«J. & G. Thomson» или «James and George Thomson», а с 1890 года «J. & G. Thomson Ltd.» — компания морских инженеров, братьев Джеймса и Джорджа Томпсона, которая была основана в 1845 году в Глазго, Великобритания. Компания изначально занималась инженерными работами, производством двигателей и других машин для пароходов. В 1851 году была открыта верфь «J. and G. Thomson», которая строила пароходы. Компания просуществовала до 1897 года.[1]
Первая машина для парохода была сделана на литейном заводе Клайдбанка — это был один шпиль с двигателем 50 HP для «West Highland trade» принадлежавший «G. and J. Burns».[1]
В 1840-х Густав Кристиан Швабе стал младшим партнером в судоходной компании «John Bibby & Sons», которая базировалась в Ливерпуле.[2] В то же время Швабе встретился с Эдвардом Джеймс Харландом и тогда Харланд был учеником в "Robert Stephenson and Company» в Ньюкасл-апон-Тайн.[3]
Спуск на воду / Сдали |
Имя Тоннаж Дл. / Шир. / Осадка |
Компания, получившая судно | Тип судна Двигатель |
Статус / Судьба |
1851 | Tiber BRT=660 190 / 26,5 / feet |
Bibby & Co | Пароход Скорость 9 узлов |
Судостроитель «J. Reid & Co. Ltd», Порт Глазго, а двигатель от «J. & G. Thomson», Глазго. Судно построили для «Liverpool & Mediterranean Steam Shipping Co». Было в чартере в 1854—1855 годах, как судно для поставок в Крымской войне. В 1861 году продали «J. S. & JR De Wolfe», которая удлинила судно до 224 футов 11 инчев, GRT = 924. |
№ за вер-фью | Спуск на воду / Сдали |
Название Тоннаж Дл./Шир./Осадка |
Компания, получившая судно | Тип судна Двигатель |
Статус /Судьба |
1 | 18.03.1852/ 1852 | Jackal BRT=180 127,8/ 20,2/ 9,8 футов |
Судовладелец Charles McIver | колёсный буксир; |
Первый пароход построенный на верфи «J. & G. Thomson». |
2 | 01.05.1852/ 1852 | Venus GRT=176; BRT=99 159,2/ 17,1/ 8,2 футов |
«Allan, Reid, Laird, McKellar & others» («Glasgow, Largs & Millport Union Steam Packet Co»), Глазго |
железный колесный пароход; паровой двигатель 90 NHP |
С 1869 года в компании «Gillies & Campbell». В 1873 году сдали на слом. |
3 | 29.05.1852/ 1852 или 1853 | Mountaineer BRT=188 |
«David Hutcheson and Co.» | железный колесный пароход; |
Первое судно построенное на верфи «J. & G. Thomson». |
4 | 1852 | Corrier Siciliano (Corriere Siciliano) |
Судовладелец Savil Howes | пароход; |
|
5 | 1852 | Calpe BRT=799 |
«John Bibby & Sons», Глазго | пассажир; |
В 1868 году затонул. |
6 | 27.11.1852/ февраль 1853 | Mona's Queen BRT=397; NRT=295 165/25/13 футов |
«Isle of Man Steam Packet Company», Дуглас, для «Douglas - Liverpool service» | колёсный пароход | Зарегистрирован в Дугласе 9 февраля 1853. В 1880 году сдали на слом. |
7 | 28.03.1853/ апрель 1853 | Chevalier BRT=329 176/ 22 / футов |
«David Hutcheson & Co.», Глазго | колёсный пароход | Зарегистрировали в Глазго 30 апреля 1853. 24 ноября 1854 выскочил на рифы Железная Скала (англ. Iron Rock) в проливе Джура (англ. Sound of Jura). |
8 | 28.02.1853/ 1853 | Telegraph BRT=820 241 / 27,5 / 15.33 футов |
«Belfast Steamship Company», Белфаст | железный пароход; паровой, колебательный, колёсный двигатель, 440 NHP. Скорость 13 узлов |
