Хулхой самоназв. — Хьулхой |
|
Этноиерархия | |
---|---|
Общие данные | |
Письменность |
(письменность) |
Религия | |
Современное расселение | |
Историческое расселение | |
Хулхоевы (инг. Хьулхой) — ингушский тейп. Проживают практически во всех населенных пунктах Ингушетии, а также на территории Пригородного района, в странах Западной Европы . Один из самых многочисленных ингушских тейпов, по численности на втором месте, уступают только Евлоевым. Приблизительная численность 55 тысяч человек. Род Хьулхой насчитывает в себе 47 фамилии.[1]
Содержание |
Тейп Хулхоевы происходит из аула Хули и относится к Хамхинскому (Галгаевскому) шахару (обществу). Название рода происходит от названия места их проживания в горах- аула Хьули.
родовое селение тейпа Хьулхой | родовое селение тейпа Хьулхой |
Саид Чахкиев,писатель | Рахим Чахкиев, олимпийский чемпион Пекина по боксу | Хаджибикар Укуров, генерал-лейтенант МО РФ |
В 1830 князь Абхазов и в 1832 в июле месяце барон Розен проводят ряд военных экспедиций в горной Ингушетии. И в первом и во втором случае целью походов служит селение Хьули и его жители. После похода Абхазова в Хьули как и в других селениях были размещены христианские миссионеры с приданием последним небольших отрядов солдат. Через два года после ухода Абхазова не выдержав более гнета солдат и миссионеров в Хьули происходит битва с пришельцами. В результате которой были убиты солдаты, девять тагаурцев (осетин), пять из которых были алдарами (князья), пристав Константинов. Попы и миссионеры заперевшись в одной из жилых башен были сожжены. Случай этот дошел до Петербурга и вызвал бурю гнева. В 1832 году барон Розен выдвинулся в горную Ингушетию в составе почти 30.000 корпуса. В придачу к оному приняло участие до 500 осетин и столько же грузин. В результате прохождения были уничтожены десятки аулов. Но дойдя до Хьули барон не обнаружил жителей там, подорвав все башни в селении он начал преследование которое длилось 17 дней. Армии было тесно в горах да и сплошной туман опустился в те дни в горах. Постоянные нападения на обозы и короткие кинжальные бои деморализовали войско и барон принял решение отступить.
вот выдержки из записок барона
«Сего 15-20 июня остаюсь я при Хьули в ожидании присоединения вьючного парка с запасными патронами и для получения известий, куда скрылись жители Хьули, дабы по возможности отыскать их… Для истребления сей деревни посылаю команду. Жителям деревень Ляляги и Салги объявил я также, что отдаю им земли хьулинцев, коим никогда не будет дозволено поселиться в нынешнем их местопребывании…»
а вот цитата от Бларамберга
«В июле 1830 года это племя было подчинено князем Абхазовым, который проник в этот округ с двумя колоннами со стороны Махальдона (Маьт-лоама — И. Д.), и со cтopoны истока Кумбалея (Камбелеевки — И. Д.). Но в 1831 году жители убили инспектора и всех служащих, в ответ на это главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом барон Розен вновь прибыл сюда в июле 1832 года и разрушил до основания их поселения. Жители же отступили в недоступные скалы Матхохского и Гайского хребтов, однако, часть из них была захвачена и отдана их врагам — тагаурцам. (осетинское племя, проживающее за левобережьем Терека И. Д.). Остальные предпочли умереть от голода, чем сдаться в плен. Женщины, видя, что им не избежать плена, бросались в бездонные пропасти, предпочитая гибель потере свободы. Эта экспедиция длилась 17 дней и была одной из самых трудных, так как трудности встречались на каждом шагу: ужасные дороги по краю пропасти, неприспособленные для продвижения транспорта с продуктами для тысяч солдат, многие из которых погибли…».
Нижний Хьули | Верхний Хьули, башни | Верхний Хьули, башни |
Хьули — по горским меркам — крупный башенный поселок замкового типа, расположен у дороги Джейрах-Таргим-Алкун. Как известно, поселок неоднократно подвергался разрушению во время карательных экспедиций царских войск в XIX веке. В верхнем Хьули, по сообщению кандидата исторических наук Д. Чахкиева, сегодня сохранились только основания 4-х боевых и 15-ти жилых башен с пристройками. В данном замковом поселение (как и в Нижнем Хьули) проживали Халухаевы, Илиевы, Борзиевы, Дзауровы, Укуровы, Чахкиевы, Хадзиевы и другие ингушские фамилии. Представители этих фамилий были опытными стражниками и воинами-наездниками, мастерами-строителями, хорошо известными не только в Ингушетии, но и в соседних районах Чечни, Грузии, Северной Осетии.
