторским эффектам звукозаписи: необычному звучанию ударных и фрагментам фонограммы, пущенным в обратную сторону[ƒ][ƒ][ƒ].
В поддержку сингла было снято три коротких музыкальных фильма[1], во многом предвосхитивших эстетику видеоклипа. Говоря об этих и других видео The Beatles середины 1960-х годов в интервью для документального фильма The Beatles Anthology[ru], Джордж Харрисон заметил: «В общем, я думаю, в каком-то смысле мы изобрели MTV[ƒ]».
Содержание |
По воспоминаниям гастрольного менеджера группы Нила Аспиналла и Джона Леннона, поводом к сочинению песни стало прибытие The Beatles в Сидней 11 июня 1964 года, ознаменовавшееся проливным дождём и отвратительной погодой[2]. Леннон заявил: «Я никогда не видел такого дождя — разве что на Таити», позднее объяснив, что песня «Дождь» — «о тех людях, что вечно ноют насчёт погоды»[ƒ].
Запись песни началась 14 апреля 1966 года параллельно с сессионной работой над «Paperback Writer» и завершилась серией наложений и финальным сведе́нием 16 апреля[ƒ][3]. В этот период группа активно экспериментировала с необычными звуковыми эффектами[ƒ], в полной мере реализованными на выпущенном четыре месяца спустя «Револьвере». Одним из приёмов, использованных звукоинженером обеих сессий Джеффом Эмериком[ru] для изменения звуковой текстуры композиции, стала запись фонового трека на увеличенной скорости. При проигрывании ленты на обычной скорости «музыка приобрела радикальное иное тональное качество[ƒ]». Сходный приём — запись при замедленной работе лентопротяжного механизма с последующим воспроизведением в обычном режиме — был использован для изменения тональности основного вокала Леннона[ƒ]. Финал «Дождя», содержащий фрагменты инвертированной фонограммы вокала со словами «when the sun shines» (когда светит солнце), «rain» (дождь) и «if the rain comes, they run and hide their heads» (если идёт дождь, они убегают и прячут свои головы)[4], считается первым в истории случаем применения подобного эффекта в популярной музыке[ƒ][5]. Авторство идеи в разное время приписывали себе сам Леннон и музыкальный продюсер группы Джордж Мартин. По словам Леннона,
После того, как мы отработали сессию для этой песни, — она закончилась около четырёх или пяти утра — я пошёл домой с лентой: посмотреть, что́ с ней ещё можно было сделать. Я тогда очень устал — ну, знаете, когда сам не понимаешь, что́ делаешь — и случайно поставил её на своём магнитофоне задом наперёд. И этот вариант мне понравился больше. Так всё и случилось[ƒ][6][7].
Эмерик подтверждает рассказ Леннона[ƒ], но Мартин излагает иную версию событий:
Я постоянно играл с лентами, и мне показалось, что будет забавным сделать что-нибудь необычное с голосом Джона. Тогда я поднял тональность части основного вокала с четвёртого трека, поставил запись на другую катушку, перевернул её и погонял туда-сюда — до тех пор, пока фрагмент не встал на место. Джона в это время не было, но когда он вернулся, результат привёл его в восторг[ƒ].
Сингл «Paperback Writer» / «Rain» стал первой музыкальной пластинкой, записанной при помощи устройства ATOC (англ. Automatic Transient Overload Control; рус. Автоматический контроль перегрузки в переходном периоде) — технического новшества студии Эбби Роуд, позволявшего осуществлять звукозапись на большей громкости, чем все аналогичные устройства того времени[ƒ].
Композиция, исполняемая в размере 4/4 и основной тональности соль мажор, начинается синкопированной барабанной дробью — по выражению американского музыковеда Алана У. Поллака[ru], «полутактовым фанфарным „тра-та-та“ солирующих малых барабанов[ƒ][8]». Девятитактовые куплеты содержат последовательность аккордов соль мажор — до мажор — ре мажор (I, IV, V); двенадцатитактовый припев — аккорды соль мажор и до мажор (I, IV). На протяжении первых двух тактов шеститактовой основы припева удерживается аккорд соль мажор, третьего и четвёртого тактов — до мажор (в третьем такте — в обращении[ru] ). Пятый и шестой такты возвращают припев к соль-мажорной тонической основе. Припев, кажущийся более медленным, чем куплет, на самом деле исполняется в том же темпе: по словам Поллака, иллюзия достигается за счёт «изменения ритма первых четырёх тактов — от подпрыгивающего в начале до более размеренного и регулярного[ƒ]». После четырёх куплетов и двух припевов звучит короткий проигрыш ударных и гитары, во время которого на протяжении паузы в один такт наступает полная тишина. За проигрышем следуют, по словам Поллака, «исторически значимые[ƒ]» фрагменты инвертированной фонограммы основного вокала[8]. The Beatles первыми использовали приём затухающей и вновь возникающей коды, позднее применявшийся в ряде знаковых для рок-музыки композиций, в том числе «Strawberry Fields Forever» (The Beatles, 1967) и «Thank You» (Led Zeppelin, 1969)[ƒ].
