F-5 Freedom Fighter/Tiger II | |
---|---|
Группа F-5E эскадрильи «Агрессор». | |
Тип | истребитель |
Разработчик | Northrop Corporation |
Первый полёт | 30 июля 1959 (F-5A) 11 августа 1972 (F-5E) |
Начало эксплуатации | апрель 1964[1] |
Статус | эксплуатируется |
Основные эксплуатанты | ВВС США (сняты с вооружения) ВМС США (в резерве) ВВС Китайской Республики ВВС Ирана ВВС Саудовской Аравии |
Годы производства | 1959—ноябрь 1986 |
Единиц произведено | 1024 (A/B) 1399 (E/F)[2] |
Базовая модель | Northrop T-38 Talon |
Варианты | Canadair CF-5 HESA Azarakhsh |
Изображения на Викискладе |
Нортроп F-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II (англ. Northrop F-5 Freedom Fighter/Tiger II)[3] — американский лёгкий многоцелевой истребитель, разработанный фирмой «Нортроп» в конце 1950-х годов на основе учебно-тренировочного самолёта T-38. Самолёт предназначался в основном для экспорта в страны, получавшие американскую военную помощь. В разное время состоял на вооружении многих стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, став одним из наиболее распространённых боевых самолётов в мире.
Модифицированная версия самолёта производилась по лицензии канадской компанией «Canadair» под обозначением «CF-116».
Первые случаи боевого применения F-5 произошли во время войны во Вьетнаме. 23 октября 1965 года подразделение, вооружённое ими, перелетело через Тихий океан, с двумя дозаправками в полёте от топливозаправщика КС-135 на базу Bicn Ноа в Южном Вьетнаме. Через пять часов после прибытия эскадрильи был совершен её первый боевой вылет. F-5C интенсивно использовались для сопровождения штурмовиков, разведывательных полётов, ударных операций над Вьетнамом в течение четырёх месяцев. Был потерян один F-5, сбитый в декабре из стрелкового оружия. Ещё два самолета получили попадания ракетами ПЗРК «Стрела» в двигатели, но смогли вернуться на базу.
Южный Вьетнам для борьбы с Вьет Конгом получил 120 F-5A/B и RF-5A и не менее 118 F-5Е. Сведений о воздушных боях с "МиГами" не имеется, однако известно, что, по крайней мере, четыре разведчика RF-5A были сбиты над тропой Хо Ши Мина. В апреле 1975 года южновьетнамский пилот Нгуен Тхань Транг на своем F-5E отбомбился по президентскому дворцу в Сайгоне, после чего перелетел на один из аэродромов, захваченных Вьет Конгом.
В мае война закончилась. ВВС Южного Вьетнама были разгромлены[источник не указан 17 дней]. За несколько дней до падения Сайгона 26 F-5 перелетели из Да Нанга на таиландский аэродром Утапао. В качестве трофеев Северному Вьетнаму досталось 87 F-5A/B и 27 F-5E.
Несколько трофейных самолётов вьетнамцы передали СССР, Чехословакии и Польше, где они прошли всестороннюю оценку и испытания. В Советском Союзе была проведена серия учебных боёв F-5E с истребителями МиГ-21бис и МиГ-23М, все бои закончились победой американского самолёта. По одному F-5 демонстрируется в авиационных музеях Кракова и Праги.[4][5].
Индийские летчики отмечали случаи использования F-5 со стороны Пакистана.
16 августа 1972 года пилоты F-5A марокканской авиабазы Кенитра устроили мятеж и решили сбить Boeing 727 короля. На перехват авиалайнера была поднята пара «Фридом Файтеров». F-5A расстреляли «Боинг» из 20мм пушек и после того как пилот «Боинга» соврал повстанцам что король мёртв, дали приземлиться повреждённому авиалайнеру в Рабата-Сале. Но самим «Фридом Файтерам» повезло меньше, на обратном пути у одного из них кончилось горючее и он разбился, пилот катапультировался и был взят в плен правительственными войсками.[6]
ВВС Марокко применяли F-5 в ходе многолетней войны в Сахаре с Полисарио. Марокканские F-5 применялись исключительно для ударов по наземным целям, причём их модернизировали для применения AGM-65B Maverick и корректируемых бомб «Rockeye». Несколько «Тигров» было сбито ПЗРК «Стрела» и зенитной артиллерией в 1976-м. В октябре 1979-го к ним прибавился ещё один F-5, в 1985-м и 1987-м годах мобильными ЗРК «Квадрат» было сбито по одному «Тигру».
