«Шпицберген» | |
---|---|
Класс и тип судна | Новая Земля |
Тип парусного вооружения | шхуна |
Организация | Беломорская флотилия |
Изготовитель | Соломбальская верфь |
Корабельный мастер | В. А. Ершов |
Строительство начато | 9 (21) февраля 1838 года |
Спущен на воду | 21 мая (2 июня) 1838 года |
Введен в эксплуатацию | 1838 |
Выведен из состава флота | Разобрана после 1850 года |
Основные характеристики | |
Длина между перпендикулярами | 11,9 м |
Ширина по мидельшпангоуту | 3,4 м |
Глубина интрюма | 1,4 м |
Двигатели | паруса |
Экипаж | 15 |
Вооружение | |
Общее число орудий | 2 |
«Шпицберген» — двухмачтовая шхуна типа «Новая Земля» Беломорской флотилии Российской империи. Одна из двух шхун данного типа[1]. Вооружение шхуны состояло из двух орудий, экипаж — 15 человек.
В 1838—1839 годах «Шпицберген» вместе с шхуной «Новая Земля» участвовала в научной экспедиции прапорщика Августа Цивольки к архипелагу Новая Земля. «Новой Землёй» командовал сам Циволька, а «Шпицбергеном» — Степан Андреевич Моисеев. Шхуны вышли в море из Архангельского порта 27 июня 1838 года. Они шли разными маршрутами, поэтому «Шпицберген» пришёл к архипелагу раньше.
До 27 июля с борта «Шпицбергена» осуществлялась съёмка западного берега Новой Земли, после чего судно вошло в бухту Мелкая на юго-западе северного острова архипелага. Через месяц, 27 августа, шхуна вышла в море, осуществила опись губы Сев. Мульменева и губы Крестовая. Работы продолжались до ноября. Потом судно вернулось в бухту и было вытащено на берег для зимовки.
Во время зимовки руководитель экспедиции Циволька заболел цингой и 16 марта 1839 года умер. После его смерти руководство экспедицией принял капитан «Шпицбергена» С. А. Моисеев.
23 июня 1839 года судно было вновь спущено на воду и 4 августа вышло из залива. До 25 августа была осуществлена опись западных берегов архипелага в районе Кармакулы. После этого шхуна легла на обратный путь в Архангельск, куда благополучно прибыла 10 сентября.
С 1840 по 1845 год «Шпицберген» стоял на брандвахте в Лапоминской гавани, а в 1846—1848 годах ходил в практические плавания в Белом море.
После 1850 года шхуна была разобрана.
Шхуна «Шпицберген» в разное время ходила под командованием следующих капитанов:
Беломорская флотилия Российского императорского флота | |
---|---|
Фрегаты | |
Пароходы |
«Лёгкий» • «Спешный» • «Полезный» • «Смирный» • «Полезный» • «Самоед» |
Бриги | |
Шлюпы | |
Шхуны |
№ 1 • № 2 • «Новая Земля» • «Шпицберген» • «Полярная Звезда» • «Задорная» • «Ломоносов» • «Полярная Звезда» • «Самоед» |
Яхты |
Шпицберген (шхуна).