Эста́мп (фр. estampe, от итал. stampa) — произведение графического искусства, представляющее собой гравюрный либо иной оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Эстамп, как произведение тиражной графики, обладает спецификой в отношении авторства: оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или печатником при участии автора. В Европе техники эстампа стали известны с XV века. Вначале не как самостоятельный раздел изобразительного искусства, а лишь как технический прием размножения изображений. Первые оттиски делались с гравированных деревянных досок. Приобретались они теми, кто не мог себе позволить уникальные работы.
Виды эстампа
В зависимости от способа создания печатной формы и метода печати эстампные техники можно разделить на четыре больших объема.
Художники-эстамписты
Литература
- Парыгин А. Б. Искусство шелкографии. ХХ век (история, феноменология. техники, имена). — СПб.: СПб ГУТД, 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-7937-0490-8
- Парыгин А. Б. Шелкография как искусство. Техника, история, феноменология, художники. — СПб.: СПб ГУТД, 2009. — 261 с. — ISBN 978-5-7937-0397-0
- Галеев Э. Ленинградская станковая литография. Довоенный период (до 1941 г.). — М.: Скорпион, Галеев-Галерея, 2009. — 304 с.
- Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004 ISBN 5-7300-0712-5
- Зорин Л. Эстамп. Руководство по графическим и печатным техникам. — АСТ, Астрель, 2004. — 112 с. — ISBN 5-17-022291-2
- Поляков Европейская тиражная графика от Гойи до Пикассо. Москва, 2002. 284 с. ISBN 5-94183-005-X.
- Ксилография // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство: В 2-х кн / Гл. ред. В. М. Полевой. — М.: Большая Рос. энцикл, 1999. — 448 с. — ISBN 5-85270-314-1
- Флекель М. И. Русская гравюра XVII-XVIII веков. — М., 1999. — 20 с. — ISBN 5-85952-001-8
- Фаворский В. А. Литературно−теоретическое наследие / Сост. Г. К. Вагнер. — М.: Сов. художник, 1988. — 588 с. — ISBN 5-269-00094-6
- Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI-XX веков / Сост. Г. К. Вагнер. — М.: Искусство, 1987. — 368 с.
- Журов А. П., Третьякова К. М. Гравюра на дереве. — М.: Искусство, 1977. — 248 с.
- Ковтун Е. Что такое эстамп. — Л.: Художник РСФСР, 1963. — 94 с.
- Павлов И. Н. Жизнь русского гравёра / Ред. и вступ. ст. М. П. Сокольникова. — М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 320 с.
- Герценберг В. Р. Современный советский эстамп (альбом). М., 1960.
- Коростин А. Ф. Русская литография XIX века. М., 1953.
- Корнилов П. Е. Офорт в России XVII — XX веков. — М.: Академии художеств СССР, 1953. — 144 с.
Издание, с многочисленными иллюстрациями, содержит пять кратких очерков: «Офорт в XVII веке», «Офорт в XVIII веке», «Офорт в XIX веке», «Офорт в начале XX века», «Советский офорт».
- Суворов П. И. Искусство литографии, 3 изд. М., 1952.
- Коростин А. Ф. Начало литографии в России. М., 1943.
- Кристеллер П. История европейской гравюры. XV—XVIII века. — Л.: Искусство, 1939. — 518 с.
- Павлов И. Н., Маторин М. Т Техника гравирования на дереве и линолеуме. Под ред. М. П. Сокольникова. М.-Л.: Искусство., 1938, 140с.,123 рис.,9 цв. вкл.
- Фридлендер М. Литография (перевод с нем.). С приложением очерка — Воинов В. В., Литография в России. — Л., 1925.
- Фалилеев В. Д. Офорт и гравюра резцом. — М.— Л., 1925.
- Варшавский Л.Р. Современная гравюра в России / Ред. и вступ. ст. М. П. Сокольникова. — М., 1923.
- Голлербах Э.Ф. История гравюры и литографии в России. — М.-Пг., 1923.
- Адарюков В. Я. Очерк по истории литографии в России. — СПб.: Аполлон, 1912. — 126 с.
- Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравёров XVI—XIX веков, т. 1—2. — СПб., 1895—1899.
- Вессели И.Э О распознании и собирании гравюр (пособие для любителей). С двумя таблицами монограм. — М.: тип. М. Н. Лаврова и К, 1882. — 368 с. с.
Ссылки
- Литература: Гравюра в России. XVIII — первой половины XIХ столетия.
- ОФОРТ: Большая советская энциклопедия
- Литература: Русская литография XIX века
- Искусство шелкографии. ХХ век.