Debut | ||||
Студийный альбом Бьорк | ||||
---|---|---|---|---|
Дата выпуска | ||||
Записан |
1992—1993 |
|||
Жанры | ||||
Длительность |
48:15 |
|||
Продюсеры |
Нелли Хупер (англ.)русск. |
|||
Страна | ||||
Язык песен | ||||
Лейблы |
One Little Indian (Великобритания) |
|||
Хронология Бьорк | ||||
|
||||
Синглы из Debut | ||||
|
Debut — второй студийный альбом исландской певицы Бьорк, выпущенный в 1993 году. Певица работала над ним в сотрудничестве с продюсером Нелли Хупером, который стал соавтором пяти песен. Большинство песен, составивших альбом, посвящены теме любви как к человеку, так и к жизни как таковой и были адресованы Доминику Траппу, на тот момент возлюбленному Бьорк, и продюсеру Хуперу. В музыкальном плане альбом разительно отличался от того, что исполнительница делала в составе группы The Sugarcubes. На песнях сказалось сильное влияние таких стилей и жанров, как хаус, джаз и трип-хоп.
Большинство песен из Debut были написаны задолго до начала его записи. Бьорк успела поработать с Грэмом Масси, джазовыми продюсерами Оливером Лейком и Корки Хейл, пока в конце концов не познакомилась с Нелли Хупером, в сотрудничестве с которым дописала альбом в 1993 году. Продажи альбома превзошли все ожидания лейбла, и он попал в чарт Великобритании на третью позицию и в чарт США на шестьдесят первую. Он был сертифицирован как золотой в Канаде, платиновый в США и дважды платиновый в Великобритании. Debut получил положительные отзывы в британской музыкальной прессе. Были отмечены уникальные вокальные данные Бьорк и удачное решение идти в сторону расширения круга музыкальных жанров. В Америке диск получил не столь высокие оценки: некоторые критики были огорчены, что альбом ушёл далеко от жанра рока, более привычного в раннем творчестве Бьорк.
Из Debut были выпущены пять синглов: «Human Behaviour», «Venus as a Boy», «Play Dead», «Big Time Sensuality» и «Violently Happy». Все пять синглов попали в хит-парад лучших песен Великобритании, а три из них — «Human Behaviour», «Violently Happy» и «Big Time Sensuality» — вошли в американские чарты танцевальной музыки и современного рока.
Содержание |
Продолжая выступать в качестве вокалистки в исландской инди-рок-группе The Sugarcubes, Бьорк отправила двум продюсерам, Асмунду Йохансенну из Bad Taste и Дереку Биркетту из One Little Indian Records, демо-записи её собственных песен, над которыми она работала в тот момент[1][2]. Эти кассеты включали демо-версии песен, которые позже вошли в альбом, в том числе «The Anchor Song» и «Aeroplane»[2]. После того как Sugarcubes распались, Бьорк переехала в Лондон, где совместно с Биркеттом работала над новым альбомом[1]. Многие песни певица написала задолго до переезда в Великобританию, например «Human Behaviour», которую она создала, будучи ещё подростком[3]. Бьорк никогда не обнародовала эти песни, объясняя это так: «Я работала в панк-группах и [эти песни] не были панковскими»[3]. Песни для Debut были написаны в той или иной форме, но ещё ничего не было записано на профессиональной студии[4]. Не имея продюсера для сотрудничества, артистка продолжала создавать песни с музыкантом группы 808 State Грэмом Масси (англ.)русск. в доме её друга в Манчестере, где она также написала песни, которые вошли в последующие её альбомы, такие как «Army of Me» и «The Modern Things»[4].
В то время как они с Масси создавали электронные композиции, у Бьорк возникло желание поработать с джазовым продюсером. Продюсер Пол Фокс, ранее работавший с The Sugarcubes, познакомил певицу с арфисткой и джазовым продюсером Корки Хейл[4]. Хейл в мягкой форме отказывалась от сотрудничества, пока её приёмный сын, который был фанатом Sugarcubes, не попросил её согласиться[4]. Бьорк записала с ней несколько классических джазовых композиций, в том числе «I Remember You» (англ.)русск. и «Like Someone in Love» (англ.)русск.[4]. Фокс также представил Бьорк Оливеру Лейку, и они записали ещё одну джазовую песню «Life Is Just a Bowl of Cherries» (англ.)русск. для фильма Джона Хьюза «Ширли Сью» (англ.)русск.[5]. Хьюз отверг идею записи для фильма, но позже она переросла в идею создания альбома, который бы был спродюсирован Фоксом и аранжирован «Ансамблем искусств города Чикаго»[6]. Бьорк наняла Лейка для работы с несколькими сессионными саксофонистами в Лондоне[6]. Результат работы Лейка можно услышать в таких песнях на альбоме, как «Aeroplane» и «The Anchor Song»[6].
