Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации — консультативный орган, образованный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2004 года № 1313 с целью проведения при регистрации религиозных организаций государственной религиоведческой экспертизы. Экспертиза осуществляется по запросам Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов[1].
Проведение экспертизы в отношении религиозных организаций, в зависимости от их структуры, осуществляется Экспертным советом при Министерстве юстиции России, либо Экспертным советом при Управлении Министерства юстиции России в субъекте Российской Федерации[1].
Экспертное заключение Совета имеет для Минюста России и его территориальных органов рекомендательный характер[1].
Содержание |
Задачами государственной религиоведческой экспертизы[2] являются:
В субъектах Российской Федерации территориальными органами Министерства юстиции России образованы региональные Экспертные советы по проведению государственной религиоведческой экспертизы, в состав которых вошли ведущие ученые-религиоведы, эксперты по социологии, философии, культурологии, политике, истории, конституционному и административному праву, имеющие соответствующие ученые степени и ученые звания, специалисты по связям с религиозными организациями, государственные советники[3][4][5][6][7][8][9][10].
По сообщению информационного агентства «Интерфакс» от 22 июля 2009 г. Экспертный совет рассмотрел обращение ярославской общины езидов в Министерство юстиции с намерением зарегистрировать первую в России религиозную организацию езидов. В результате работы Экспертного совета было подготовлено положительное заключение по этому вопросу[11].
Член совета | Учёная степень | Занимаемые должности, профессиональная, общественная, политическая, религиозная деятельность эксперта |
---|---|---|
Алифанов В. В. | нет | Заместитель начальника отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями Департамента культуры и образования Правительства Российской Федерации[12] |
Белов В. Н. | доктор философских наук | заведующий кафедрой философии культуры и культурологии философского факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского[13],руководитель Центра православной культуры и религиозной антропологии при Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского[12] |
Беренсон Е. А. | нет | руководитель аппарата организации «Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России» |
Бобровников В. О. | кандидат исторических наук | старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук[12], специалист по истории и этнографии мусульманских обществ[14] |
Бурковская В. А. | доктор юридических наук | ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации[12], автор книги «Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России»[15] |
Васильченко А. В. | кандидат исторических наук | член Совета по вопросам религиозных объединений при мэрии г. Ярославля, генеральный директор ООО «Губернский народ»[12] |
Володина Н. В. | доктор философских наук[16], доктор юридических наук[17] | профессор кафедры конституционного и муниципального права РУДН[18] |
Дворкин А. Л. — председатель | Ph. D по истории средних веков (Фордхемский университет)[19], в России — нет, так как нострификация не проводилась[20] | профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член совета директоров Европейской федерации центров по изучению современного сектантства, президент «Российской ассоциации центров изучения религий и сект» (РАЦИРС)[12][21] и «Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского» (ЦРИ), созданных по благословению патриарха Алексия II; |
Китинов Б. У. | кандидат исторических наук | доцент и и. о. заведующего кафедрой всеобщей истории факультета гуманитарный и социальных наук РУДН[22][23][24][25],докторант Дипломатической академии МИД России[26] специалист ИСАА МГУ[27], заместитель председателя Объединения традиционных буддийских общин[28][29] |
Коваленко М. И. | кандидат психологических наук[30][31] | Заведующий социальной и политической психологии (с августа 2002 года), Декан факультета психологии и член Ученого Совета Института внешнеэкономических связей экономики и права (ИВЭСЭП)[31] Председатель Правления Фонда Л. Н. Гумилёва (с февраля 1993 г. по конец 1990-х гг.)[32], профессор Международной Академии психологических наук (МАПН)[30][12], сторонник идей евразийства, один из авторов программы Евразийской Партии России (см. Международное евразийское движение)[33] |
Кузьмин А. В. | кандидат философских наук[34][35] | руководитель Саратовского отделения «antiCEKTA.ru |
Мухтаров Е. О. | нет | журналист, член Совета по вопросам религиозных объединений при мэрии г. Ярославля[12], директор Общественного центра «Гражданская безопасность», являющегося членом «Российской ассоциации центров изучения религий и сект» (РАЦИРС)[37] |
