ГНЦ РФ ОАО «Лётно-исследовательский институт им. М. М. Громова» (ЛИИ им. М. М. Громова) |
|
Международное название |
M. M. Gromov Flight Research Institute (FRI) |
---|---|
Основан | |
Директор | |
Расположение | |
Юридический адрес |
140180, Московская область, Жуковский, ул. Гарнаева, д. 2А |
Сайт |
lii.ru |
ГНЦ РФ ОАО «Лётно-исследовательский институт им. М. М. Громова» на Викискладе |
Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова (ЛИИ) — российская научная организация, исследующая экспериментальную авиационную технику, методы обеспечения безопасности, надёжности и эксплуатационной технологичности летательных аппаратов, их силовых установок, оборудования и других составных элементов авиационной транспортной системы[1]. Включает в себя аэродром («Раменское») и научный центр, расположенные в г. Жуковском Московской области.
Основная взлётно-посадочная полоса (ВПП-4) является самой длинной в Европе. Её длина составляет 5,5 км[2], забетонированная площадь — 2,5 млн м2. ВПП ЛИИ была одним из вариантов места посадки космического корабля «Буран», а также использовалась для отработки его технологий на аэродинамических моделях, в том числе в натуральную величину.
С 1992 года ежегодно принимает авиавыставки, раз в два года (по нечётным) проводится Международный авиационно-космический салон «МАКС».
Используется также как грузовой аэродром. На аэродроме, помимо испытательной авиации, базируется авиация МЧС России.
В 1930-е годы происходил бурный рост советской авиационной промышленности и опытного самолётостроения. Вблизи платформы «Отдых» Московско-Казанской ж.д. было начато строительство большого ЦАГИ, испытательного аэродрома «Раменское» и посёлка, получившего в 1938 году имя Стаханово (с 1947 года — город Жуковский). 8 марта 1941 года, в соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВПК(б) от 13 июня 1940 года, на базе подразделений ЦАГИ создан лётно-исследовательский институт (ЛИИ). Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот ЦАГИ Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов.
В годы Великой Отечественной войны на аэродроме базировалась 45-я Гомельская дивизия авиации дальнего действия. Самолёты АДД выполняли регулярные боевые вылеты в глубокий вражеский тыл.
Сам ЛИИ был эвакуирован в Казань и Новосибирск.
По инициативе М. М. Громова приказом министра авиационной промышленности от 20 октября 1947 года в ЛИИ была создана Школа лётчиков-испытателей. За 40 лет школа подготовила более четырёхсот лётчиков, 48 из них стали героями Советского Союза, четверо — лауреатами Государственной премии.
В конце 1940-х годов фронт лётных исследований расширяется. Авиация дальнего действия нуждается в средствах заправки самолётов в воздухе. Наибольшее распространение получает система «шланг-конус». В ЛИИ осуществлялся поиск оптимальных режимов полёта при заправке различных самолётов, для чего были созданы летающие лаборатории на базе самолётов Су-7Б, Су-15, Ан-12, Ту-22, МиГ-25, Ил-76.
В 1979 г. для работы с «Бураном» была создана группа лётчиков-испытателей, которые успешно справились с поставленной перед ними задачей.
С 1992 года в ЛИИ проводятся авиашоу, в которых принимали участие многие зарубежные авиационные фирмы. С 1993 года ЛИИ стал местом проведения Международного авиакосмического салона.
В 2012 году институт преобразован из ФГУП в открытое акционерное общество, 100% пакета акций ОАО «ЛИИ им. М. М. Громова» внесено в уставный капитал ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»[3].
Некоторые лётные происшествия и авиакатастрофы с участием лётчиков-испытателей:
Школа лётчиков-испытателей.