С 1854 до 1855 года принимал участие в обслуживании Крымской войны. С 1856 в «Chester & Holyhead Railway Co». С 1859 в «London & North Western Railway Co». 28 января 1881 в тумане сел на мель у мыса Кули (англ. Cooley Point), Carlingford Lough, и впоследствии разломался. В 1881 сдали на слом. |
9 | 1853 | Rhone (I) BRT=856 |
«John Bibby & Sons», Глазго | пассажир; |
В 1855 году продали. |
10 | 1653 | Danube (I) BRT=829 |
«John Bibby & Sons», Глазго | пассажир; |
В 1855 году продали. |
11 | 1854 | Jura (I) GRT=2200 |
«British & North American Royal Mail Steam Packet Company» (с 7 августа 1878 «Cunard») | пассажир; паровой, одно-винтовой двигатель Скорость 11 узлов |
Эксплуатировали в 1854—1860 годы. Продали Allan Line в 1860 году, сел на мель у Ливерпуля в 1864 году. |
12 | 16.01.1854/ 1854 | Sicilia BRT=828; NRT=462 220/28 / футов |
«Luigi & Salvatore de Pace (Sicula Transatlantica)», Палермо | железный, пассажирско-грузовой пароход; паровой двигатель с винтом, 250 HP | 25 апреля 1854, в передаточном рейсе, столкнулся с итальянским пароходом Ercolano и затопил его, потери — 38 жизней пассажиров и экипажа. Затем, в 1854 году, сделал один рейс в Нью-Йорк (первый итальянский пароход, который пересек Атлантику). Затонул в 60 милях от побережья Корк (англ. Cork coast), Ирландия — 35 членов экипажа и один пассажир спасены и доставлены в Ливерпуль. |
13 | 15.05.1854/ 1854 | Wonga Wonga BRT=444 207.2 / 25.3 / футов |
«Australasian Steam Navigation Company» | пароход; паровой двигатель 270 NHP |
В 1868 перестроили (увеличили): GRT=662; длина 242.9 фута; ширина 27.5 фута. В 1880 сдали на слом. |
14 | align="Center" | Telegraph BRT=820 352 / 193,75 / 23 футов |
«Australasian Steam Navigation Company», Сидней | железный колёсный пароход; паровой, 2-х цилиндровый двигатель, 220 NHP. |
|
15 | 15.05.1854/ 15.05.1854 | Kingston BRT=600 175/27 / футов |
Hon John Hamilton, Кингстон (Онтарио) | колёсный пароход-яхта; паровой двигатель |
Яхта была отправлена в Канаду 15 мая 1854 и эта дата признана днём «спуска на воду». По прибытию в Канаду переоснащается в Монреале компанией «Bartley & Dunbar» и 26 ноября 1854 вновь спущена на воду. С 1857 года в «Canadian Lake & River Line». С 1860 «Canadian Inland Steam Navigation Co». С 1869 «Richelieu & Ontario Navigation Co». Переименовывали в 1872 году на Bavarian, в 1873 году на Algerian, в 1905 году на Cornwall. Ещё информация здесь -[7]. |
16 | ???? / 1854 | Lebanon BRT=444 207.2/ 25.3/ футов |
«British & North American Royal Mail Steam Packet Company» (с 7 августа 1878 года в «Cunard») | пароход | |
17 | ???? / 1855 | Arcadia BRT=1166; NRT=798 240,7/ 30,2/ 25,8 футов |
«George Papayanni & others», Ливерпуль | железный пароход | Официальный номер 1758. |
?? | 1855 | Aerolith BRT=1166; NRT=798 240,7/ 30,2/ 25,8 футов |
R Sloman Hamburg | пасажирско-грузовой пароход | |
?? | 1855 | Italian | «McLean & McLarty Liverpool» | пасажирско-грузовой пароход | |
19 | 22.03.1855/ 1855 | Iona BRT=325 225,2/ 20,4/ 9,0/ футов |