В июле 1977 года сомалийская армия вторглась в Огаден. Истребители F-5 использовала эфиопская армия, из-за отсутствия собственных пилотов использовались добровольцы из Израиля. Им удалось сбить не менее 7-9 вражеских самолетов (в том числе как минимум 5-7 МиГ-21 и 1 МиГ-17), а по некоторым данным - 25. В воздушных боях с сомалийскими «МиГами» и от огня средств ПВО было потеряно не менее шести F-5[4][7][8].
После окончания войны кубинцы организовали серию учебных боёв на своих МиГ-21 против эфиопских F-5. Как и во время испытаний в СССР, успех оказался на стороне F-5[9].
11 июня 1976 года повстанцы у населённого пункта Хао Хо сбили огнём пулемёта ДШК F-5 Королевских Тайских ВВС.
В 1987-1988 годах над территорией Лаоса и на Таиландско-Кампучийской границе три F-5 Королевских Тайских ВВС было поражено ракетами ПЗРК Стрела-2М, два самолёта смогли дотянуть до базы.[10]
В 1978 году против «красных кхмеров» трофейные F-5 использовала армия Вьетнама. За бои в Камбодже два пилота F-5, удостоились звания Герой Народной Армии.
К началу войны Иран обладал 166 самолётами F-5 «Тигр II». Иранские F-5 использовались для нанесения ударов по наземным целям и завоевания господства в воздухе, где встретились в реальных боях с иракскими МиГами. Первые два «Тигра» были сбиты незадолго до начала войны.
23 сентября 1980 года в ответ на иракские авианалёты, Иран начал операцию «Каман-99». В ней участвовали 88 «Тигров», 58 «Фантомов» и 60 «Томкэтов». F-14 барражировали в воздухе над иранской территорией для защиты от возможных иракских авиаударов. F-5 и F-4 нанесли удары по ираксим авиабазам. Воздушная база Насириах была тяжело повреждена, при этом над ней было сбито 2 «Тигра». Всего этот день стоил Ирану в 10 F-5.[11].
За всё время войны иранские F-5 одержали по крайней мере 19 воздушных побед (6 Ми-8, 5 МиГ-21, 1 МиГ-23, 3 Су-20, 1 Су-22, 1 Су-7, 1 Ми-25 и 1 Sa.342). Также, в 1983 году, согласно некоторым источникам, одна победа была одержана над МиГ-25 в результате совместных действий «Томкэтов» и «Тигров» (согласно другим источникам? первая боевая потеря МиГ-25 произошла лишь в 1985 году[12]). Потери в воздушных боях составили не менее 28 самолётов (в том числе 16 сбили МиГ-21, 6 МиГ-23, 3 Mirage F.1, 1 МиГ-25 и 1 Hunter).[13][14][15][16][17][18][19][20]
Это единственный конфликт в котором F-5 столкнулись с истребителями МиГ-23 в реальном бою. После нескольких безуспешных воздушных боёв с советскими самолётами иранцы решили перенацелить «Тигры» на проведение наземных операций. В одном из боёв с МиГ-23МС повреждённый «Тигр» вынужден был приземлиться на иракский аэродром и был захвачен. С МиГ-23МЛ известно об одном столкновении, в нём «Тигр» был уничтожен ракетой, пилот погиб.[21]
К концу войны осталось в боеспособном состоянии не более 15% от 166 имевшихся F-5E/F.[22][23]
В конце 1989 года офицеры, недовольные правлением президента, подняли мятеж. Для его подавления решили задействовать F-5. В одной из атак «Фридом Файтеры» по ошибке расстреляли группу своих же правительственных солдат, больше 25 из которых погибло и было ранено. В другом случае F-5A, пытаясь атаковать наземную цель врезался в землю и взорвался.[6]
F-5 Саудовской Аравии использовались для ударов по войскам Саддама Хусейна. Один был сбит силами ПВО Ирака.
Кенийские F-5 использовались во время операции «Линда Нчи» в 2011 году. Они бомбили силы исламистов Аль-Шабаб на территории Сомали[24]
Греческие F-5 выполняли боевые вылеты во время турецкого вторжения на Кипр в 1974 году. Они участвовали в воздушных стычках с турецкими истребителями F-102. 22 июля по заявлениям Греции, F-5 сбили два турецких F-102, в свою очередь Турция заявляла что её F-102 сбили два греческих «Фридом Файтера». Официально, обе стороны отрицали потери в воздушных боях[25].
Относительно разведывательных полётов иранских F-5, пилотируемых американскими и иранскими пилотами, над Советским Союзом в конце 60-х и 70-х годах ходили различные догадки, пока не был сбит вылетевший из Табриза F-5B, пилотируемый иранским пилотом Декхаром Гани. Иранец был схвачен и выдан иранской стороне. Информация относительно ещё двух сбитых RF-5 остаётся на уровне предположений[26].
