Город
|
Назаре́т (ивр. נָצְרַת, Нацра́т; араб. الناصرة, ан-На́сыра; др.-греч. Ναζαρὲθ; лат. Nazareth) — город в Галилее, на севере Израиля. Это священный христианский город, третий по значимости после Иерусалима и Вифлеема. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа (из-за этого его называли «назаретянином» или הנוצרי — «а-ноцри», то есть «житель города Нацрат»).
Хотя Назарет присутствует в евангельских текстах, другие, не библейские, упоминания о Назарете в текстах первых веков отсутствуют. В своей книге «Библейские истории» венгерский философ-религиовед Густав Гече пишет:
Интересно, что кроме евангелий и других книг позднего христианства, город Назарет нигде не упоминается, хотя, согласно Новому завету, он находился в Галилее, которая встречается во многих источниках. Так, Иосиф Флавий, описывая Иудейскую войну, упоминает города и селения Галилеи, но среди них нет Назарета. О существовании Назарета не знали ни авторы Ветхого завета, ни толкователи Закона Моисеева, умалчивают о нём также и греческие и латинские авторы. За исключением христианских книг, основанных на благовествованиях, о Назарете впервые говорится в двух стихотворениях еврейского автора Калира Елиасара (VII или VIII в.). Однако эти стихи не могут считаться источником, поскольку трудно установить, использовал ли поэт это название, почерпнув из древних неизвестных нам списков, или же заимствовал его из христианской литературы.[3] |
Помимо текстов еврейского поэта упоминание о Назарете можно найти в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (3—4 вв.), который цитирует Секста Юлия Африкана (ок. 160 — ок. 240 гг.):
Только немногие, хранившие память о своем роде, сберегли свои частные родословные, или запомнив имена предков, или имея их списки. Они гордились тем, что сохранили память о своем благородстве. В их числе были и вышеупомянутые деспосины — их называют так по причине их родства с семьей Спасителя. Уроженцы иудейских селений — Назарета и Кохабы, они разбрелись по остальному краю и составили упомянутую родословную на основании „Книги Дней“, как могли.[4] |
Таким образом, автор говорит о Назарете как о селении в Иудее, причём располагает его в тексте рядом с до сих пор не идентифицированным селением под названием «Кохаба».[5] Следует отметить также, что в английском переводе данного фрагмента вместо слова «Назарет» (англ. Nazareth) стоит слово «Назара» (англ. Nazara).[6]
Отсутствие упоминаний о Назарете в текстах первых двух веков заставляет предположить, что «либо город Назарет никогда не существовал, либо был настолько мал, что не удостоился упоминания, хотя в талмудической литературе перечислены все населенные пункты, где действовали школы или синагоги»[3]. Джеймс Стрэйндж (англ. James Strange), американский археолог и сторонник второй версии, в этой связи замечает: «Назарет не упоминается в древних еврейских источниках ранее третьего века н. э. Вероятно, это свидетельствует об отсутствии его известности как в Галилее, так и в Иудее»[7] Первоначально Стрэйндж предположил, что численность населения Назарета во времена Христа была «примерно от 1600 до 2000 человек», но позднее, в последующей публикации он указал ещё меньшее значение: «максимум около 480».[8].
Согласно одной из теорий название «Нацрат» происходит от еврейского существительного «нецер» ([12]
В современном Назарете находится грот Благовещения, над которым построен крупнейший на Ближнем Востоке католический Храм Благовещения (1969), живописная православная церковь Архангела Гавриила и Святого источника над источником Девы Марии, Гора Низвержения, с которой по преданию жители Назарета хотели низвергнуть Иисуса, и после чего он навсегда покинул город (иногда гору ошибочно называют "гора прыжка[13]" - прямой перевод с иврита), а также многие другие христианские церкви.
В окрестностях Назарета расположены национальный парк Сепфорис (древний иудейский город Циппори, родительский дом Девы Марии, остатки крепости крестоносцев и другие археологические достопримечательности) к западу от города, гора Фавор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Христос сотворил своё первое чудо, превратив воду в вино на свадьбе.
Исторический (то есть Нижний) Назарет населен израильскими арабами, примерно 31 % из которых составляют арабы-христиане разных вероисповеданий, и около 69 % — мусульмане (по состоянию на 31.12.2010)[14], поэтому Назарет — это самый христианский город Израиля, а также единственный город в стране, где воскресенье является выходным днём.
Православная греческая церковь Архангела Гавриила и Святого источника
Католическая месса совершается около грота Благовещения в базилике Благовещения
Католическая базилика Благовещения
? | |
Эн-Насира.