Бьорк хотела работать с различными продюсерами, но эта идея не могла долго реализоваться[3]. Тогда артистка смирилась и направила все силы на работу с Фоксом, до того, как её парень Доминик Трапп не познакомил её с продюсером Нелли Хупером (англ.)русск.[7]. Хупер ранее работал с Шинейд О’Коннор и группами Soul II Soul, Massive Attack, к чему Бьорк относилась со скептицизмом, отмечая: «Я думала Нелли был слишком „приторным“ для пробы. Но потом я встретила его, узнала его и услышала его гениальные идеи…»[7][8]. Идеи для звукозаписи Бьорк и Хупера были очень схожи, что стало причиной для прекращения работы певицы с Масси и Фоксом[7]. Хупер познакомил артистку со студийным технологом и программером Мариюсом де Врисом, который придал альбому современное звучание с использованием клавишных и синтезаторов[9]. Хупер спродюсировал первые десять треков альбома, а Бьорк выступила сопродюсером песни «Like Someone in Love» и самостоятельно спродюсировала «The Anchor Song»[10]. Бьорк и Хупер провели много студийных сессий вдвоём, вплоть до релиза пластинки в начале 1993 года[11].
Звучание Debut заимствует много элементов из различных стилей музыки[12]. Некоторые, наиболее электронные танцевальные песни, такие как «Human Behaviour», «Crying», «Big Time Sensuality», «There’s More to Life Than This» и «Violently Happy», имеют хаус-звучание[9][13]. Эти песни аранжированы в стилистике «four-on-the-floor», что означает, что бочка ударяет в каждой четвёртой доле такта[9]. Другие электронные песни имеют более трип-хоповое звучание[12][14]. Эти, не танцевальные, треки были описаны, как создающие «более деликатную атмосферу»[12]. Такие песни, как «Venus as a Boy», не имеют ничего общего с хаус-музыкой, и в них больше мелодической составляющей с использованием вибрафона и струнных[12][15]. Песни «The Anchor Song», «One Day» и «Aeroplane» основаны на том, что Бьорк сама назвала своей «академической, умной стороной»[14]. «Aeroplane» — это одна из самых сложных в музыкальном плане песен на Debut с многосложной аранжировкой Оливера Лейка[16].
Тексты песен на альбоме в основном затрагивают темы любви[17]. Тематика любви варьируется от «животной страсти» до любви к жизни как таковой[17]. «Venus as a Boy» — это песня о чувствительности тогдашнего парня Бьорк Доминика Траппа с текстом, описанным как «сладкий, но всё же немного шаловливый»[12][18]. «Aeroplane» написан также о Траппе в то время, когда он жил в Лондона, а Бьорк в Исландии[16]. На создание «There’s More to Life Than This» Бьорк вдохновило посещение вечеринки, откуда она быстро ушла[19]. Текст «Big Time Sensuality» был описан как «простой, но страстный», затрагивающий отношения певицы и Нелли Хупера[20]. В New York Times стихи в песне «Human Behaviour» описывались как «параллель между непристойностью человечества и зверством природы»[17].
Debut был выпущен на компакт-дисках и кассетах лейблами One Little Indian (Великобритания) и Elektra Records (США и Канада) 5 июля 1993 года[21][12][22]. В One Little Indian предполагали продать альбом тиражом около 40 тысяч экземпляров по всему миру, рассчитывая на фанатов группы The Sugarcubes[23]. Однако в течение трёх месяцев после релиза Debut было продано более 600 тысяч экземпляров альбома по всему миру[24]. Вскоре после релиза альбом попал в чарты США, достигнув первого места в Top Heatseekers и 61-го номера в Billboard 200[25]. В Великобритании Debut попал в чарт 17 июля 1993 года, пробыв в нём 69 недель подряд и достигнув третьего места[26]. Альбом был переиздан несколько раз в разных форматах. В ноябре 1993 года диск был переиздан в Великобритании с бонус-треком «Play Dead», написанным для фильма «Молодые американцы» (англ.)русск., вышедшего на экраны вскоре после издания альбома[27]. Позже Debut был издан на грампластинках и в формате DualDisc (англ.)русск.[12]. Японская версия альбома включала два бонус-трека: «Play Dead» и «Atlantic»[28]. DualDisc-версия включала один CD со стандартным альбомом и один DVD-диск с изменённым звучанием и видеоклипами к синглам[29]. 5 мая 1994 года Canadian Recording Industry Association сертифицировала альбом как золотой; в Канаде было продано более 50 тысяч экземпляров[30][31]. 31 августа 2001 года RIAA сертифицировала Debut как платиновый, а оптовые продажи в США составили более одного миллиона экземпляров[32][33].