Многочисленных положительных отзывов удостоилась партия ударных «Rain»: британский музыкальный критик Иэн Макдональд назвал работу Ринго Старра «великолепной»[ƒ]; обозреватель журнала Rolling Stone Роб Шеффилд[ru] — «одной из вершин рок-н-ролльной барабанной техники всех времён[ƒ][9]». Рецензент сайта Allmusic Ричи Антербергер[ru] отмечает «изобретательные барабанные переходы[ƒ][5]» Старра. Сам экс-ударник The Beatles считает партию в «Rain» лучшей из всех, записанных им за свою профессиональную карьеру[ƒ]:
Стремясь достичь необычного звучания бас-барабана, Джефф Эмерик установил микрофон вплотную к мембране, затолкав внутрь барабана шерстяной свитер:
Высоких оценок удостоилась также партия бас-гитары, исполненная Полом Маккартни (6-е место в списке 10 лучших басовых партий в песнях The Beatles по версии сайта The Top Tens[10]; 94-е место в списке 100 величайших басовых партий в рок-музыке по версии сайта DigitalDreamDoor.com[11]).
«Rain» была издана на стороне «Б» сингла «Paperback Writer» 30 мая 1966 года в США (Capitol 5651) и 10 июня 1966 года в Великобритании (Parlophone R5452). Песня включалась в сборники The Beatles Hey Jude (1970) и Rarities (1978), CD-компиляцию Past Masters (1988)[3].
Параллельно с выпуском сингла были сняты три промо-фильма «Rain»[1], ныне считающихся предшественниками музыкального видеоклипа[12]. Все фильмы были поставлены режиссёром Майклом Линдси-Хоггом[ru], до этого работавшим с группой в телевизионной музыкальной программе Ready Steady Go![ru] (1960)[ƒ]. В двух фильмах The Beatles исполняют песню со сцены (снято 19 мая 1966 года — в цвете для американского телевизионного «Шоу Эда Салливана» и в чёрно-белой версии для показа в Великобритании)[1][13], в третьем — в саду и оранжерее лондонского летнего дворца Чизик-хаус (снято 20 мая 1966 года)[1][14]. 26 декабря 1965 года — за полгода до съёмок — Маккартни получил травму, упав с мопеда; на крупных планах видны шрам на губе и сломанный зуб[ƒ][13]. Внешность Маккартни в промо-фильмах «Rain» стала одной из причин возникновения легенды о смерти Пола[3].
Документальный фильм The Beatles Anthology[ru] (1995—1996; 2003[13]) содержит все три промо-ролика, дополненные современными спецэффектами и фрагментами, отвергнутыми при оригинальном монтаже[ƒ], из-за чего видеоряд 1966 года выглядит не вполне аутентично. Так, присутствующий в обновлённых версиях «Rain» эффект обратной съёмки, получивший широкое применение в музыкальных видеоклипах лишь в 1990-е годы, был впервые использован в промо-фильме The Beatles «Strawberry Fields Forever», снятом в январе 1967 года[ƒ].
11 июня 1966 года песня «Rain» поднялась до 23-го места в американском чарте Billboard Hot 100. 23 июня сингл «Paperback Writer» / «Rain» занял первое место в британском хит-параде UK Singles Chart, после чего удерживал его в течение двух недель[3]. 14 июля 1966 года по результатам продаж в США — более 500 000 реализованных копий — сингл получил золотой статус от Американской ассоциации звукозаписывающих компаний[15][16]. В целом «Rain» — одна из самых успешных песен The Beatles, неоднократно включавшаяся в авторитетные списки «Лучшее из…» (463-е место в списке «500 величайших песен всех времён» по версии журнала Rolling Stone; 557-е место — 22-е из общего числа композиций The Beatles — в списке 3000 лучших песен по версии сайта AcclaimedMusic.net[17][18]).
Известны кавер-версии «Rain» в исполнении Петулы Кларк, Ibex[ru], Bongwater[ru], Humble Pie[ru], Shonen Knife[ru], The Punkles, Galaxie 500[ru] и Грегга Оллмена[ru]. Американская группа Grateful Dead часто завершала песней The Beatles свои выступления 1990-х годов. Ирландская группа U2 исполняла «Rain» во время концертов на открытых площадках всякий раз, когда начинался дождь[19]. Среди других известных исполнителей «Rain» — Pearl Jam (фестиваль Pinkpop[ru], 1992), Kula Shaker (Редингский фестиваль, 1996), Fairport Convention с участием Дэна Ара Браза[ru] (фестиваль в Кропреди[ru], 1997), Тодд Рандгрен[3] и Дэн Фогелберг[ru], записавший попурри из «Rain» и композиции американской вокальной группы The Cascades[ru] «Rhythm of the Rain[ru]».