Попов С. А. | кандидат политических наук[38] | председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций[38] |
Редкозубов А. Д. | нет | преподаватель арабского языка и исламоведения[12], кафедра религиоведения миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета[39], заведующий сектором Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию Вооруженных сил и правоохранительных органов[40] |
Руткевич Е. Д. | кандидат философских наук | ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук, доцент[12][41] |
Саввин А. В. | доктор философских наук[42][43] | заведующий кафедрой культурологии и религиоведения факультета межкультурных коммуникаций[12][43][44] и заместитель директора[43][45] Астраханского филиала Южно-Российского гуманитарного института[12], Профессор кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. [46]. Один из авторов «энциклопедии „Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера“» издательства «ПаломникЪ»[47] |
Сарычев А. Г. — ответственный секретарь | нет | советник отдела по делам религиозных организаций Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России |
Семёнов Л. Е. | кандидат исторических наук[48][49][50] | Доцент кафедры теории и истории культуры исторического факультетаТверского государственного университета[48][49][51][50], старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения проблем романтизма ТвГУ[50], доцент кафедры сектоведения миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета[52],член Российской ассоциации антиковедов при Российской академии наук[12], член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Минюста России по Тверской области[49][53],член ответственный секретарь «Российской ассоциации центров изучения религий и сект» (РАЦИРС)[21], священник Русской православной церкви[36], сотрудник Миссионерского отдела Тверской епархии РПЦ[54],клирик Воскресенского (Трех Исповедников) храма г. Твери[53] |
Силантьев Р. А. — заместитель председателя | кандидат исторических наук | доцент кафедры мировой культуры Институт международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета[55][56], автор совместного проекта МГЛУ и Интерфакс-Религия «Интерактивная карта всех религиозных общин России»[57] исполнительный директор Правозащитного центра Международной общественной организации «Всемирный Русский Народный Собор»[12], сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата[58] |
Шершнева-Цитульская И. А. | кандидат юридических наук[59] | доцент кафедры теории и истории государства и права Российской правовой академии Минюста России[60][61] |
Щипков А. В. | кандидат философских наук | советник Председателя Совета Федерации[62], главный редактор портала «Религия и СМИ»[63], председатель Клуба православных журналистов, председатель Гильдии религиозной журналистики[12]автор книги «Христианская демократия в России» (2004) |
Энгель В. В. | кандидат исторических наук | исполнительный директор Религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России»[12][64], первый вице-президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства[65][66] |
Якупов В. М. — заместитель председателя | кандидат исторических наук[67] | заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан по работе с государственными структурами[12][68], Главный редактор журнала «Мусульманский мир» и журнала «Иман нуры»[68] |
Яблоков И. Н. | доктор философских наук | заведующий кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Диссертационного совета по философии религии и этике, член Экспертного Совета ВАК России по философским и социологическим наукам, член Учебно-методического объединения по философии, политологии, религиоведению Министерства образования и науки Российской Федерации[12] |
Руководитель отдела по связям церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин:
Очевидно, что в новом совете представлены специалисты серьёзного уровня, информационно активные, известные в обществе. И что очень важно, широко представлены представители разных регионов, извините за тавтологию, представлен и юг России, Ярославль, целый ряд других регионов, представлены люди разных этносов и разного вероисповедания, есть представители исламской умы России, есть представители еврейской общины. Совет, как мне кажется, гораздо более представителен, чем тот совет по религиоведческой экспертизе, который имел место раньше. Господин Дворкин известен как активный общественный деятель и исследователь[69]. |
Также о компетентности в области религиоведения членов Экспертного совета утверждается на официальном сайте Русской православной церкви[70].
Новый состав Экспертного совета, утвержденный в марте 2009 года, подвергся резкой критике со стороны ряда учёных и отдельных религиозных и общественных деятелей.
