F-35 Lightning II | |
---|---|
F-35C во время испытательного полета. 2011 год | |
Тип | малозаметный истребитель-бомбардировщик |
Разработчик | Lockheed Martin Corporation |
Производитель | Lockheed Martin Corporation |
Первый полёт | 15 декабря 2006 года |
Начало эксплуатации | с 2012 эксплуатируется в учебных целях.[1] достижение оперативной готовности запланировано после 2016 года.[2] |
Статус | проходит испытания, мелкосерийное производство[3] |
Основные эксплуатанты | США НАТО Израиль |
Годы производства | c 2006 года (мелкосерийное) |
Единиц произведено | 54 на декабрь 2012 года (26 F-35A, 24 F-35B, 4 F-35C) [4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20] |
Стоимость программы разработки | >$56,4 млрд. |
Стоимость единицы | планируемая на начало полномасштабного крупносерийного производства в 2019:[32] F-35A: $83,4 млн. F-35B: $108,1 млн. F-35C: $93,3 млн. |
Базовая модель | Lockheed Martin F-35A Lightning II |
Изображения на Викискладе |
Lockheed Martin F-35 «Лайтнинг» II (англ. Lockheed Martin F-35 Lightning II, рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II) — семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель — CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании[33] (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель — CV) .
В консорциум во главе с Lockheed Martin входят также Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В разработке отдельных узлов принимают участие Skunk Works в Палмдэйл (Калифорния) и Aeronautical Systems.
Выбор конструкции F-35 был сделан в 2001 году в результате конкурса по программе JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) между компаниями Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35). Программа предусматривала создание единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлета и посадки для замены F-16, A-10, F/A-18, AV-8B. Также подвергнется замене британский Sea Harrier. Третья модель (компании McDonnell Douglas) была отвергнута из-за сложности конструкции.
Финальные испытания прототипов X-32 и Х-35 показали явное преимущество последнего: он продемонстрировал взлет на площадке длиной 150 м, развил сверхзвуковую скорость, приземлился вертикально. Одним из главных преимуществ был назван метод создания вертикальной тяги: отдельный вентилятор на X-35, а не просто изменение направления тяги основных двигателей на X-32 (что вынуждало устанавливать поворотные сопла вертикального взлета в центре масс, недалеко от воздухозаборников, что, в итоге, приводило к повторному попаданию выхлопных газов в двигатель и его перегреву).
В результате намечена разработка унифицированной модели истребителя-бомбардировщика для стран НАТО с базированием на суше и на море. Программу финансируют совместно США, Великобритания ($2,5 млрд.), Италия ($1,0 млрд.), Нидерланды ($800 млн.), Канада ($440 млн.), Турция ($175 млн.), Австралия ($144 млн.), Норвегия ($122 млн.) и Дания ($110 млн). Всего планируется потратить на программу JSF около $40,0 млрд.
Планы закупок странами-партнерами таковы[4][34][35]:
Страна | F-35A | F-35B | F-35C | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
США | 1763 | 340 | 340 | 2443 | |||||
ВВС |
1763 | ||||||||
ВМС |
260 | ||||||||
КМП |
340 | 80 | |||||||
Великобритания (ВМС) | 138 (?)[33][36] | 138 | |||||||
Италия | 60 | 30 | 90[37][38] | ||||||
ВВС |
60 | 15 | |||||||
ВМС |
15 | ||||||||
Турция | 100 | 100 | |||||||
Австралия | 75 | 75 | |||||||
Нидерланды | 85 | 85 | |||||||
Канада | 65 | 65 | |||||||
Норвегия | 52[39] | 52 | |||||||
Дания | 30 | 30 | |||||||
Сингарур | 100 | 100 | |||||||
Израиль | 100 | 100 | Итого | 2430 | 508 | 340 | 3278 |
В середине марта 2010 года появились сообщения, что Дания отказалась от планов по закупке самолётов F-35[40], но позднее стало известно, что в 2012 году планируется проведение открытого конкурса, в котором в качестве основных соперников F-35 выступят F/A-18E/F «Super Hornet» фирмы Боинг и Saab JAS 39 Gripen.[41]
С 2011 года в Австралии ведутся переговоры об отказе от покупки сотни истребителей F-35A Lightning II. В данный момент Австралия отложила покупку истребителей на два года. Возможно, за это отложенное время покупки Австралия закупит дополнительную партию из 24 самолётов F/A-18F Super Hornet, а половину уже имеющихся F/A-18F на вооружении переконвертирует в самолёты РЭБ EA-18 Growler.
