Як-36 | |
---|---|
Второй прототип Як-36 во время подготовки к авиационному параду в Домодедово (июль 1967 года) | |
Тип | экспериментальный палубный штурмовик вертикального взлёта и посадки |
Разработчик | ОКБ Яковлева |
Производитель | завод №115 (Москва) |
Главный конструктор | Яковлев А.С. |
Первый полёт | 27 июля 1964 года |
Статус | проект закрыт |
Единиц произведено | 4[1] |
Варианты | Як-38 |
Изображения на Викискладе |
Як-36 (внутреннее обозначение: изделие В, по кодификации НАТО: Freehand — рус. выполненный от руки) — советский палубный штурмовик, прототип первого в СССР серийного самолёта вертикального взлёта и посадки Як-38.
Содержание |
В конце 50-х годов коллектив ОКБ А. С. Яковлева приступил к работам по созданию самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). Реализации этих замыслов способствовало появление легкого и компактного ТРД Р-19-300. В 1960 г. А. С. Яковлев предложил проект самолета Як-104 с двумя форсированными двигателями Р-19-300 тягой по 1600 кгс в качестве подъемно-маршевых и одного подъемного Р-19-300 тягой 900 кгс.
В 1961 г. рассматривались еще два предложения: одноместный истребитель-бомбардировщик с двумя подъемно-маршевыми двигателями Р-21 М-300 и штурмовик с двумя ТРД Р-ПВ-300, оснащенными турбовентиляторными агрегатами. Последние представляли собой комбинацию ТРД и вентиляторов в крыле, приводимых в действие газовой струей подъемно-маршевых двигателей. Изыскания по этим проектам привели к выводу о необходимости создания силовой установки, состоящей из ТРД и турбовентиляторного агрегата, малоресурсного ТРД только для взлета и посадки и комбинированного двигателя с поворотным соплом.
В результате проведенных исследовательских работ к практической реализации приняли проект, получивший сначала обозначение «изделие В», а затем Як-36.
Разработка Як-36 велась под непосредственным руководством С. Г. Мордвинова, ставшего впоследствии заместителем главного конструктора. Ведущими инженерами по машине были О. А. Сидоров и В. Н. Павлов, а по летным испытаниям — К. Б. Бекиров и В. Н. Горшков.
К этому времени в Великобритании уже летал опытный СВВП «Харриер» с одним подъемно-маршевым ТРД и четырьмя поворотными соплами. Но отечественные авиаконструкторы пошли своим путем. Назначение самолета и выбор подъемно-маршевых ТРД Р-27-300 с поворотными соплами обусловили необходимость установки в носовой и хвостовой частях фюзеляжа струйных рулей с большой тягой, а один из них пришлось вынести вперед на длинной штанге, поскольку назначение их заключалось не только в управлении самолетом на переходных режимах, но и балансировке его на висении. Двигатели разместили в носовой части фюзеляжа, а их сопла — в районе центра тяжести машины. Струйные рули управлялись автопилотом. Разгон выполнялся при повороте сопел двигателей в горизонтальное положение.
Указанная компоновка силовой установки привела к применению шасси велосипедного типа с одноколесной носовой и двухколесной задней опорами. Конструкция планера типична для самолета тех лет — полумонококовый фюзеляж и лонжеронное крыло с закрылками. Чтобы обезопасить пилота в нештатных ситуациях, в состав системы спасения ввели устройство автоматического принудительного катапультирования. Имелась также система автоматического управления на околонулевых скоростях полета.
Было построено четыре опытные машины. Одна, с бортовым номером 36, предназначалась для прочностных испытаний, на второй машине, с номером 37, отрабатывались взлеты и посадки, в том числе в режиме свободного висения (за два года было выполнено 82 висения). Этот экземпляр самолета потерпел аварию: из-за большого скольжения при вертикальной посадке сломалось шасси. На третьей машине (номер 38) проверялась эффективность доработок струйных рулей, автопилота и перекомпонованных органов управления в кабине пилота. Подбирались оптимальные нормы расхода воздуха, которые придавали самолету устойчивость на висении и делали машину послушной воле летчика.
Работа продвигалась медленно. Поведение многотонной машины, которая порой раскачивалась над аэродромом, как маятник, и почти не поддавалась управлению, требовало скрупулезного изучения и доработок. Лишь опытным путем удалось определить необходимое соотношение между дачей органов управления и расходом воздуха в струйных рулях. Наконец, испытатели Ю.А Гарнаев и В. Т. Мухин начали готовиться к первому полету СВВП.
27 июля 1964 г. летчик-испытатель В. Г. Мухин выполнил первый полет, но с разбегом и пробегом, поскольку было неизвестно, как поведет себя самолет в воздухе. После этого доработали все три машины, установив на них по два подфюзеляжных киля. Но все же, чтобы осуществить вертикальный взлет, потребовалось еще почти полтора года кропотливой работы. И только 24 марта 1966 года состоятся полет по кругу с вертикальным взлетом и посадкой, и эта дата стала днем рождения отечественного СВВП.
В июле 1967 в Домодедово на авиационном параде тысячи людей увидели самолет с уникальными свойствами. На пилонах под крылом зрители могли наблюдать подвешенные блоки НАР УБ-16. Но это было бутафорское вооружение поскольку слабым местом самолета оставалась малая грузоподъемность. Мизерная полезная нагрузка данного СВВП делала его бесперспективным, и вскоре в ОКБ приступили к разработке боевого самолета Як-36М, получившего после принятия на вооружение обозначение Як-38.
Всего было построено четыре опытных самолёта, из них один для стендовых и три для лётных испытаний:[1]
Корабельная авиация России и СССР | ||
---|---|---|
Летающие лодки и гидросамолёты | КОР-1 • КОР-2 • КР-1 • М-5 • М-9 • Ю-20 • Model F • Model K | |
Вертолёты | Ка-10 • Ка-15 • Ка-25 • Ка-27 • Ка-29 • Ка-31 • Ка-52К • Ка-56 • Ка-60К • Ка-226ТМ • Ка-Х «Чайка» • Ми-11 | |
Истребители / Перехватчики | МиГ-23А • МиГ-23К • МиГ-29К • Су-27КМ • Су-29К • Су-33 • Т-50К • «Тигр» • Як-9К1 • Як-39 • Як-141 | |
Штурмовики | Су-24К • Су-25К • Су-28К • Як-36 • Як-38 • Як-38М | |
Бомбардировщики / Торпедоносцы | ПТ-М71 • Ту-91 | |
Самолёты ПЛО / РЛДН | Ан-71К • П-42 • Як-44 | |
Учебные самолёты | МиГ-29КУБ • Су-25УТГ • Су-33УБ • Як-38У | |
Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы; 1 — не было специальной корабельной модификации. |
Самолёты ОКБ имени Яковлева | |
---|---|
Истребители: | Як-1 · Як-3 · Як-7 · Як-9 · Як-15 · Як-17 · Як-23 · Як-25 · Як-27 · Як-28 · Як-141 |
Штурмовики: | Як-38 · Як-38М |
Бомбардировщики: | Як-2 · Як-4 · Як-26 · Як-28 |
Транспортные самолёты: | Як-6 · Як-8 |
Специальные самолёты: | Як-44 |
Пассажирские самолёты: | Як-40 · Як-42 · Як-142 · Як-242 |
Тренировочные и спортивные самолёты: | УТ-1 · УТ-2 · УТИ-26 (Як-7УТИ) · Як-11 · Як-18 · Як-18Т · Як-21Т · Як-30 (1960) · Як-32 · Як-38У · Як-50 · Як-52 · Як-54 · Як-55 · Як-130 |
Многоцелевые самолёты: | Як-12 · Як-48 · Як-58 · Як-112 |
Планёры: | Як-14 |
Экспериментальные самолёты, вертолёты и проекты: |
АИР · Як-19 · Як-25 (1947) · И-26 · И-30 · Як-30 (1948) · Як-35 · Як-36 · Як-39 · Як-50 (1949) · Як-43 · Як-201 · Альбатрос · ВВП-6 · Як-7Р |
Вертолёты: | ЭГ · Як-24 · Як-60 · Як-100 |
Беспилотные: | Шмель-1 · Пчела-1Т · Жаворонок-1 · Жаворонок-2 · Прорыв · Як-133БР |
Як-36.