Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Эффект неоднозначности

Эффект неоднозначности — это когнитивное искажение, в котором принятие решения страдает из-за недостатка информации или неоднозначности. Эффект предполагает, что люди стремятся выбрать решение, для которого вероятность благоприятного исхода известна, по сравнению с решением, когда вероятность благоприятного исхода не известна[1]. Эффект был открыт Даниэлем Эллсбергом в 1961 году. Эксперименты Эллсберга показали, что для многих людей риск (известная вероятность) и неопределённость (неизвестная вероятность) — суть разные понятия[2].

Примеры Эллсберга показывают проблемы с концепцией Сэвиджа, по которой с неопределённостью можно работать также, как с риском, заменив объективными вероятности субъективными[2].

Содержание

Задача «двух урн» (Эллсберг)

Имеются две урны, в каждой из которых в общей сложности 100 красных и чёрных шаров. В первой урне 50 красных и 50 чёрных шаров. Количество чёрных (и, соответственно, красных) шаров во второй урне неизвестно. Из каждой урны случайным образом вынимается по одному шару. Участника эксперимента просят выбрать урну и сделать ставку на цвет шара. В случае угадывания он получает 100 долларов, а в случае проигрыша — ничего не теряет. В ходе эксперимента выяснилось, что люди стремятся выбрать первую урну, где вероятность выигрыша (и риск проигрыша) определена, и избегают неопределённого риска, связанного с выбором второй урны. При предоставлении урн по-отдельности испытуемые не отдавали предпочтения какому-либо цвету[1][2].

Задача «с одной урной» (Эллсберг)

Имеется одна урна, в которой находятся 30 красных шаров и 60 чёрных и жёлтых шаров в неизвестном соотношении. Из урны вынимается один шар, а участника спрашивают, ставит ли он (1) на красный шар или (2) на чёрный? При тех же условиях можно задать и другой вопрос: ставить ли (3) на красный или жёлтый или (4) чёрный или жёлтый? Наиболее частыми ответами являются: 1 и 4[1]:654.

Объяснение

Одно из возможных объяснений состоит в том, что люди используют эвристическое правило избегать вариантов, в которых информация отсутствует[3][4].

См. также

Примечания

Литература

  • Daniel Ellsberg Risk, ambiguity, and the Savage axioms // Quarterly Journal of Economics. — 1961. — Т. 75. — № 4. — С. 643-669. — 10.2307/1884324
  • Frisch, D., Baron, J. Ambiguity and rationality // Journal of Behavioral Decision Making. — 1988. — № 1. — С. 149-157.
  • Ritov, I., Baron, J. Reluctance to vaccinate: omission bias and ambiguity // Journal of Behavioral Decision Making. — 1990. — № 3. — С. 263-277.
  • Pete C. Trimmer et al Decision-making under uncertainty: biases and Bayesians // Animal Cognition. — 2011. — Т. 14. — № 4. — С. 465-476. — 1435-9448. — 10.1007/s10071-011-0387-4
  • Yoram Halevy, Vincent Feltkamp A Bayesian Approach to Uncertainty Aversion // Review of Economic Studies. — 2005. — Т. 72. — № 2. — С. 449–466. — 10.1111/j.1467-937X.2005.00339.x

Ссылки

  • The Savage theorem and the Ellsberg paradox (сайт на основе материала Eliezer Yudkowsky)

Эффект неоднозначности.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24