Во время мятежа в венесуэльских ВВС в ноябре 1992 года самолёты повстанцев уничтожили восемь правительственных F-5A.[27][28]
Пилот | Страна | Количество побед | Комментарии |
---|---|---|---|
Ядолах Явадпур | Иран | 4,5 (1 совместная) | 2 Су-20 и 1 МиГ-25(совместный) подтверждены[16][17] |
Источник данных: Jane's, 1975.
ТТХ F-5 различных модификаций | |||
F-5A | F-5B | F-5E | |
---|---|---|---|
Технические характеристики | |||
Экипаж | 1 | 2 | 1 |
Длина, м | 14,38 | 14,12 | 14,73 |
Размах крыла, м | 7,70 | 8,13 | |
Высота, м | 4,01 | 3,99 | 4,08 |
Площадь крыла, м² | 15,79 | 17,3 | |
Коэффициент удлинения крыла | — | 3,82 | |
Угол стреловидности по линии 1/4 хорд | 24° | ||
База шасси, м | 4,67 | 5,94 | 5,17 |
Профиль крыла | NACA 65A004.8 | ||
Колея шасси, м | 3,35 | 3,80 | |
Масса пустого, кг | 3667 | 3792 | 4275 |
Максимальная масса без топлива, кг | 6446 | 6273 | 7911 |
Максимальная взлётная масса, кг | 9379 | 9298 | 11 561 |
Максимальная посадочная масса, кг | 9006 | — | |
Объём топлива, л | 2207 | 2538 | |
Подвесные топливные баки | 1 × 568 л под фюзеляжем 2 × 568 л под крылом 2 × 189 л на законцовках |
1 × 1040 л под фюзеляжем 2 × 568 л или 1040 л под крылом 2 × 189 л на законцовках |
|
Силовая установка | 2 × ТРДФ J85-GE-13 | 2 × ТРДФ J85-GE-21 | |
Бесфорсажная тяга, кгс (кН) |
— | 2 × 1588 (15,6)[1. 1] | |
Форсажная тяга, кгс (кН) |
2 × 1850 (18,1) | 2 × 2267 (22,2) | |
Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе[1. 1] |
— | 0,020 | |
Эквивалентная площадь сопротивления, м²[1. 1] | — | 0,32 | |
Лётные характеристики | |||
Максимальная допустимая скорость, км/ч | 1315 | 1314 | |
Максимальная скорость , км/ч | М=1,4 | М=1,34 | М=1,63 |
Крейсерская скорость , км/ч | М=0,87 | М=0,8 | |
Скорость сваливания, км/ч (при 50% топлива и выпущенных закрылках) |
237 | 223 | 230 |
Боевой радиус, км | 314[1. 2] 898[1. 3] |
323[1. 2] 917[1. 3] |
1405[1. 4] 305[1. 5] 1130[1. 6] |
Перегоночная дальность, км (со сбросом ПТБ) |
2594 | 2602 | 3720 |
Практический потолок, м | 15 390 | 15 850 | 15 850 |
Скороподъёмность, м/с | 145,8 | 154,4 | 160,5 |
Длина разбега, м (с 2×AIM-9) |
1113 | 960 | 853 |
Длина пробега, м | 1189 | 1158 | 1189 |
Нагрузка на крыло, кг/м² | 590,8 | 576 | 629,8 |
Тяговооружённость (при максимальной взлётной массе на форсаже) |
0,394 (расч.) | 0,398 (расч.) | 0,417 |
Аэродинамическое качество[1. 1] | — | 10,0 | |
Вооружение | |||
Стрелково-пушечное | 2 × 20 мм пушки M-39A2 | ||
Боекомплект | 280 патр. на орудие | ||
Точек подвески | 7: 1 под фюзеляжем 4 под крылом 2 на законцовках |
||
Боевая нагрузка, кг | 2812 | 3175 | |
Ракеты «воздух-воздух» | до 4 × AIM-9 | ||
Ракеты «воздух-поверхность» | до 4 × GAM-83 | ||
НАР | 4 × 7×70 мм Hydra 70 в блоках LAU-68 или 4 × 19×70 мм Hydra 70 в блоках LAU-3 |
||
Авиабомбы | 9 × Mk 81 или 3 × Mk 82/83 или 1 × Mk 84 или 2 × M-117 (фугасные) 2 × BLU-1 или BLU-27/32 (зажигательные с напалмом) |
Northrop F-5 Freedom Fighter.