Екатерина Элбакян, доктор философских наук, профессор по кафедре социологии и управления социальными процессами АТиСО, ответственный секретарь научно-теоретического журнала «Религиоведение»:
В нашем цивилизованном обществе создается совет по государственной религиоведческой экспертизе, в который вошел лишь один религиовед Игорь Яблоков, профессор МГУ. Все остальные члены этого Совета не являются религиоведами ни по образованию, ни по конкретной деятельности. Но самое удивительное, что возглавляет его совершенно одиозная личность — Александр Дворкин, который называет себя доктором философии, но такого ученого звания нет, есть доктор философских наук. В номенклатуре ВАКовских специальностей нет специальности сектовед, это не научное, а антинаучное «направление». Тем не менее, он — зав. кафедрой сектоведения Свято-Тихоновского университета, имеющий диплом, подписанный Патриархом Алексием II, а не президентом ВАК РФ[71]. |
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, профессор Анатолий Андреевич Красиков:
Я в Экспертный совет не входил, но в нём были настоящие религиоведы и юристы, такие как Пчелинцев и другие – очень квалифицированный был состав. А утверждение нового состава Совета и придание ему новых функций рискует вновь расколоть общество, как это уже происходило дважды: в 1993 и 1997 годах. <...> Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы в его новом составе не в состоянии компетентно судить о подлинной или неподлинной религиозности тех или иных общин, куда входят люди, называющие себя верующими.[72]. |
Религиовед, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российская академия государственной службы Ремир Лопаткин:
Тот акт, который мы сейчас перед собой имеем, направлен в прямо противоположную сторону, он направлен на раздор, на сеяние вражды в обществе, на натравливание одной части общества на другую[69]. |
Ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, доктор филологических наук А. А. Панченко:
… не могу не выразить своего возмущения тем, что Экспертный совет по государственной религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции возглавил одиозный активист антисектантского движения Александр Дворкин, подлежащий, с моей точки зрения, судебному преследованию за разжигание религиозной розни. Это, конечно, тоже свидетельствует о некомпетентности нынешней правящей элиты[73]. |
Религиовед, старший научный сотрудник кафедры религиоведения философского факультета МГУ П. Н. Костылев:
Новый экспертный Совет только усугубит нынешнюю неразбериху, сложившуюся в области государственно-конфессиональных отношений. С другой стороны, несомненным плюсом такого Совета станет его показательное крушение, которого, как мне кажется, избежать невозможно. Ведь если проводить экспертизу в области, скажем, тех же новых религиозных движений, станут представители самых «традиционных» конфессий России (вместо религиоведов), никаких новых религиозных движений у нас не будет и, соответственно, Россия еще на один шаг приблизиться к новому средневековью, что в очередной раз крайне неблаготоворно скажется на ее отношениях с мировым сообществом. Долго ли в таких условиях государство будет терпеть Совет, разжигающий, под видом религиоведческой экспертизы, межрелигиозную рознь - не думаю.[74]. |
Кандидат юридических наук, сопредседатель Славянского правового центра, главный редактор журнала «Религия и право», почётный адвокат России Анатолий Пчелинцев:
Более непрофессионального состава вообще предположить, с моей точки зрения, невозможно. Мы не увидели среди членов экспертного совета, 24 человек, религиоведов, учёных, за исключением двух. А остальные — журналисты, инженеры, люди, весьма далекие от науки. Более того, среди них есть экстремисты. И вот основания для этого утверждения у меня есть юридические. Только что решением Центрального суда города Хабаровска по иску прокурора Хабаровского края признана одна из листовок экстремистским материалом. Автором этой листовки является не кто иной, как А. В. Кузьмин — это один из адептов околоправославной секты, которую возглавляет господин Дворкин, и он свою деятельность осуществляет на территории Саратовской области. И, в частности, в его листовке содержатся призывы к разжиганию религиозной ненависти и вражды[69]. |
Попытка сделать «дворкинское сектоведение», разжигающее межрелигиозную рознь, государственной религиозной политикой — это провокация, попытка повести Россию по «балканскому сценарию» — к развалу многоконфессиональной и многонациональной страны[75]. |
Мукаддас-хазрат Бибарсов, сопредседатель Совета муфтиев России 26 апреля 2009 года в городе Балашове высказал следующее мнение о создании Экспертного совета при Минюсте России:
Это плохая шутка или форменное издевательство над религиозными чувствами и гражданскими правами российских верующих … Его руководителя и членов не «пинал» в СМИ только ленивый, тем не менее, с упорством, достойным лучшего применения, этот сомнительный состав новоиспеченного совета пытаются навязать в цензоры религиозной литературы … Не совсем понятно, кому и зачем понадобилось в столь сложный период для нашего общества расшатывать ситуацию на конфессиональном поле, тем более что и президент, и премьер-министр РФ призывают наш народ к сплочению, дабы максимально безболезненно преодолеть последствия мирового финансового кризиса. Хотя есть понимание Общественной Палаты РФ и представителей других конфессий, будем надеяться, что разум возобладает и все станет на свои места[76]. |
Лидер общественной организации мусульман «Аль-Хак» («Справедливость») Калимжан Каландаров в беседе с корреспондентом Интернет-портала «Credo.ru» отметил:
… ситуация с Экспертным советом при Минюсте в его нынешнем виде — полная профанация вопроса. Удивительно, как умудрился министр юстиции нарушить одновременно и статью 11 Федерального закона о свободе совести и религиозных организациях, и пункт 30.11 Положения о собственном министерстве, неоправданно расширив сферу деятельности этого совета?[77] |
В связи с образованием нового религиоведческого Совета при Минюсте России Союз старообрядческих начетчиков принял заявление «Против духовной цензуры и инквизиции». В заявлении в частности говорится:
Союз старообрядческих начетчиков заявляет, что расширение полномочий Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ и принцип его формирования [ставят] под сомнение не только авторитет религиоведческой экспертизы и соответствующих государственных органов, но являются прямой угрозой конституционным правам граждан России на свободу вероисповедания. Очевидно, что подобный состав экспертного совета вкупе с его расширенными полномочиями станет явной угрозой светскому характеру государства, может послужить опасным катализатором межконфессиональной смуты, прологом к началу борьбы с религиозным инакомыслием, притеснением верующих, реставрации духовной цензуры и инквизиции[78]. |
22 апреля 2009 года Институтом религии и права, основанного некоммерческим партнёрством «Славянский правовой центр»,[86] организована общероссийская бессрочная акция «Инквизиторам — нет!».
В рамках акции проводится сбор подписей под Открытым обращением к министру юстиции РФ Александру Коновалову, копии которого будут[когда?] посланы президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру России Владимиру Путину. В обращении — просьба исключить из состава Экспертного совета А. Л. Дворкина, А. В. Кузьмина, А. В. Васильченко, Е. О. Мухтарова, Льва Семенова.
К сотрудничеству и к участию в акции приглашены научная и религиозная общественность со всей страны, общественные деятели, юристы и правозащитники[87].
По состоянию на 17 ноября 2010 года о поддержке акции заявило более 12 тыс. человек[88].
