|
||
«Dalmatina» | ||
---|---|---|
А1 в Хорватии | ||
Страна | Хорватия | |
Часть дороги | Европейский маршрут E65 Европейский маршрут E71 |
|
Длина | 467 км | |
Начало | Загреб | |
Через | Сплит | |
Конец | Вргорац (467 км) | |
Дорожное покрытие | асфальт |
A1 (хорв. Autocesta A1) — шоссе в Хорватии. На 2011 год длина шоссе составляет 467 км, оно проходит по маршруту Загреб — Карловац — Задар — Сплит — Вргорац. Планируется продолжение трассы до Плоче и Дубровника, после чего его общая длина составит 553,7 км.
Шоссе A1 можно считать главным шоссе страны, поскольку оно соединяет два крупнейших города Хорватии, и целый ряд других крупных городов, а также континентальную Хорватию и Далмацию, пересекая всю страну. Это первое шоссе, которое проходит через гористый район Лика. Является платным.
Содержание |
От Загреба шоссе идёт на юго-запад на Карловац. За Карловацем у деревни Босильево автобан разветвляется — на запад уходит шоссе A6 на Риеку, а A1 поворачивает на юг. Близ побережья у города Задар магистраль поворачивает на юго-восток и следует вдоль Адриатического побережья на некотором расстоянии от него. Оператором участка Загреб — Босильево является компания «Autocesta Rijeka — Zagreb», остальной трассы — компания «Hrvatske autoceste».
Шоссе двухполосное в каждую сторону с обочиной по всей длине. На всём протяжении автомагистрали сооружены транспортные развязки, на 2010 год их 30.
Автомагистраль идёт по холмистой местности на севере, гористой местности в центральной части, в горах близ побережья Адриатического моря на юге. Она проходит возле национальных парков Плитвицкие озёра и Крка. Вдоль дороги расположены многочисленные места для отдыха (в 2010 году — 26).
Всего на магистрали A1 возведён 351 инфраструктурный элемент — мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, пешеходные переходы, проходы для диких животных. Суммарная длина мостов, эстакад и тоннелей на участке от Загреба до Сплита составляет 18,6 процента общей длины автомагистрали — очень большая цифра, подчёркивающая сложные горные условия, в которых проложена трасса.
Инфраструктурные элементы по участкам дороги[1] | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Участок | Всего | Мосты | Путепроводы | Эстакады | Подземные переходы | Переходы | Тоннели | Проходы для животных |
Загреб — Босильево | 55 | 3 | 9 | 13 | 13 | 16 | 1 | - |
Босильево — Свети-Рок | 116 | 16 | 17 | 38 | 29 | 3 | 5 | 4 |
Свети-Рок — Дугополье (Сплит) | 121 | 7 | 24 | 40 | 36 | 6 | 8 | 1 |
Дугополье — Равча | 59 | 1 | 11 | 9 | 29 | - | 7 | 2 |
Всего | 351 | 27 | 61 | 161 | 107 | 25 | 21 | 7 |
Крупнейшие из тоннелей на магистрали: Мала-Капела (5780 метров, между центральной Хорватией и Ликой) и Свети-Рок (5 679 метров, между Ликой и Далмацией). Самые большие мосты — мост над Доброй (546 метров), мост над Кркой (391 метр) и масленицкий мост (378 метров). Мост над Кркой и масленицкий мост примечательны и своими основными пролётами, у обоих они около 200 метров.
Первый участок от Загреба до Карловаца был построен в 1970-х, но строительство было вскоре приостановлено. Попытка возобновить строительство была предпринята в 1990-х во время бурения тоннеля Свети-Рок. Интенсивное строительство стартовало с начала 2000-х и закончилось грандиозным открытием 26 июня 2005 года участка Карловац — Сплит . Участок между Сплитом и Шестановацем был открыт 27 июня 2007 года. В 2008 году открыт участок Шестановац — Равча. 30 июня 2011 года открыт участок Равча — Вргорац[2][3].
По состоянию на 2011 год идут работы по сооружению участка Вргорац — Плоче, открытие запланировано на 2012 год.
Дальнейшие варианты прохождения трассы до Дубровника упираются в споры вокруг Пелешацкого моста. По предварительному плану трасса должна была продолжаться по побережью до Дубровника, пересекая принадлежащий Боснии и Герцеговине Неумский коридор. Однако затем был предложен вариант с Пелешацким мостом над морским заливом, отделяющим побережье от полуострова Пелешац. По этому плану, магистраль должна пройти по Пелешацкому мосту на Пелешац и далее до Дубровника. Таким образом, трасса обходила бы боснийский Неумский коридор, и устранялась бы отрезанность по суше Дубровника от остальной Хорватии.
Споры вокруг моста, носят как финансовый, так и политический характер. С финансовой стороны ряд критиков указывает, что проект моста настолько дорог, что дешевле и проще построить вместо него туннель[4]. Также против первоначального проекта Пелешацкого моста выступали власти Боснии и Герцеговины, заявившие, что мост отрежет Неум от открытого моря и повлияет на развитие Неума, как порта.
Выезд за город Карловац
А1 возле тоннеля Свети-Рок
Вид с трассы А1 в 50 км севернее от тоннеля Свети-Рок
Склон Тртар с ветряными мельницами возле города Шибеник
Тоннель Вранковича — переход для диких животных
Тоннель Конщица — переход для диких животных
Виадук Срияне
Тоннель Црна брда (Черные холмы)
Тоннель Рошца — переход для диких животных
Узел Равча
Автомагистрали в Хорватии | ||
---|---|---|
Действующие | A1 · A2 · A3 · A4 · A5 · A6 · A7 · A9 · A11 | |
Запланированные и строящиеся | A8 · A10 · A12 · A13 |
A1 (автомагистраль).