Частный суд (в Православном учении). Согласно православному догматическому богословию, частный суд происходит с каждым человеком после его смерти. Прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается дальнейшая участь человека до времени всеобщего воскресения из мёртвых и Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости: Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную (Мф. XIII, 49—50). Достигнув подножия Животворящего Креста и раскрытого Евангелия (Благой Вести), душа предстает на частный суд[1].
Некоторые из богословов смешивают латинское учение о частном суде с православным учением о мытарствах, но последние — только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека[2]. В то же время, в среде российских религиозных деятелей, были и такие, кто вообще игнорировал учение Православной церкви о «частном суде», в частности, один из основоположников русского космизма Николай Фёдоров[3].
Примечательно, что по учению Корана, так же как и по учению христианскому, тотчас после смерти человека и предания его бездыханного тела земле, совершается над ним частный суд, изображаемый Мухаммедом в очень своеобразной форме. К могиле умершего являются два ангела смерти — Мюнкяр и Накир, чёрные, багровые, страшного вида[4].
Частный суд (Православие).