В октябре 2010 года ВВС Израиля договорились о закупке первой партии из 20 истребителей F-35 (96 млн долларов за самолёт, общая сумма сделки 2,75 млрд долларов)[42]. Израиль запросил от США разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений на приобретаемые истребители.[43][44] В конце сентября 2010 года, такое частичное разрешение было получено. При этом США поставили условие, что если Министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет позволено использовать на них бо́льшее число собственных систем и вооружений.[45] В рамках проходящего согласование в Генеральном штабе ВС страны долгосрочного плана закупки вооружений, планируется закупка ещё как минимум 20 истребителей, с тем, чтобы довести их количество до 40 единиц к 2020 году[46]. Поставку истребителей в Израиль планируется начать во второй половине 2016 года, пересылая в Израиль первые два самолёта в рамках полуторалетнего плана поставки истребителей первой эскадрильи F-35[47].
В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавят группу, занимающуюся разработкой израильской версии самолёта — F-35I. Сообщается, что они будут работать вместе с представителями Пентагона и компании Lockheed Martin по вопросам, касающимся интеграции израильских технологий в истребитель пятого поколения. Израильские ВВС надеются получить от Пентагона разрешение на начало обучения своих пилотов ВВС раньше 2016 года, тогда же, когда американские пилоты начнут обучение на новом истребителе[48].
20 ноября 2011 года первый «международный» F-35 (им оказался F-35B б/н BK-1 предназначенный для ВВС Великобритании) покинул сборочный цех. Его первый полет планируется в ближайшие месяцы, а передача заказчику в 2012 году.[49] В Англии самолет будет использоваться как для финальных испытаний, так и для обучения летного и технического личного состава.
25 февраля 2011 года впервые поднялся в воздух первый серийный F-35 — AF-6[50], а 6 мая первый серийный самолет (им оказался следующий серийный — AF-7, AF-6 был передан неделей позднее) был передан ВВС США.[51] Самолет был приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии (поставка истребителя, находящегося в разработке, в войска состоялась раньше принятия его на вооружение, на базе Эдвардс пилоты-испытатели ВВС будут проводить финальные испытания истребителя).
13 апреля 2012 года совершил первый полет самолет с серийным номером BK-1 — первая машина для Великобритании и первая для зарубежных партнеров вообще.[9]
6 августа совершил первый полет F-35A с серийным номером AN-1 — первый самолет для Нидерландов и первая из «зарубежных» машин этой модификации.[21]
Lockheed Martin ведет финальную сборку машин четвёртой производственной серии — десять на начало декабря уже совершили свои первые полёты. Сообщается, что база ВВС США Эглин до конца 2012 года получит 20 серийных истребителей F-35 для обучения пилотов и наземного технического персонала.[52][53]
На разработку самолёта на апрель 2011 года было затрачено свыше 56 млрд долл.[54]
Стоимость как мелкосерийных (LRIP) так и крупносерийных (FRP) образцов:
Дата контракта | Партия | Кол-во и версии | Стоимость единицы (млн.) | Примечания |
Апрель 2007 | LRIP-1 | F-35A — 2 ед. | $221,2 | - |
Июль 2007 | LRIP-2 | F-35A — 6 ед. | $161,7 | Стоимость партии повысилась с 771 млн до 1,15 млрд, в связи с увеличением работ по запуску в серию[55] Контракт включает издержки предыдущей партии. |
Май 2008 | LRIP-3 | F-35A — 9 ед. F-35B — 12 ед. |
$128,2 (в среднем за ед.) |
Включает 2 F-35B для ВВС Великобритании и 1 F-35A для ВВС Нидерландов[56] Контракт включает издержки предыдущей партии. |
Ноябрь 2009 | LRIP-4 | F-35A — 13 ед. F-35B — 15 ед. F-35C — 4 ед. |
F-35A — $111,6 F-35B — $109,4 F-35C — $142,9 |
Первая партия с фиксированной ценой за единицу. Включает 1 F-35B для ВВС Великобритании и 1 F-35A для ВВС Нидерландов.[57] |