«David Hutcheson & Co.», Глазго | железный колёсный пароход | В 1862 году перешёл к Henry Lafone — купил с целью использования в Американской гражданской войны для пропрыва блокады, но 2 октября 1862 года потерпел кораблекрушение возле Гурок (англ. Gourock в результате столкновения с недавно построенным Chanticleer. |
20 | 30.06.1855/ 1855 | Thessalia BRT=1169 257/ 30/ футов |
«Papayanni & Mussabini» | пароход | |
21 | 28.04.1855/ 1855 | Forth BRT=406 177/ 22/ футов |
«Carron Company», Carron | пароход | С 1862 года — Barclay Curle. С 1863 — «General Steam Navigation Co.», Лондон. Кораблекрушение: вискочил на берег в тумане на реке Маас и полностью утерян. |
22 | 16.06.1855/ 1855 | Clansman GRT414; 185/ 23/ футов |
«David Hutcheson & Co.», Глазго | колёсный пароход | Судно использовали для пассажирского сервиса вдоль Западного побережья Шотландии. В 1869 году потерпел кораблекрушение возле Санда (англ. Sanda). |
23 | 27.09.1855/ 1855 | Ossania BRT=602; NRT=471 213/ 26,3/ 16,5 футов |
«Belfast Screw Steamship Co», Белфаст | железный пассажирский пароход | Официальный номер 6341. С 1858 ?? года в Leith. С 1865 года в «London & Edinburgh Shipping Co», Leith. Утрачен 24 октября 1869 года на переходе Копенгаген-Ньюкасл. |
24 | 08.01.1856/ 1856 | Express BRT=499 199/ 24/ футов |
«London & Edinburgh Shipping Company» | генеральный (неспециализированный) грузовой пароход | Был переименован в Aurora, Caprera и последнее имя Diana. В 1913 году сдали на скрап возле Барселоны. |
25 | 25.03.1856/ май 1856 | James Brown BRT=724; NRT=598 198,8/ 28,5/ 17,7 футов |
Thomas Stirling Begbie, Глазго | железный пароход | С 1858 года в «James Brown & Co», Лондон (mgr, J. Brown of Newport and No.1 Coal Exchange, London and Wm Marr of Gloucester and London). В 1859 переименовали в Stromboli и ещё несколько раз сменял владельцев. |
26 | 06.05.1856/ 1856 | Stirling BRT=728; NRT=602 198,8/ 28,5/ 17,7 футов |
T S Begbie, Глазго | пароход | С 1857 года владелец Donald R Macgregor, Leith. С 1878 — «Wm. Thomson», Leith. Ещё менял владельцев. |
27 | 06.03.1856/ 1856 | Laconia BRT=1982 304/ 31,7/ футов |
«Papayanni & Mussabini» | пассажирско-грузовой пароход; паровой, одно-винтовой двигатель; скорость 9 узлов |
В 1870 году переоборудован — увеличили размеры и установили новый двигатель. З 1901 года в «J.R. Ellerman». В 1902 году сдан на слом. |
28 | 25.06.1856/ 1856 | Brisbane BRT=102; NRT=65 136,6/ 18,6/ 6,3 футов |
«Australasian Steam Nav Co Ltd», Сидней (Redfern & Alexander?) | железный колёсный пароход | С 1879 года в «Illawarra Steam Nav Co», Сидней. |
29 | 02.08.1856/ 1856 | Grange BRT=408 175/ 25,2/ футов |
«Carron Company», Carron | пароход | С 1867 — J.E.Swan (Barclay Curle). С 1868 — «Burrell & Co.», Глазго. 10 февраля 1873 года потерпел кораблекрушение возле St.Nazaire — полностью утерян. |
30 | 17.07.1856/ 1856 | Governor Higgison BRT=599; NRT=635 208/ 27,1/ 16,2 футов |
Augustus Sillem, Лондон | железный пассажирско-грузовой пароход | С 1857 года владелец Alexander P French, Порт-Луи, Маврикий. С 1858 в «Bay of Bengal SS Co». Ещё много владельцев менял. |