Немало здесь и культовых сооружений: храм-святилище Зодцах-Ерда, склеповый и пещерный могильники, пещерный храм-святилище, столпообразные святилища. Имелись штольни, карьеры, где добывали строительный материал. В Верхнем Хьули были места по добычи извести, серы и селитры, которые использовались для приготовления пороха. Нижний Хьули так же башенный поселок замкового типа. Расположен около одного километра юго-западнее Верхнего Хьули. Мне неоднократно приходилось бывать как в Верхнем так и в Нижнем поселении в сопровождении местного жителя Б. Илиева. Он показывал и рассказывал о башенных комплексах. В Нижнем Хьули была крупная 5-ти — этажная боевая башня и шесть жилых.
Обособленно стоят еще две 4-х-этажные жилые башни, при случае из узких бойниц можно было обороняться от нападения. В Нижнем Хьули, как и Верхнем, имеются культовые сооружения: храмы — святилище, склеповые могильники.
(Цицкиев, газета «Сердало»)
В.Хьули — 1889г — 14 дворов = 118 душ; 1926г — 4 двора = 13 душ; Н.Хьули — 1889г — 22 двора = 151 душ; 1926 — 11 дворов = 68 душ;
Земля на началах свободной заимки была занята 4-мя родами: Хадзиевых, Илиевых, Борзиевых и Чахкиевых. После Шамиля 30дворов переселились в Назрань. Общее пастбище Герчоч.
«Родовой быт, его разложение и образование земельных обществ» (В. П. Христианович,1928г)
Селение Хьули Хамхинского общества. Одно горское село. Находится на земле Хамхинского общества. Есть горная вьючная тропа. При речке Хьулхой-Лам. Дворовых мест 35. Мужчин — 160, женщин — 131. Итого: 291.
Сведения о населенных пунктах Сунженского отдела Терской области по первой всероссийской переписи населения за 1891 г.
Как сообщил нам сказитель Джибраил Кахармович Илиев (род. в 1890) в Хьули издревле обосновались четыре семейства аборигенов : Хадзи-тайпа,Или-тайпа, Бордзу-тайпа и Чахки-тайпа. Относительно того, что они пришли в своё время из других мест, тут никаких сведений не сохранилось. По преданиям предков в селение в далеком прошлом стояли всего 4 башни-крепости и в каждой из них неразделенной семьёй проживала та или иная из упомянутых выше 4-х фамилий.
«Пережитки семейной общины в горной Ингушетии» (В.Дж. Итонишвили)
Однако дорога вас уже привела к селению Хьули, и здесь нужно снова вспомнить о башнях. В Хьули их много, несмотря на то, что время и люди не очень то щадили памятники архитектуры, а ещё больше башенных развалин. Но те крепости, что уцелели, поразят вас какой то особой изящностью, тщательностью кладки, законченностью формы, разнообразными петроглифами. Это естественно, ибо Хьули — родина многих прославленных народных зодчих, строителей башен, известных не только в своём ущелье, но и в Осетии.
«По Чечено-Ингушетии» (В. Б. Виноградов,1969)
В 1904 году Ставропольско-Терское управление государственного имущество начала продавать лес на сруб в местности Герчоч, которая в свою очередь являлась собственностью рода Хьулхой. Хьулхой созвали Мехк-Кхел (Совет Страны) и попросили выдать общее заключение по поводу собственности данных земель. На общем сходе численностью в 280 глав семейств было вынесено постановление.