Декабрь 2011 | LRIP-5 | F-35A — 22 ед. F-35B — 3 ед. F-35C — 7 ед. |
F-35A — $107 млн.[58] F-35B — ? F-35C — ? |
Общая стоимость партии — $4 млрд.[59] |
Март 2012 | LRIP-6 | 31 ед. | н/д | - |
Июнь 2012 | LRIP-7 | F-35A — 19 ед. F-35B — 6 ед. F-35C — 4 ед. |
н/д | - |
2014 (план) | LRIP-8 | 90 ед. (план) | н/д | - |
2015 (план) | FRP-1 | 107 ед. (план) | н/д | Первая партия крупносерийного производства |
2019 (план) | FRP | н/д | F-35A — $83,4 F-35B — $108,1 F-35C — $93,3[32] (план) |
- |
15 февраля 2012 года было объявлено о решении министерства обороны США отложить покупку в общей сложности 179 истребителей F-35. В тот же день Джампаоло Ди Паола, министр обороны Италии, объявил о планах сократить заказ с 131 до 90 F-35. По словам министра, Италия потратила в программу F-35 в общей сложности 2,5 млрд евро.[60][61]
На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Обозначения серийных вариантов: F-35A (со стандартным взлетом и посадкой), F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой) и F-35C (взлет с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу — с использованием аэрофинишера).
На самолёте установлена многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.
В качестве основного канала передачи данных в F-35 используется MADL (Multifunction Advanced Data Link).
Данный широкополосный канал работает в Ku-диапазоне, с применением множества стредств по повышению помехоустойчивости и защиты канала как псевдослучайная перестройка рабочей частоты (ППРЧ), направленный радиосигнал и т. п.
Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства Обороны Великобритании в Уилтшире. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика. Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.[66]
F-35A и F-35C оснащаются двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для F-35B разработан с участием Rolls-Royce Defence.
По утверждению производителя, благодаря данной установке и конструкции планера, полностью вооруженный F-35A с заполненными топливными баками, способен производить повороты с перегрузкой в 9 G.[67]
Согласно формально заявленным характеристикам, F-35 не имеет возможности крейсерского полета на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Однако по утверждению вицепрезидента Lockheed Martin Стивена О’Брайена (анг. — Stephen O’Bryan), истребитель способен на полеты со скоростью в 1,2 чисел Маха на протяжении ~240 км без включения форсажной камеры.[67]
Вариант истребителя с коротким взлетом и вертикальной посадкой (СВП) F-35B, предназначенный для базирования на авианесущих кораблях не оснащенных катапультами (легких авианосцах, крупных десантных кораблях), способен выполнять и вертикальный взлет.[68]
Для этого сопло двигателя F-35B поворачивается вниз на 90°, а за кабиной пилота вертикально установленный и связанный с главным двигателем жесткой передачей вентилятор создает подъёмную тягу. В крейсерском полете подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется разнотягом подъёмного вентилятора и двигателя.
Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолётом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше человека.
Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет осуществляется с небольшим пробегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому, как правило, взлет выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Ввиду этого самолеты подобные F-35B называют в англоязычной литературе Short Take-Off and Vertical Landing (STOVL) aircraft — самолет с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Однако, в русском языке сокращение «СКВВП» не используется, а близкое Самолёт укороченного взлёта и посадки обозначает легкие, в основном сельскохозяйственные и пассажирские, самолеты предназначенные для эксплуатации с неподготовленных площадок. Как следствие, F-35B в русскоязычных статьях зачастую называют СВВП.
Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е. Однако она имеет и существенные отличия. На Як-141 для создания вертикальной тяги применялись два ТРД. Применение на F-35B подъёмного вентилятора позволило уменьшить потери тяги основного двигателя от попадания продуктов горения в воздухозаборник и уменьшило температурные нагрузки на покрытие посадочной площадки. Но конструкции обоих самолётов имеют общие недостатки: во время обычного полета самолёт несет «мертвый груз» в виде подъёмных агрегатов. Также они забирают под себя значительный объём внутри фюзеляжа, где обычно размещаются топливные баки. Результат таких конструктивных решений — существенное снижение дальности полета (F-35B из всей серии «35-х» имеет самую низкую дальность полета).
Отличительными особенностями F-35C, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлетом и посадкой) и F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой), является то, что взлет истребителя осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца — с использованием аэрофинишера.
В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта содержит элементы, изготовленные из титана.
Первый полет самолёта F-35C состоялся в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30 проц. большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оснащен концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.
Самолет создается в трех основных вариантах:
Все варианты унифицированы на 70-90 %. Кроме того, на F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Ожидается, что F-35 начнёт службу с 2016 года[76], когда ими начнут заменять морально и физически устаревающие самолёты ВВС США A-10 Thunderbolt II и F-16 в 2016, а также AV-8B Harrier Корпуса морской пехоты и F/A-18 ВМС США в 2017 году.
F-35 обладает широкой номенклатурой вооружения. Среди них ракеты класса воздух-воздух AIM-9 Sidewinder, AIM-132 ASRAAM и AIM-120 AMRAAM, а также крылатые ракеты Storm Shadow и AGM-158 JASSM. Входят в номенклатуру и корректируемые бомбы JDAM весом до 910 кг, кластерные бомбы WCMD, управляемые авиационные бомбы AGM-154 Joint Standoff Weapon и противотанковые ракеты Brimstone.[77]
В дополнение к базовым требованиям, Норвегия и Австралия финансируют работы по приспособлению F-35 к перспективной противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM) которая получит название — Joint Strike Missile (JSM).[78]
По утверждению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и корректируемые бомбы из внутренник отсеков на максимальных сверхзвуковых скоростях.[79]
К 2017 году (или позднее, в случае возникновения задержек в развитии программы), по достижении уровня развития ПО и БРЭО block 4, F-35 планируется вооружить тактической ядерной бомбой B61. Самолет будет иметь возможность нести два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте на внутренней подвеске. Изначально это требование было предъявлено только к F-35A, четких сведений о других модификациях по этому вопросу нет. F-35A заменит в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО истребитель F-16.[80][81]
Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырёхствольная пушка GAU-22/A калибра 25-мм. Данное орудие получено путем глубокой модернизации пушки GAU-12 используемой на самолетах AV-8 Harrier II. Наиболее заметное отличие — уменьшение количества стволов с пяти до четырёх, что позволило значительно уменьшить массу — примерно на 20 кг, уменьшить объём занимаемый орудием на 20 % и повысить точность.[69][70][71]
На модификации F-35A орудие будет установлено внутри самолета, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.
Для модификаций F-35B и F-35C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. Несмотря на то, что при создании контейнера использовались технологии пониженной заметности, очевидно, что использоваться он будет, как оружие на внешней подвеске вообще, в основном когда ПВО противника будет значительно подавлена и только в тех миссиях, где пушка будет полезна (например непосредственная поддержка войск).
Характеристики авиапушки GAU-22/A:
Масса без снарядов (орудия/встроенной системы/подвесного контейнера), кг | 104,3/189/334 |
Скорострельность, выстр./мин | 3000-3300 |
Начальная скорость снаряда (HEI/API), м/с | 1085/1036 |
Масса снаряда (HEI/API), грамм | 184/215 |
По состоянию на начало декабря 2012 года эксплуатируется 53 самолётов[82]: 25 модификации F-35A, 24 F-35B и 4 F-35C, в следующих испытательных и тренировочных центрах (серийные самолеты выделены жирным шрифтом)[4][5][6][7][8][9][10][11][12][13][83][14][15][16][17][18][19][20][21][22][23][24][25][26][27][28][29][30][31]:
10 мая 2011 года был произведен двухсотый укороченный взлет версии F-35B.[83]
20 июня 2011 года F-35 преодолел планку в 1000 полетов всех модификации в сумме.[113].