31 | 11.12.1856 / 1857 | Elizabeth Jane BRT=858; NRT=700 211,5/ 30,6/ 18,0 футов |
«London & Canada Steamship Co» (Thomas Stirling Begbie), Лондон | железный пассажирско-грузовой пароход скорость 10 узлов |
В 1859 году купил Французский военно-морской флот как транспорт, — стал моделью для нескольких следующих пароходов построенных во Франции. |
32 | 20.12.1856 / 1857 | Etna GRT=339 160/ 22/ футов |
«Florio» | колёсный пароход | |
33 | 10.06.1857 / 1857 | Australasian GRT=2902 331/ 42/ футов |
«European and Australian Line» («E&A») | пассажирский пароход | Заложили наверное в 1856 году. В 1857 (1859) в «Cunard Line». Переименовали в Calabria (I). Продали в 1876 году. |
34 | 1857 | No. 1 | «Carron Company», Керон | лихтер | |
35 | 1857 | No. 2 | «Carron Company», Керон | лихтер | |
36 | 19.09.1857 / 1857 | Agia Sofia 1437 тонн |
«Papayanni & Mussabini» | железный пароход | |
37 | 1858 | Prince Consort GRT=152 135/ 18,1/ 8,3 футов |
«Aberdeen Leith & Clyde Steam Navigation Company» | колёсный пароход | |
38 | 13.05.1858 / июнь 1858 | Havelock BRT=629; NRT=339 223/ 26/ 14,25 футов |
«Dublin & Glasgow Sailing & Steam Packet Company» | железный колёсный пароход; паровой, боковой рычаг колес, 280 NHP |
Дублин — Глазго пассажирско-грузовой сервис. В ноябре 1862 продали для прорыва блокады в годы Гражданской войны в США и переименовали в General Beauregard. |
39 | ???? / 1858 | Kaptepia BRT=469 185/ 25/ футов |
«Papayanni & Mussabini» | пароход | |
40 | 21.08.1858 / сентябрь 1858 | Heather Bell GRT=152 135/ 18,1/ 8,3 футов |
«Cristall, Gray & Bateson of Wick» | колёсный пароход | С 1858 в P. L. Henderson, Глазго. С 1865 в «Burnham Tidal Harbour Comm» и продали в 1867 году. В 1874 году владелец G. Burt, Poole. Сдали на слом в 1877 году. |
41 | 20.11.1858 / 1858 | Villa del Salto (Salto) GRT=215 159/ 20/ футов |
«Compañia Oriental de Navegación a Vapor Denominado “Salteña”», Сальто, Уругвай | железный колёсный пароход; паровой, колёсный двигатель 100 лошадиных сил скорость 16 узлов |
Apollinario J dos Santos был назначен покупателем в качестве надзирателя от компании на верфи Томсонов. Он носил оружие и участвовал в войнах между Аргентиной, Уругваем, Парагваем, Бразилией в 1859—1865 годах и побывал в военно-морских флотах всех этих государств. Около 1860 года пароход захватил Аргентинский военно-морской флот и переименовал вSalto. |
42 | |||||
43 | 1859 | Adela GRT=398 210/ 23/ футов |
«Ardrossan Steam Navigation Company» | колёсный пароход | |
44 | ???? / 1859 | Rangatira GRT=592 207/ 25/ футов |
«Australasian Steam Navigation Company» | железный колёсный пароход | В 1866 году оборудовали дополнительное помещения для размещения пассажиров. 31 мая 1875 года потерпел кораблекрушение возле Ноумея (англ. Noumea. |
45 | 10.01.1860 / 1860 | Olympus BRT=1794 276/ 36/ футов |
«British & North American Royal Mail Steam Packet Company» (с 7 августа 1878 года в «Cunard») | пассажирско-грузовой пароход; паровой, колебательный двигатель 270 HP |
Пароход удлинили в 1872 году. В 1891 году порезали на металлолом. |