« Мы, нижеподписавшиеся, жители селений: Хамхи, Эгикал, Бархин, Тори, Верхний и Нижний Лейми, Коли, Карт, Кост, Дашакол, Верхний,Средний и Нижний Оздик, Кяхк, Гадаборш, Лялах, Кедзи, Гу, Салги, Верхний и Нижний Тумгой, Цоли, Накист, Пуй, Голушпи, Барах, Таргим, Исмаилово, Горсты, Балкой, Бисер, Хайрах, Хани и Гаппи — Хамх. общества, 3-го участка Сунж. отд.,Тер. области, из числа 421 коренных домохозяев, имеющих права голоса на сходе, быв сего числа на оном в числе 280 человек, слушали просьбу жителей нашего же общества Хулохоевых в выдачи им приговора, удостоверяющего принадлежность членам упомянутой фамилии земель под названием Герчоч, находящегося в пределах 3-го участка Сунженского отдела, Терской области. Посоветовавшись между собой мы единогласно постановили:
Фамилии Хулохоевых в количестве 184 дворов принадлежат земли под названием Герчоч, часть земель находится под лесом, а остальная площадь под пахотой и пастьбой, этими землями упомянутая фамилия владеет с незапамятных времен, как полные хозяева, без всякого вмешательства со стороны Хамхинского общества. Земли эти достались этой фамилии от их предков, как известно об этом всем окрестным жителям.»
Следует 272 подписи жителей. Подписи засвидетельствованы; приговор подписан сельким муллой, членами правления, старшиной, писарем; приложена печать правления . От 4 июня 1904 года.
(Дело 1905 г. Горск. отд.,2-го стола, штаба Кавк. воен. окр., по описи номер 88.)
От кистинского ущелья 8 января 1811 в крепости Владикавказ была принесена присяга на верность России. Почетными старшинами рода.
От Большого Хьули ( Большой Улай в док.) - Битог Лачиев ( Битог сын Лаьчи, из колена Чахка)
От Малого Хьули ( Малый Улай в док.) - Бертихо Илухов (из колена Или)
( В январе 1811 года от генерала Тормасова к генералу Румянцеву. Акты К.А.К., т.4, стр. 904 )
Первый ряд.Справа седьмой Сосланбек-хаджи Чахкиев | Тонт Укуров. Генерал Российской Империи. | Братья Илиевы;Эльберд,Ини,Лорс,Исропил,Юсуп Гейрбековичи. 1918 год. |
После того как Хаза переселился в Хьули он быстро разбогател. Тучные стада паслись на горных склонах, возводились башни, начали съезжаться родичи. Село стало расти. Но однажды беда подкралась незаметно. В отсутствие Хаза увели его семью и стадо. Хаза в то время был в гостях в соседнем ауле. Были времена, когда крупные фамилии враждовали между собой и разоряли друг друга. Когда Хаза возвращался домой, его встретил слуга, который сообщил ему о случившейся беде. Разгневанный этим недобрым известием, он зарубил пастуха, сам же немедля отправился в погоню. Обогнав грабителей, он за камнями устроил засаду. Хаза был метким стрелком и стрелами он уложил многих врагов. Но вдруг у него лопнула тетива лука. Жена-красавица — догадалась, почему он перестал стрелять, и крикнула ему: — Ты, видно, голоден. Поищи у себя в карманах еду. И муж, к своей великой радости, обнаружил запасную тетиву. Быстро натянув ее на лук, он перебил оставшихся врагов и с женой возвратился домой. (Предания ингушей)
Лом-Эдалби
В прошлые времена, когда полошит людей, в Хамхой-шаха-ре жил один падчах. Он был очень богат, его овцы и скот паслись по всем окрестным горам. Он захватил Цорой — шахар и властвовал над ним, имел огромное и сильное войско. Ему стелили постель из лебяжьего пуха толщиной в пятнадцать локтей. Однажды раб постелил ему постель, и он лег спать, громко вздыхая. Утром постель оказалась толщиной в три локтя. Его раб, удивленный этим, спросил своего падчаха: — Мой грозный и величественный падчах! Что это за чудо? Ночью постель была толщиной в пятнадцать локтей, а теперь в три локтя. Что бы это значило? — Мой преданный раб, я владею Хамхой- и Цорой-шахарами, у меня много богатств, людям даже, не под силу их сосчитать. Но зачем мне эти богатства и этот мир, если меня вечером некому встретить, а утром добрым словом отправить в путь. В Мецхалой-шахаре, в ауле Эрзи живет сестра семерых братьев, сияющая красотой Мисалмат. В мужестве, силе, чести с ее братьями некому сравниться. Их кони обгоняют хищных зверей, догоняют летящих соколов. Мисалмат в красоте состязается с солнцем и луной. Когда она выходит