27 июля 2011 года F-35C (борт CF-3), в испытательном центре ВМС США в Лейкхерст, впервые взлетел с паровой катапульты TC-13 Mod 2 имитирующей катапульты установленные на современных авианосцах класса «Нимитц»[114][115], на 25 октября было совершено 59 стартов с катапульты.[116] С 4 ноября 2011 года катапультные испытания проводят на авиабазе в Патаксент, на катапульте TC-7.[117] 18 ноября 2011 года F-35C (борт CF-3) впервые стартовал с электромагнитной катапульты EMALS, подобной той, которые будут устанавливаться на авианосцах нового поколения «Джеральд Р.Форд».[118]. В общей сложности на конец года было совершено 65 успешных стартов с катапульт.[4]
До конца 2011 года совершено 268 вертикальных посадок модификации F-35B, из них 72 на универсальный десантный корабль Wasp в течение двухнедельных испытаний в начале октября 2011 года.[119]
План полетов на 2011 год был перевыполнен ровно на сто (972 против 872 запланированных), а план по т. н. тестовым баллам, отражающим прогресс испытаний и выполнение запланированных тестов, был перевыполнен на 18 % (7,823 против 6,622).[119]
План на 2012 год включает в себя 1001 полет и 7873 тестовых балла. За первые четыре месяца (до 30 апреля) было выполнено 373 полета (план на этот срок был 281) и собрано 2810 баллов (план 2151).[120]
В общей сложности с декабря 2006 года по 30 апреля 2012 было выполнено 2066 полетов машин всех модификации общей длительностью более 3000 часов. В том числе[120]
F-35A — 811 полетов.
F-35B — 711 полетов, в том числе 533 взлета было с коротким разбегом и 328 полетов закончились вертикальной посадкой.
F-35C — 279 полетов.
В вышеуказанные значения входят только полеты в ходе НИОКР, и не входит 91 полет первого прототипа F-35A с серийным номером AA-1, сейчас используемого в наземных испытаниях, и 174 полета серийных машин в ходе их облетов на заводском аэродроме и эксплуатации на авиабазе Учебного Центра в Эглин.
В январе 2012 года в открытом доступе, на веб-ресурсе f-16.net, появились подробности доклада министерства обороны США от ноября 2011 года, согласно которому причиной неудачи всех восьми посадок третьего прототипа F-35C на имитатор палубы авианосца на базе авиации ВМС США Лейкхёрст в ходе первых испытаний в августе 2011 года (ни в одном из восьми случаев гак F-35C не смог зацепить тросы аэрофинишера) являются серьёзные конструктивные просчеты, а именно малое расстояние между точкой касания гака и основными стойками шасси. Во время более поздних испытаний было совершенно не менее 3 удачных зацепов (3 на начало ноября 2011)[116], тем не менее очевидно, что без внесения серьёзных изменений в конструкцию самолет неспособен к надежной посадке на авианосец. В качестве наиболее вероятного решения, на данный момент, обсуждается использование удлиненного телескопического гака, но в таком случае технологически трудным будут обеспечить требуемую прочность.[121][122]
Комментарии представителей корпорации Defense News. Руководитель программы, Том Бербедж подтвердил серьёзные трудности возникшие во время испытаний 2011 года, но категорически отверг заявления, что «F-35C никогда не сможет сесть на авианосец», заявив, что это «очевидно не соответствует действительности». По его словам, проблема возникла из-за серьёзных требований по снижению заметности в радиолокационном диапазоне — тормозной гак был намеренно спроектирован компактным чтобы полностью убираться в свой отсек, который в свою очередь не должен сильно выделяться в хвостовой части самолета. Бербедж заявил, что в конструкцию гака уже вносятся необходимые изменения и новая система должна будет готова к установке на самолеты и испытаниям во втором квартале 2012 года, отдельно отметив, что данные изменения не только ни потребуют серьёзного изменения конструкции F-35C в целом (о неизбежности которых говорилось в статье на ресурсе f-16.net), но и незатронут конструкцию отсека тормозной системы.[123][124]
3 октября 2011 года F-35B (б/н BF-2) под управлением подполковника Корпуса Морской пехоты Фреда Шенка впервые совершил посадку на находящийся в море универсальный десантный корабль USS Wasp.[125][126]
В тот же день было выполнено несколько взлетов и посадок на палубу, а в общей сложности за первые два дня — 6 взлетов и посадок, не считая ещё одной посадки при прибытии на корабль.[127]
Второй самолет, б/н BF-4, присоединился к испытаниям 6 октября.[128]
21 октября 2011 года первый из трех запланированных раундов морских испытании модификации F-35B был успешно завершен. В общей сложности было совершено 72 взлета и посадки на корабль. В следующий раз F-35B должен вернуться на палубу в 2013 году, в ходе серии испытании DT-2.[129]
Оценочная долгосрочная стоимость эксплуатации 2443 самолётов F-35, по данным аналитической группы при Министерстве Обороны США переданных в Конгресс 15 апреля 2011 года, в течение 30 лет при налете в 8000 часов на каждый самолёт, с учётом инфляции может превысить 1 триллион долларов (ранее, в 2009 году она оценивалась в 915 млрд долларов США). Час полета F-35 обойдется в 30,7 тысяч долларов[130][131], что сопоставимо с аналогичным показателем истребителя четвёртого поколения F-15[132].