46 | 08.03.1860 / 1860 | Atlas GRT=1794 276-8/ 36-2/ 26 футов |
John Burns, J. C. Burns and Charles McIver (mgr, C. McIver), Ливерпуль | пассажирский лайнер | Вышел в первый рейс 1 мая 1860 года. С 1860 до 1884 в трансатлантическом сервисе. В 1873 году в Белфасте перестроили и удлинили — GRT=2393, длина 339 футов. В 1878 году в «Cunard Steamship Co.». С 1884 года в Средиземноморском сервисе. В 1898 году сдали на металлолом. |
47 | 16.05.1860 / июнь 1860 | Giraffe GRT=677 270,2/ 26/ футов |
«G. & J. Burns Ltd», Глазго | колёсный пароход | В 1862 году владельцем зарегистрирован Эдвард Пемброк (англ. Edward Pembroke, Лондон, был привлечен для поставок целого ряда «блокадных бегунов» — пароходов для прорыва блокады. В 1862 году Giraffe в Конфедеративных Штатах Америки как «блокадный бегун» под новым именем Robert E Lee, — 14 раз прорывал блокаду. |
48 | |||||
49 | |||||
50 | 30.05.1860 / 1860 | Squirrel BRT=139,84 101,5/ 21,5/ футов |
«British & North American Royal Mail Steam Packet Company» | лихтер | |
51 | 13.12.1860 / 1861 | Amalia GRT=1825 277/ 37/ футов |
«Papayanni Brothers» | грузовой пароход для генеральных грузов; паровой двигатель |
В 1866 году затонул. |
52 | |||||
53 | 08.05.1861 / 1861 | Fingal GRT=462; NRT=352 185,6/ 25,4 футов |
David & Alexander Hutcheson и David MacBrayne, Глазго | железный пассажирско-грузовой пароход; винтовой 2-х цилиндровый двигатель 120 NHP |
В ноябре 1861 года продали Джону Лоу (англ. John Low), действующего от Джеймса Буллок (англ. James Bulloch), Военно-морского флота Конфедеративных Штатов. |
54 | 03.06.1861 / 1861 | Fairy GRT=151; NRT=87 149,4/ 21,0/ футов |
David & Alexander Hutcheson і David MacBrayne, Глазго | железный колёсный пароход | В 1863 году попал к John Proudfoot & Matthew Grey, Глазго. С 1866 ??, Montevideo. |
55 | ???? / 1861 | Empress |
«Lyle Still & Co» | колёсный пароход | |
56 | 03.07.1861 / 1861 | Villa del Salto GRT=314; NRT=239 173/ 23/ 9,2 футов № 43693 |
Судовладелец John Proudfoot, Глазго | железный колёсный пароход; паровой, колёсный, 2 цилинддровый двигатель 110 NHP |
Затем, с 1861 года в «Compañia Oriental de Navegación a Vapor», переименован в «Salteña», порт Salto, Уругвай. Colorado forces реквизировали в 1863 году, во время Уругвайской гражданской войны, и вооружили. В декабре 1864 года заблокирован Бразильскими силами около Paysandu. Leandro Gómez поджёг пароход возле Paysandu, чтобы исключить его попадание в руки врага. |
57 | |||||
58 | |||||
59 | 23.04.1862 / 1862 | Clidesdale |
«David Hutcheson & Co.», Глазго | пассажирско-грузовой пароход; паровой двигатель |
|
60 | 23.04.1862 / 1862 | City of Melbourn GRT=837; NRT=615 250.5/ 28.2/ футов |
«Australasian Steam Nav Co.» (Redfern & Alexander), Мельбурн | пассажирско-грузовой пароход; паровой двух-цилиндровый простой двигатель … собранный в 1873 году |
Обслуживал линию Мельбурн-Квинсленд. Позднее сервис уменьшается — только перевозка грузов, — так как двигатель ненадёжный. В 1898 году сдали на металлолом. Порезан на металлолом в задиве (бухте) Керосин (англ. Kerosine Bay), Сидней NSW. |
J & G Thomson.