днем, никто не может на нее взглянуть, даже солнце прячется за тучи, считая ее красивей себя. Ночью, когда она выглянет из окна башни, горы озаряются светом, и луна прячется. В восторге от ее красоты напевает мелодии горная речка. Я много думал, как овладеть ею. Отягощенное этими мыслями, мое тело до трех локтей уменьшило постель толщиной в пятнадцать локтей. Мой раб, ты должен пойти в Мецхалой-ша-хар с моим поручением и сказать ее братьям: "Отдайте добровольно вашу сестру, а не то я применю силу падчаха и отберу ее у вас. Раб оседлал черкесского длиннобокого коня и отправился на поиски семерых братьев. Он выехал утром и, когда солнце клонилось к закату, добрался до горы Хулахой. Когда он въехал в Хьули, там устраивали скачки, стреляли в цель из лука, спорили между собой люди. — Ассалам-алейкум, не различающие день и ночь славные молодцы! Принимаете ли вы гостя, который не имеет за собой погони, а в душе — подлости? — спросил раб падчаха. — Ва алейкум-салам, незнакомый дальний гость! Если за тобой погоня, на то мы и мужчины, чтобы ее отбить, и будем хозяевами, чтобы принять человека даже с подлой душой. Отдохни, дай отдохнуть и быстроногому черкесскому коню,— ответил молодой человек, похожий на натянутую тетиву лука; лицо его, словно яркая луна, излучало свет темной ночью. — Благодарю, я тороплюсь. У меня неотложное поручение. Кто мне укажет путь до Эрзи, где проживает сияющая красотой Мисалмат, сестра семерых братьев? — спросил гость. — В Мецхалой-шахаре любой готов оказать услугу гостю,— быстро оседлал коня отважный Лом-Эдалбн. Гость не говорил о причине своей поездки, а отважный Лом-Эдалби не расспрашивал. Доехали они до Эрзи. — Ассалам-алейкум! — Ва алейкум-салам! С добрым приходом, дальние гости, спешивайтесь, входите,— встретили их семеро братьев. — И вам всего доброго, мы не станем входить, у нас есть дело к вам. — О деле поговорим дома. А ты чего не входишь? Ведь наш гость — твой гость,—упрекнул старший из братьев Лом-Эдалби. Усадили быстро гостя, зарезали барана, и семеро братьев и Лом-Эдалби стали угощать раба. Так три ночи подряд резали баранов — гость не говорил о причине приезда, а хозяева пи о чем его не расспрашивали. Прошла третья ночь, и старший брат спрашивает: — Прошло три дня и три ночи, как ты приехал, а цель твоего приезда нам еще неизвестна. Теперь расскажи нам, зачем приехал. — Славные молодцы! Три дня и три ночи я не решался сказать вам, но теперь должен это сделать. Сказать вам не смею, а не сказать — боюсь падчаха. Я пришел сообщить вам, что могущественный падчах просит добровольно отдать ему сияющую красотой Мисалмат, спорящую красотой с солнцем и луной. Если не отдадите добровольно, то падчах возьмет ее силой,— так говорил гость. Через некоторое время ему ответил отважный Лом-Эдалби: — Гость, ты три дня и три ночи ничего не говорил, зачем приехал. Если бы сразу сказал, то получил бы от нас достойный ответ. Ты не говорил об этом из трусости, и твой падчах такой же трусливый. Добровольно мы Мисалмат не отдадим. Пусть твой падчах силой попробует взять ее,— сказал Лом-Эдалби, который любил Мисалмат. Сели братья пировать, не думая об опасности. Утром Мисалмат вышла доить корову и увидела из окна башни тройное кольцо воинов падчаха, окруживших крепость. Не успела она сказать об этом братьям, как Лом-Эдалби врезался в ряды воинов и завязал бой. Взмахнет шашкой вправо — очищает место, на котором можно построить село! Взмахнет влево — очищает место, на котором можно построить башню. Он дрался с падчахскими воинами, пока не закатилось сияющее золотое солнце. Лом-Эдалби не- позволил братьям сестры, вступить в бой. Наконец и в силе, и храбрости уступили воины падчаха. Тогда их предводитель крикнул: «Кто может, спасайся!» Бросились воины бежать и, когда они миновали Хулахойскую гору, отважный Лом-Эдалби швырнул им вслед свою шашку. Шашка будто пилой срезала гору. Эта срезанная гора стоит и сейчас. Кажется, что два огромных великана спилили ее. Разгромив войско падчаха, Лом-Эдалби женился на сияющей Мисалмат, спорящей красотой с солнцем и луной. Стали они жить счастливо. (Сказки и легенды вайнахов)
Хьулхой.