Екатерина Элбакян, доктор философских наук, профессор АТиСО, ответственный секретарь редколлегии журнала «Религиоведение», координатор и руководитель проектов «Религиоведение. Энциклопедический словарь» и «Энциклопедия религий», член научно-экспертного совета и научный редактор Новой российской энциклопедии:
Всемерно поддерживаю акцию «Инквизиторам — нет!» и выражаю недоумение составом Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе, в котором нет НИ ОДНОГО (за исключением И. Н. Яблокова, да и то чисто номинально) профессионала-религиоведа. И такое творится в Министерстве юстиции, которое должно быть образцом в сфере законности и правопорядка. Оно в лице министра Коновалова само нарушает закон. Подобным действиям нет ни юридических, ни моральных, ни социальных оправданий. И чем быстрее министр поймет, что он натворил, тем лучше будет для всех в России[89]. |
Дмитрий Головушкин, кандидат исторических наук, доцент кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена:
Уважаемые коллеги! Всецело выражаю поддержку акции «Инквизиторам нет»! Глубоко обеспокоен происходящим, поскольку считаю, что во многоконфессиональной стране, в условиях, когда происходит глубокая трансформации представлений о религии и религиозности вообще, только активное участие в работе Экспертного совета квалифицированных светских религиоведов, будет способствовать преодолению негативных коннотаций происходящих сегодня в религиозной сфере[89]. |
Подписи и разъяснительные письма выкладывались на сайте «Славянского правового центра». Акцию поддержали ряд ученых и общественных деятелей, члены неопятидесятнических, баптистских и адвентистских общин, свидетели Иеговы, саентологи, представители учения «Живая Этика» (рериховцы).[90]
По поводу проведения этой акции Евгений Мухтаров, журналист, член Экспертного совета, заявил:
Весна. Авитаминоз. Солнечная активность. Вот всё, что приходит в голову при чтении следующего панического письма, сочиненного каким-то сектантом для других сектантов, готовых подмахнуть лункинское обращение. Нет, я ничего не говорю — обращение это гнусное, лживое и, следовательно, желанное для всех исстрадавшихся от «несправедливостей» (включая избрание Дворкина председателем Совета) сектантов[91]. |
28 апреля 2009 года в Центральном доме журналиста г. Москвы состоялась конференция правозащитников, юристов, религиоведов и представителей религиозных объединений «Как преодолеть религиозную нетерпимость, разрушающую наше общество». Как заключительный документ участники конференции приняли Открытое обращение Президенту Российской Федерации[71][92].
В документе, в частности, говорится:
На нашей конференции подверглось критике решение, принятое Министерством юстиции РФ в отношении Экспертного совета по религиоведению. Это решение противоречит Конституции РФ в части религиозной свободы и равенства конфессий. Целый ряд членов Экспертного совета является не только представителями конкретной религиозной организации, но и людьми, известными своей борьбой с неправославными организациями и движениями в нашей стране с позиций православного сектоведения.
Мы просим исключить из состава Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ людей, у которых отсутствует религиоведческое образование и научные степени в этой сфере, признанные ВАК, которые не имеют отношения к светской науке и экспертизе и которые являются ангажированными представителями радикально настроенного околорелигиозного движения, не разбирающимися в вероучении и практике религиозных организаций. Сектоведение не является светской научной дисциплиной[71]. |
Открытое обращение к Президенту РФ подписали организаторы и основные участники конференции: председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, председатель межрегиональной общественно-благотворительной организации «Комитет за гражданские права» Андрей Бабушкин, президент Ассоциации гуманизации правоприменительных органов РФ Валерий Габисов, президент Всероссийского союза правозащитников Виктор Черепков, заместитель Президента Гильдии Российских адвокатов, проректор-учёный секретарь РААН, заведующий кафедрой международного права и иностранных языков РААН, доктор юридических наук Василий Дикусар, ответственная за связи с общественностью Сайентологической церкви Москвы Наталия Алексеева, арабист, исламовед, профессор кафедры религиоведения РАГС Г. М. Киримов, имам мечети «Ярдям», муфтий Москвы и Московской области шейх Махмуд Велитов, основатель Союза мусульман России Ахмет Халитов, один из лидеров таджикской диаспоры Хоким Мухаббатов, президент Федеральной национально-культурной автономии Азербайджанцев России С. К. Садыков и другие[кто?].
Подписи в поддержку этого Обращения продолжают поступать[93].