В 1993 году Бьорк связалась с французским режиссёром Мишелем Гондри для создания музыкального видео к песне «Human Behaviour», после того как увидела его клип к песне группы Oui Oui (англ.)русск.[34]. «Human Behaviour» стал первым синглом из альбома и был выпущен за месяц до релиза альбома, в июне 1993 года[21]. Ещё три сингла были выпущены с альбома в том же году. «Venus as a Boy» стал вторым синглом, релиз которого состоялся в августе. Видеоклип к песне сняла режиссёр Софи Мюллер[21][18]. «Play Dead» был выпущен как внеальбомный сингл в августе 1993-го, но позже вошёл в переизданную версию пластинки в качестве бонус-трека[21]. К песне также был снят клип режиссёром Дэнни Кенноном (англ.)русск.[3]. Последним синглом в 1993 году стала песня «Big Time Sensuality», видео к которому снял Стефан Сэднайо (англ.)русск.[21][3]. Следующий сингл, «Violently Happy», был выпущен в марте 1994 года. Видео снял Жан-Батист Мондино[21]. Все пять синглов попали в топ-40 хит-парада Великобритании, и только три песни («Human Behaviour», «Violently Happy» и «Big Time Sensuality») попали в чарты США[26][35].
Обзоры | |
---|---|
Оценки обзоров | |
Источник | Рейтинг |
Allmusic | [12] |
Robert Christgau | [36] |
The Daily Vault | B+[37] |
The Independent | (положительная)[38] |
Musician | (положительная)[39] |
New York Times | (положительная)[17] |
NME | (9/10)[40] |
Q | [41] |
Rolling Stone | [42] |
Spin | (9/10)[43] |
Реакция критиков на Debut была в основном положительной. Британская музыкальная пресса давала позитивные оценки альбому. В журнале Q ему поставили четыре балла из пяти, назвав «удивительной, игривой коллекцией [песен]», в то время как в NME писали, что Debut оказался «альбомом, который доказывает, что музыка всё ещё может быть магической и необычной»[40][41]. В The Independent дали Debut положительную оценку, отмечая, что Бьорк «создала множество контрастных аранжировок, музыкальное разнообразие которых никак не помешало общей картине [альбома]»[38]. Американские рецензии были в большинстве смешанными. В журнале Musician (англ.)русск. оценили вокальные способности певицы, утверждая: «то, что действительно делает пение Бьорк незабываемым, так это не странная смесь рычания, стонов и щебета, а та палитра эмоций, которая передаётся через эти звуки»[39]. The New York Times описал Debut как «очаровательный альбом»[17]. Американский критик Роберт Кристгау дал диску рейтинг «ни то, ни сё», описывая альбом как запись, «которая может произвести впечатление один, два раза… Не более того»[36][44]. Негативную оценку дали в журнале Rolling Stone, оценив альбом в два балла из пяти и назвав его «крайне разочаровывающим»; рецензент обвинил в этом продюсера Нелли Хупера, предположив, что он «саботировал рождение нового таланта, используя дешёвые электронные фокусы»[42]. Debut занял высокие позиции в годовых рейтингах музыкальной прессы. NME поместил его на первое место в своём списке «Топ-50 лонгплеев 1993 года»[45]. Melody Maker поместил диск на шестое место в своём списке «Альбомы 1993 года», назвав его «фантастическим дебютом»[46]. В 1994 году Q включил его в свой список пятидесяти лучших альбомов 1993 года[47].
Поздние рецензии на альбом также были позитивными. В гиде альтернативных записей журнала Spin он получил девять баллов из десяти. В издании писали, что выбор в качестве продюсера Нелли Хупера стал «гениальным ходом» и вокал Бьорк был «более чем убедительным»[43]. Хитер Херес из Allmusic дала альбому высший балл, отмечая, что Debut «возможно её самая красивая работа, горизонты Бьорк расширились на последующих записях, но альбом и сейчас звучит так же свежо, что ещё больше впечатляет, учитывая как быстро меняется мода в электронной музыке»[12]. В 1999 году журнал Q включил Debut в свой список «90 лучших альбомов 1990-х»[48]. В 2010-м он был помещён на 33-е место в списке «125 лучших альбомов за последние 25 лет» журнала Spin[49]. В 2011 году Slant Magazine поместил альбом на 29-ю строчку в списке лучших альбомов 1990-х, утверждая, что «Debut оказался достаточно сильной записью, чтобы зацементировать её [Бьорк] в статусе самого инновационного артиста в поп-музыке»[50].
На премии «Грэмми» музыкальное видео Мишеля Гондри на «Human Behaviour» было номинировано в категории «Лучшее короткое музыкальное видео», но проиграло клипу режиссёра Стивена Джонсона (англ.)русск., снятому на песню «Steam» (англ.)русск. Питера Гэбриэла[51][52]. На церемонии Brit Awards 1994 года Бьорк выиграла награды в двух категориях: «Лучший новичок» и «Лучшая иностранная певица»[53]. Вскоре после церемонии против Бьорк был подан судебный иск от Саймона Фишера, музыканта, с которым она сотрудничала в 1990 году. Фишер утверждал, что он является соавтором «Human Behaviour», «Venus as a Boy», «Crying» и «Aeroplane», и требовал взыскать более 20 тыс. фунтов стерлингов в качестве возмещения ущерба[54]. Хупер и Бьорк явились на судебное заседание вскоре после релиза альбома Post[55]. Судья Робин Джейкоб (англ.)русск. решил, что Фишер может претендовать только на одну из песен, и освободил Хупера и Бьорк от всех обвинений, отметив, что требования Фишера были «необоснованными, не основанными на законе и злоупотребляющими правом»[55].
Бьорк с недоумением отреагировала на положительные отзывы на альбом, утверждая, что если бы она «создала точно такой же альбом и при этом родилась где-нибудь в Ноттингеме, то я бы получила совершенно другие оценки, так сказать, возвращающие с небес на землю» и что Debut «был частично пробой сил и не так уж он хорош. Я могу писать намного лучше»[56].
Слова и музыка всех песен Бьорк, если не указано иначе[10].
№ | Название | Автор | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Human Behaviour» | Бьорк, Нелли Хупер (англ.)русск. | 4:10 |
2. | «Crying» | Бьорк, Хупер | 4:52 |
3. | «Venus as a Boy» | 4:42 | |
4. | «There’s More to Life Than This» | Бьорк, Купер | 3:21 |
5. | «Like Someone in Love» | Джонни Бёрк (англ.)русск., Джеймс Ван Хаусен (англ.)русск. | 4:33 |
6. | «Big Time Sensuality» | Бьорк, Хупер | 3:57 |
7. | «One Day» | 5:24 | |
8. | «Aeroplane» | 3:54 | |
9. | «Come to Me» | 4:55 | |
10. | «Violently Happy» | Бьорк, Хупер | 4:59 |
11. | «The Anchor Song» | 3:32 |
Бонус-трек для Японии[28] | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ | Название | Автор | Длительность | ||||||
12. | «Atlantic» | Бьорк | 2:04 | ||||||
13. | «Play Dead» | Бьорк, Дэвид Арнольд, Ян Уоббл | 3:58 |
В записи и оформлении альбома приняли участие следующие музыканты и дизайнеры:[58][59][60]
|
|
Альбом
|
Сертификации
|
Год | Песня | Высшая позиция[26][35] | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
UK Singles Chart | Billboard Hot 100 | Hot Dance Club Songs | Hot Dance Singles Sales | Alternative Songs | ||
1993 | «Human Behaviour» | 36 | — | 2 | — | 2 |
«Venus as a Boy» | 29 | — | — | — | — | |
«Play Dead» | 12 | — | — | — | — | |
«Big Time Sensuality» | 17 | 88 | 1 | 19 | 5 | |
1994 | «Violently Happy» | 13 | — | 4 | — | — |
«—» — означает, что песня не попала в чарт. |