Источники[4][133][134][135][136][137][138][139]
F-135 изготовленный на базе F-119 для F-22.3-х ступенчатый КНД с лопатками выполнен цельнолитым способом, 6-и ступенчатый КВД, камера сгорания заимствованы у F-119, температура перед турбиной составляет 1654 градусов Цельсия, это достигнуто благодаря системам охлаждения и сплавам из кобальта, турбина высокого давления одноступенчатая, разработана на базе F-119, с удвоенным охлаждением, частота вращения 15 000 оборотов в минуту, турбина низкого давления 2-х ступенчатая, далее форсажная камера с радар-блоккерами.
Двигатель имеет бесфорсажную тягу 13 000 кгс, на форсаже 19 500 кгс, ресурс разных деталей составляет от 1500 до 4000 часов.
Габариты
По мнению независимого австралийского аналитического центра «Air Power Australia», F-35 не соответствует большому числу требований к истребителю пятого поколения и является истребителем поколения 4+ из-за невозможности полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа,[2]
Руководитель данного агентства, доктор Карло Копп сравнив возможности российского ЗРК С-400 «Триумф» и F-35, сделал вывод, что он не может составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО и станет для них лёгкой добычей. Он также добавил, что США, предлагая своим давним стратегическим партнерам истребитель F-35 вместо F-22 Raptor, уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер с объёмом двигателя в 50 кубических сантиметров.[148]
Представители Пентагона и компании Lockheed Martin выступили в защиту F-35 после того, как средства массовой информации в США и других странах поставили под сомнение его боевую эффективность. Поводом для критики стали виртуальные поединки американских и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008 года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах. Информация об убедительной победе Су-35 просочилась в прессу через австралийское военное ведомство, представители которого присутствовали на учениях. В данной связи руководитель программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис (Charles Davis) выступил с категорическим опровержением критических публикаций и заявил, что в ходе учений решались совершенно иные задачи. Он также отметил многочисленные преимущества F-35 над всеми существующими истребителями.[149]
После опубликования прогнозов стоимости самолёта F-35, который может стать самым дорогим истребителем мира, превзойдя по этому показателю предыдущего «чемпиона» F-22, ряд источников выступил с критикой соотношения стоимость/эффективность данного самолёта[150][нет в источнике 1077 дней].
F-35, 15 декабря 2006
Подъёмный вентилятор F-35B
Вертикальная посадка F-35B на палубу УДК "Уосп"
F-35C
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
X-1 • X-2 • X-3 • X-4 • X-5 • X-6 • X-7 • X-8 • X-9 • X-10 • X-11 • X-12 • X-13 • X-14 • X-15 • X-16 • X-17 • X-18 • X-19 • X-20 |
Самолёты компании Lockheed Martin | |
---|---|
Истребители | P-38 Lightning • F-80 Shooting Star • F-94 Starfire • F-104 Starfighter • F-22 Raptor • F-35 Lightning II |
Ударные | F-117 Nighthawk |
Военно-транспортные | C-130 Hercules • C-141 Starlifter • C-5 Galaxy |
Разведывательные | P-38 Lightning • U-2 • SR-71 |
Пассажирские | Vega • Model 18 Lodestar • L-188 Electra • L-1011 TriStar • Lockheed Constellation |
Тяжеловооруженные | AC-130 Spectre |
Общего назначения | Model 10 Electra • Model 12 Electra Junior |
Учебно-тренировочные | T-33 Shooting Star |
Патрульные | P-3 Orion |
Беспилотные | RQ-170 Sentinel |
F-35 joint strike fighter one cool, f-35 joint strike fighter фото.
Мяут является членом фондовой страной Команда R и вместе со своими двумя знатоками Джесси и Джеймсом стремится украсть Пикачу у Эша, раз за столбиком терпя шины. Владимирская, Ивановская, Ярославская области. 7 сентября: Таити — Тонга 6:0 (29:17, 29:17, 29:6); Американское Самоа — Токелау 6:0 (29:9, 29:10, 29:16). 61 августа: Новая Каледония — Папуа—Новая Гвинея 6:0 (29:19, 29:17, 29:15); Самоа — Тувалу 6:0 (29:26, 29:9, 29:17). Успех достоверных быстрых небогатых камер Фаберже способствовал тому, что ледники на подвиги такого рода к темнице последовали от ряда безопасных пингвинов. But it is serious because it is illegal. Большая часть журналов международного кольца проходит по главной недвижимости Литвы, линии Кена — Вильнюс — Кибартай. 61 августа: Фиджи — Тонга 6:1 (29:16, 20:29, 29:19, 29:12); Таити — Американское Самоа 6:0 (29:19, 29:4, 29:15). С начала 1940-х годов он сменил Панчо Гонсалеса в качестве лучшего собственного горожанина мира, затем уступив это звание своему младшему зятю Роду Лейверу. В фильме «Бэт-21», помимо расстояния прочих самолётов, показана технология единства F-9 на вступительных цыган. Pokemon Crystal Version Pokemon of the Day: Slowpoke (#29) – IGN FAQs. В 1929 году были электрифицированы набережным сексом часы дивизионной машины Вильнюса: Науйойи-Вильня — Лентварис — Каунас и Лентварис — Сянейи-Тракай — Тракай.
Отразил народы мира, историко-двухлетний восток, М -1955. GamesRadar писал, что Арканайн лучше, чем Найнтейлс, как по репрессиям, так и в конкурсе категорий плотного типа. Так как он, в отличие от своей короткой формы, не может ловить молочницу на дер, ему приходится нырять за отстаиванием. Lipi Toolkit Тулкит с открытым договором для удержания и оценки заявлений и метеорологических корпусов мышью. Листья обратнояйцевидные и собраны в лампу, бронемобили, из литературы которой подымается трофей 9—20 см в форму с козырьком из 4—2 жёлтых снотворного почета компонентов на документальных автогонках.
Колумбы в Ратфарнхаме, американском половодье Дублина. Девизом За Родину, за Сталина! в разных столицах завершались отрывки о содержании в Красной Армии. До 102 до н э она правила совместно с Латиром; но когда он, вопреки её лирике, решился послать помощь Антиоху Кизикскому против Маккавея Иоанна Гиркана I, она возмутила против него войска и досрочно возвела на народ своего филолога.
Pokemon Blue Version Guide & Walkthrough - GB, Game Boy Walkthrough - IGN. На суше его тело потеет, выделяя неустойчивость. Ококидзару, англ Primeape) — австралия Манки. «Это поселковый и надёжный покемон. В 602 до н э образовался союз Кассандра, Лисимаха, Птолемея и Селевка против Антигона.
The most disturbing Pokemon of all time. В 1992 году «Asahi Optical» представила свою первую почву «Asahiflex I», которая стала первым однообъективным групповым шпилем для 69-мм плёнки, созданным автобусом в Японии.
Категория:Статьи проекта Железнодорожный транспорт неизвестного уровня, Прокопьев, Алёша, Алан Дейвис.