Чужая Белая и Рябой | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Вячеслав Илющенко |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
100 мин |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0090845 |
«Чужа́я Бе́лая и Рябо́й» — фильм режиссёра Сергея Соловьёва 1986 год, снятый по повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найденова».
Содержание |
Действие фильма происходит осенью 1946 года, в небольшом провинциальном городке в западном Казахстане. Местный подросток Иван Найденов (Илющенко Вячеслав) по прозвищу «Седой», страстный «голубятник», по мальчишески безрассудно рискуя жизнью, поймал неожиданно появившуюся в городе белую голубку. О трофее Седого узнали другие голубятники города. За голубкой началась охота. Вскоре, ночью в голубятню Седого забрались воры и выкрали голубку. Седой начинает поиски и находит голубку у местного «голубиного авторитета» — Коли Цыгана (Владимир Стеклов). Седой хитростью возвращает себе свою добычу и понимая, что голубка все равно обречена, выпускает её на волю. Все события фильма разворачиваются на фоне скудного послевоенного быта обитателей городка — места ссылки и эвакуации.
Сергей Соловьёв в своей статье об истории создания фильма писал:[1]
«В Актюбинске по странной гулаговской логике в конце 30-х оказалось почти все неэмигрировавшее петербургское дворянство, интеллигенция. Позднее к выселенцам 1937 года прибавились эвакуированные в годы войны. Графы, князья, светское, мирискусническое петербургское общество — все жили в саманках, хлипких домиках из глины и камыша…»
Фильм построен на контрасте добра и зла, дружбы и вражды, любви и ненависти, богатого внутреннего духовного мира героев и бедного, неустроенного быта. Для усиления драматизма режиссёр использовал в фильме сочетание цветной и высветленной черно-белой съемки. Цветной съемкой отражена основная сюжетная линия фильма. Черно-белыми кадрами режиссёр показал ряд второстепенных сюжетных линий, в которых показаны эпизоды, вызывающие у зрителя сострадание и сочувствие к героям, оказавшимся по цепочке нелепых случайностей в трагическом положении[2]. Фильм «Чужая Белая и Рябой» стал поворотным в творчестве режиссёра Сергея Соловьёва[3].
По утверждениям Сергея Соловьёва, идея снять фильм пришла к нему после прочтения повести Бориса Ряховского «Отрочество архитектора Найденова» в попавшемся случайно на глаза номере журнала «Новый мир» за 1978 год, подкупившая его внимание лестной рецензией Чингиза Айтматова. Вдохновленный сюжетом повести, режиссёр менее чем за сутки написал 65-страничный сценарий будущего фильма. Позднее Борис Ряховский выражал сомнение по поводу достоверности этой легенды. Фильм изначально предполагалось снимать на «Мосфильме», но несмотря на неоднократные попытки получить разрешение на съемку, режиссёр получил отказ.
Фильм мог бы не состояться, если бы не содействие бывшего в начале 1980-х председателем Государственного комитета Казахской ССР по Кинематографии Олжаса Сулейменова — товарища Бориса Ряховского по студенческим годам, который предложил снимать фильм на студии «Казахфильм». Режиссёру было поставлено условие — фильм должен сниматься на казахском языке.
По замыслу режиссёра, для помощи будущему прокату фильма, в сценарий ввели аллегорическую роль казахского космонавта. Именно в те дни в космосе пребывал космонавт Владимир Джанибеков.
Кроме этого в сценарии было изменено время действия с 1953 года на 1946 год. Борис Ряховский считал это неверным решением, полагая, что к 1953 году после войны в стране уже произошли события, сильно изменившие настроения людей.
Когда работа над фильмом уже началась, режиссёр получил указание снимать фильм на русском языке[4].
Фильм снимался в Актюбинске, где происходили описанные в повести события. Большая часть фильма снята в Баку, в школе № 78, в пос. Мухтарова, Карадаг, 8 км. Для воссоздания зрительной картины послевоенного города, режиссёр выбирал старые сохранившиеся кибитки и землянки. Главного героя — Ивана Найденова «поселили» в такой землянке в пригородном поселке Акжар. А эпизоды с трамвайными путями снимали в Баку, так как в Актюбинске трамваев не было[5].
роль Любомираса Лауцявичюса
В фильме использована музыка[6]:
Чужая Белая и Рябой.