Министр юстиции Российской Федерации Александр Владимирович Коновалов в апреле 2009 года на пресс-конференции в Москве заявил, что высказанная в адрес Министерства юстиции в связи с созданием совета критика «носит в основном некомпетентный и некорректный характер»:
Совету приписываются в будущем всевозможные преступления и нарушения прав человека, свобод и принципов построения гражданского общества, в то время как этот орган еще толком не приступил к работе. Я считаю, что это пример недопустимого давления на формирующийся механизм государственно-общественного партнерства, который ничего общего с общественным контролем не имеет[94]. |
Евгений Мухтаров, журналист, член Экспертного совета, 8 апреля в своем lj-блоге писал следующее:
Наблюдаю за реакцией в Интернете на известие об утверждении нового состава Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ и о нашем первом заседании. Сектанты и сектозащитники заходятся от визга, либералы привычно вопят о правах человека. Дураки, в свою очередь, даже не вполне понимают, что там создан за Совет, где и зачем. Они просто заражаются общим психозом и начинают примитивно рефлексировать, охотно повторяя весь злобный бред, который за долгие годы был выплеснут на Дворкина что сектантами, что сектозащитниками, что либералами. Причем чем ничтожнее и безграмотнее личность — тем охотнее она повторяет прочитанное где-то враньё, будто Дворкин — «американский шпион», «сотрудничавший с CAN депрограмматор», «инквизитор» и т. д. и т. п. Ну, собственно, удивляться нечему: как раз на такое быдло всё «антидворкинское» враньё и было изначально рассчитано. А вообще, любо-дорого на реакцию всей этой публики посмотреть. Лишний раз убеждаешься, что состав Совета обновлен очень вовремя. Надеюсь, он сделает всё возможное, дабы число параноиков в Интернете и реальной жизни не росло, а, напротив, постепенно уменьшалось[95][96]. |
В дальнейшем члены Совета, несмотря на крайне резкие высказывания в их адрес со стороны недовольных, избрали тактику молчания. Евгений Мухтаров, рассказывая о первых этапах выступлений «против Совета», заключающихся в публикации на сайте «Славянского правового центра» различных писем протеста, отмечал:
... Компашка собралась небольшая, но весьма крикливая. Общий контекст воплей был такой: раз в Совете засели «дворкинцы» - то конец свободе совести, погибла Россия, теперь начнутся погромы и всех нетрадиционно верующих сошлют на Колыму. Под это была организована необычайно грязная пропагандистская кампания «Инквизиторам – нет». Лица, которые ее начали, применили нехитрый прием: возбудив своими россказнями малограмотную толпу членов различных сект, предоставили им трибуну - и те, даже не понимая толком, что случилось, кого, куда и зачем в Москве избрали, стали поливать членов Совета жидкой пахучей грязью, которая регулярно публиковалась на сайте «Славянского правового центра». |
1988Alexander L. Dvorkin (Professor and President of St-Iraneus of Lyon Center of Religious Studies, Moscow) «Ivan the Terrible as a Religious Type.»
Mentor: John Meyendorff— Ph.D Dissertations Completed - 1988 year//Official site of Fordham University
- Оппоненты со ссылкой на решение суда заявляют: «У Дворкина нет высшего образования». — Я представил суду копии дипломов о присвоении мне степеней бакалавра по русской литературе в Хантер-колледже Нью-йоркского университета, кандидата богословия в Свято-Владимирской Православной духовной академии и доктора философии в Фордхемском университете. Адвокаты поняли, что доказать отсутствие у Дворкина высшего образования не удастся — и начали спекулировать на ностратификации. Так называется процедура признания иностранных дипломов. Она проводится по инициативе самого владельца документов или его работодателя в случае, когда речь идет о каком-то малоизвестном заграничном вузе. Но мои работодатели никогда не сомневались в качестве тех знаний, что предоставляют Духовная Академия или Фордхемский университет. Естественно, и добровольной ностратификацией своих дипломов я не занимался. Это стало почвой для демагогии со стороны ответчика. Мол, раз не проведено ностратификации — то и дипломы ваши вроде как ничего не стоят… Мне было смешно. Ведь Фордхемский университет является одним из трех крупнейших вузов Нью-Йорка. Именно здесь сложилась одна из сильнейших школ по европейской мидиевистике. Хорошо известен самый видный ее представитель — профессор этого вуза, протопресвитер Иоанн Мейендорф, труды которого переведены на двенадцать языков. Как раз он и был моим духовным отцом, а также научным руководителем.— Александр Дворкин: «У проигравших в суде сектантов началась бурная истерика».(интервью)// «Агентство национальных новостей», 21.12.2006 г.
Критические публикации
Акция «Инквизиторам — нет!»
Открытое обращение Президенту Российской Федерации
Это заготовка статьи о России. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации.