Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Хьулхой

Хулхой
самоназв. — Хьулхой
Этноиерархия
Общие данные
Письменность

(письменность)

Религия

Ислам (суннизм)

Современное расселение
Историческое расселение

Хулхоевы (инг. Хьулхой) — ингушский тейп. Проживают практически во всех населенных пунктах Ингушетии, а также на территории Пригородного района, в странах Западной Европы . Один из самых многочисленных ингушских тейпов, по численности на втором месте, уступают только Евлоевым. Приблизительная численность 55 тысяч человек. Род Хьулхой насчитывает в себе 47 фамилии.[1]

Содержание

Происхождение

Тейп Хулхоевы происходит из аула Хули и относится к Хамхинскому (Галгаевскому) шахару (обществу). Название рода происходит от названия места их проживания в горах- аула Хьули.

Хьулхой
родовое селение тейпа Хьулхой родовое селение тейпа Хьулхой

Топономия Хьули[2]

Лоха Хьули (Нижний Хьули)
  1. Хьорг1улг г1ала(Хоргулг гала) «Хоргула жилая башня» — в черте аула Хьули.
  2. Агиск г1ала(Агиск гала) «Агиска жилая башня» — в черте развалин.
  3. Укр г1ала(Укр гала) «Укра жилая башня» — в черте развалин.
  4. Амхьад некъена г1ала(Амхад некена гала) "Амхада потомков жилая башня-в черте развалин.
  5. Iалбак некъена г1ала(Албак некена гала) «Албака потомков жилая башня»-в черте развалин.
  6. Зовр некъена г1ала(Зовр некена гала) «Зовра потомков жилая башня»-в черте развалин.
  7. Элмарзий некъена г1ала(Элмарзий некен гала) «Элмарза потомков жилая башня»-в черте развалин.
  8. Х1ерижт1и(Херижти) — урочище на западной окраине. Херж+т1ие-место для выборов.
  9. Ц1овгие(Цовгие) «Цов(божеству) к» — холм на восточной стороне Хьули.
  10. Байт1и(Байти) — урочище на восточной стороне Хьули, то же самое, что и Ц1овгие-культовое место.
  11. Къордж(Кордж) — урочище на западной окраине Хьули. Этимология названия затемнена. Здессь имеются 8 комплексов солнечных склепов. Среди них есть известные всему обществу усыпальницы.
  12. Т1от1ашкай каш(Тоташкай каш) «Тоташкая солнечный склеп»-на западной окраине.
  13. Мург1аста каш(Мургаста каш) «Мургаста солнечный склеп»-на западе.
  14. Зовр г1ала(Зовр гала) «Зовра жилая башня» — в местечке «Толх т1е», на западе Хьули.
  15. Шуьлхой хьаст(Шюлхой хаст) «Шюлхойцев источник» — на восточной стороне Хьули. В первой части, вероятно, подразумевается исчезнувший аул или этническая группа.
  16. Андаш некъена Ц1онда(Андаш некена Цонда) «Андаша потомков Цу святилищу»-живописное местечко на северной строне Хьули. Вероятно, здесь в далеком прошлом находилось святилище семейного фамильного значения потомков Андаша. Известно, что в далекое от нас время не только родоплеменная группа или объединение могли иметь своего бога, но и каждый род, также и отдельная большая или маленькая семья могла для обслуживания своих семейных нужд и отправления службы воздвигнуть на своей территории святилище. Обычно такое святилище представляло собой плотно сложенную кучу камней.
  17. Ц1улг т1ие(Цулг тие) «Цулга(божка) на» — на северной окраине. Здесь находился семейный или родовой божок, тумбообразная каменная кладка, куда горцы приходили вымаливать увеличение скота, урожая, плодородия пашен, исцеления от недугов.
  18. Ц1улг(Цулг) «Цу(божок)» — на западной окраине. Вероятно, здесь также находилось святилище семейного или родового значения, отсюда-уменьшительное «Ц1улг».
  19. Iиел,Iиеларш,Iиемарш, — могилы, кладбищ. Iиел-потусторонняя(загробная) жизнь.
  20. Юкъура лаьтта(Юкура лятта) «Общая земля» — на восточной окраине.
  21. Ха аьштие(Ха аштие) «Дозора террасе на» — урочище на севере развалин.
  22. В1овгие(Вовгие) «Башне к» — живописное место в котловине р. Эс-хи. Несколько боевых стрельниц на высоком остроконечном утесе.
  23. Ц1ей хьун(Цей хун) «Цей(божества) лес» — священная роща на западе Хьули.
  24. Пхьуматтишкие(Пхуматтишкие) — урочище на запде Хьули. Название сложилось из «Пхьу»-в данном случае «поселение», «матт»-стан, место, где основано поселение. Сравните: «Пхьу+матта+т1ехьашкие» и «Пхьуматтишкие». Пхьумат-т1и(Пхумат-ти) «Поселение(места) на»-на западной окраине.
  25. Валхадт1ие(Валхадтие) — урочище на западе Хьули, этимология затемнена.(вероятно «вал»+«хат1а+т1ие»-«на гибельном, обреченном дозоре»-glg).
  26. Молх дохч ч1оджие(Молх дохч чоджие) «Порох добывают(где) ущелью к»-на западе Хьули.
  27. М1а-Ердие(Ма-Ердие) «Храм-Церковь» христианского периода на западной окраине Хьули. М1а-верховное Ердие-крещения(креста)(?) места Храм."Верховный крест".(возможно то же самое божество, что и Маго-Ердие или же здесь «ма» означает «солнце»-glg).
  28. ГамагI Iуьргишка(Гамаг ургишка) — урочище на западе Хьули, где имеется много пещерок-захоронений.первая часть топонима «гамаг1»-мелкие, неглубокие.
  29. Пхьармат(Пхармат) «Кузнеца место, стоянка»-урочище на западной окраине. Пхьармат-имя мифического нарта, принесшего огонь из очага верховного бога Сиелы. Название возникло на основе имени нарта-богоборца Пхьармат-«Прометей». В основе названия лежат два компонента: «пхьар»-кузнец и мат/мот-стан, место, где пребывает кузнец. Ингушский вариант собственног имени нарта-богоборца Куркъо, которое сложилось из древневайнахских кур+къо-гордый+мужчина. Къо+нах+къонах. Къо-в значении человек, мужчина встречается и сегодня в адыгских языках и чеберлоевском диалекте чеченского языка-къо(къола). По преданиям ингушей и чеченцев,Куркъо-Пхьармат в наказание за его проступок прикован Сиелой на вершине Баш-лоам(Казбек).
  30. Г1алг1ай некъ(Галгай нек) «Щитоносцев дорога»-проходит по северной окраине Хьули.
  31. «Эрсий некъ (русская дорога)» — проходила параллельно севернее от «Г1алг1ай некъ» на расстоянии 100 метров.
Лакха Хьули (Верхний Хьули)
  1. Кхоартой г1ов(хоартой гов) «Кхоартойцев сторона(склон)» — на северной окраине.
  2. Пхьидолчие(Пхидолчие) — урочище на ю-з. Этимология затемнена. Но «пхьи», от «пхьа»-поселение человека.(«поселение, где имеется»-glg).
  3. Фоной хьаст(Фоной хаст) «Фонойцев источник» — на северной окраине. Фана-бренный, обреченный.
  4. Хьулхой хьаст(Хулхой хаст) «Хулхойцев источник» — на юге.
  5. Духьалхой хьаст(Духалхой хаст) «Источник(жителей) противоположного(склона)» — на северной окраине.
  6. Б1изт1а(Бизта) — урочище на юге развалин.
  7. Баьттача кхийригие(Бяттачча кхийригие) «Треснувшемуся валуну(камню) к» — пастбище на восточной окраине, где по преданию, находился так называемый камень, раздвоившийся от сглаза. По другому варианту, нарт Сеска Солса, ударом меча раздвоил этот валун.
  8. Х1оттарие(Хоттарие) «Устают(где)» — пастбище на восточной окраине. Здесь обычно отдыхают уставшие путники.
  9. Пхьарматтие(Пхарматтие) «Кузнеца месту к» — пастбище, пашни и сенокос на восточной окраине. Кузнец и оружейник, лекарь и жрец, обычно получали на пользование пахотные, сенокосные угодия из общественных земель.
  10. Оркунгие(Оркунгие) «Кладбище к(?)» — пастбище на северной окраине. Орку, см. в Шаройском обществе, сравните с Орк-древнеримским божеством смерти.(здесь вероятно подразумевается схожий рельеф местности с тарелкой-glg).

Фамилии входящие в тейп Хьулхой

  • Халухаевы прож.в с. Плиево
  • Холухаевы прож. в г. Назрань, с. Альтиево, с. Н.-Корт.
  • Альмурзиевы — птр. от Хулахой прож. в с. Н.Корт.
  • Хулиевы — птр. Хулахой прож. в с. Алхасты.
  • Амхадовы — птр. Хулахой прож. в г. Назрань.
  • Арджаваровы — птр. от Хулахой прож. в с. Плиево.
  • Артагановы — птр. от Хулахой прож. в некоторых селах Ингушетии.
  • Астеевы — птр. от Хулахой прож. в с. Базоркино.
  • Байсагуровы — птр. от Хулахой прож. в горных районах Ингушетии.
  • Курскиевы — птр. от Хулахой прож. в г. Назрань.
  • Дзауровы — птр. от Хулахой прож. в с. Н.-Корт, Хули.
  • Борзовы — птр. от Хулахой прож. в г. Назрань.
  • Борзиевы — птр. от Хулахой прож. в г. Малгобек.
  • Бузуркиевы — птр. от Хулахой прож. в г. Малгобек.
  • Чахкиевы — птр. от Хулахой прож. в г. Назрань, с Н.-Корт.
  • Шахкиевы — птр. от Хулахой прож. в с. Базоркино.
  • Хадзиевы — птр. от Хулахой прож. в г. Назрань, г. Малгобек, с. Каским.
  • Полиевы — птр. от Хадзиевых, прож. в с. Камбилеевка.
  • Гарсовы — птр. от Хулахой, прож. в с. Альтиево.
  • Гахкиевы — птр. от Хулахой, прож. в с. Плиево.
  • Наурузовы — птр. от Хулахой, прож. в с. Каским.
  • Келиговы — птр. от Хулахой, прож. в г. Назрань.
  • Къонахильговы — птр. от Хулахой, прож. в ауле Хули.
  • Марзиевы — птр. от Дзауровых, прож. в Пригородном р-не.
  • Мургустовы — птр. от Хулахой, прож. в с. Джейрах.
  • Мусокиевы — птр. от Хулахой, прож. в г. Назрань.
  • Мусостовы — птр. от Хулахой прож. в с. Барсуки.
  • Осмиевы — птр. от Хулахой, прож. в с. Альтиево.
  • Арсельговы — птр. от Хулахой, прож. в с. Альтиево.
  • Гебоевы — птр. от Хулахой, прож. в г. Назрань, с. Базоркино.
  • Тогильговы — птр. от Хулахой, прож. в с. Н.-Корт.
  • Тоевы — птр. от Хулахой, прож. в с. Бозоркино.
  • Укуровы — птр. от Хулахой, прож. в с. Каским.
  • Умахаевы — птр. от Хулахой, прож. в с. Н.Ачалуки.
  • Хабрильговы — птр. от Хулахой, прож. в районах Ингушетии.
  • Хосботовы — птр. от Хулахой от вдовы Халухоевых, (урожденной Бековой), прож. в с. Н.Ачалуки.
  • Хумгоевы — птр. от Хулахой, прож. в г. Назрань.
  • Чехиевы — птр. от Хулахой, прож. в с. Базоркино.
  • Эдиевы — птр. от Хулахой, прож. в с. Плиево.
  • Эсиевы — прож. в Базоркино.
  • Илиевы — прож. в Хули,Ангушт.
  • Наурузовы — прож. в Кескем.
  • Эсмурзиевы
  • Баталовы
  • Халгуевы — птр. Чахкиевы.прож. Насыр-Корт
  • Исаевы — прож. в Карабулаке
  • Шахмурзиевы — прож. в Насыр-корте
  • Берсинговы — прож. в Малгобеке

Известные личности тейпа

  • Илиев Г1айрбек Баьталмарзович первый человек в горной части Ингушетии принявший ИСЛАМ.
  • Илиев Борис Лорсович — авторитетный и уважаемый старейшина села.
  • Илиев Джабраил Кагерманович 1890г.
  • Илиев Мухтар Идигович - участник ВОВ, 1941—1945 г.
  • Илиев Хусен Биботович — участник ВОВ
  • Келигов Мухарбек — участник ВОВ
  • Илиев Иси Тепсиевич — выдающийся религиозный деятель.
  • Бурсаг Хьулинский — наиб имама Шамиля.
  • Укуров Тонт Наурузович — один из пяти царских ингушских генералов.
  • Абдуль-Азиз Халухаев — полный георгиевский кавалер.
  • Алибек Хьулхо — командир полка, собранного родом во времена 1918—1920годов. Взятие Владикавказа и многие другие крупные сражения тех лет на счету полка.
  • Сосланбек Чахкиев — известный религиозный деятель начала 20века.
  • Хизир Хьулхо — известный абрек
  • Осман Чахкиев — Председатель ВС ЧИАССР в конце пятидесятых 20 века.
  • Юсуп Чахкиев — один из первых ингушских журналистов.
  • Башир Чахкиев — журналист, известный диктор ЧИАССР и первый руководитель ингушского ГТРК и Архива.
  • Саид Чахкиев — Писатель, автор многочисленных произведений.
  • Хаджибикар Укуров — генерал-лейтенант ВС РФ.
  • Рахим Чахкиев — Олимпийский Чемпион по боксу.
  • Альмурзиев Хадажкъ Баталович — первый председатель Советской власти Абхазии.
  • Альмурзиев Хусен Баталович — видный политический деятель(был близко знаком с А.Микояном)
  • Бузуркиев Сонт-Али — член ЦИК ВКПБ от Горской автономной области
  • Зауров Анди-Хаджи  — религиозный деятель
  • Чахкиев Обзо-Хаджи  — религиозный деятель
  • Халухаев Мажит Мовсиевич — Нач. ОГПУ Инг.авт.обл.
  • Халухаев Джабраил — георг. кавалер, Дик. дивизия
  • Халухаев Али Ибрагимович — партизан-ковпаковец, командир разведки
  • Халухаев Усман Ибрагимович — зашитник Брестской крепости
  • Мургустов ГIабарти — георг.кавалер, Дик.дивиз.
  • Мургустов Масхьакх — георг.кавалер, Дик.дивиз., гос.деятель Инг.обком
  • Чахкиев Беслан — ветеран ВОВ, участник штурма Рейхстага в 1945.


Люди Тейпа
Саид Чахкиев,писатель Рахим Чахкиев, олимпийский чемпион Пекина по боксу Хаджибикар Укуров, генерал-лейтенант МО РФ

Памятные даты

В 1830 князь Абхазов и в 1832 в июле месяце барон Розен проводят ряд военных экспедиций в горной Ингушетии. И в первом и во втором случае целью походов служит селение Хьули и его жители. После похода Абхазова в Хьули как и в других селениях были размещены христианские миссионеры с приданием последним небольших отрядов солдат. Через два года после ухода Абхазова не выдержав более гнета солдат и миссионеров в Хьули происходит битва с пришельцами. В результате которой были убиты солдаты, девять тагаурцев (осетин), пять из которых были алдарами (князья), пристав Константинов. Попы и миссионеры заперевшись в одной из жилых башен были сожжены. Случай этот дошел до Петербурга и вызвал бурю гнева. В 1832 году барон Розен выдвинулся в горную Ингушетию в составе почти 30.000 корпуса. В придачу к оному приняло участие до 500 осетин и столько же грузин. В результате прохождения были уничтожены десятки аулов. Но дойдя до Хьули барон не обнаружил жителей там, подорвав все башни в селении он начал преследование которое длилось 17 дней. Армии было тесно в горах да и сплошной туман опустился в те дни в горах. Постоянные нападения на обозы и короткие кинжальные бои деморализовали войско и барон принял решение отступить.

вот выдержки из записок барона

«Сего 15-20 июня остаюсь я при Хьули в ожидании присоединения вьючного парка с запасными патронами и для получения известий, куда скрылись жители Хьули, дабы по возможности отыскать их… Для истребления сей деревни посылаю команду. Жителям деревень Ляляги и Салги объявил я также, что отдаю им земли хьулинцев, коим никогда не будет дозволено поселиться в нынешнем их местопребывании…»

а вот цитата от Бларамберга

«В июле 1830 года это племя было подчинено князем Абхазовым, который проник в этот округ с двумя колоннами со стороны Махальдона (Маьт-лоама — И. Д.), и со cтopoны истока Кумбалея (Камбелеевки — И. Д.). Но в 1831 году жители убили инспектора и всех служащих, в ответ на это главнокомандующий Отдельным Кавказским корпусом барон Розен вновь прибыл сюда в июле 1832 года и разрушил до основания их поселения. Жители же отступили в недоступные скалы Матхохского и Гайского хребтов, однако, часть из них была захвачена и отдана их врагам — тагаурцам. (осетинское племя, проживающее за левобережьем Терека И. Д.). Остальные предпочли умереть от голода, чем сдаться в плен. Женщины, видя, что им не избежать плена, бросались в бездонные пропасти, предпочитая гибель потере свободы. Эта экспедиция длилась 17 дней и была одной из самых трудных, так как трудности встречались на каждом шагу: ужасные дороги по краю пропасти, неприспособленные для продвижения транспорта с продуктами для тысяч солдат, многие из которых погибли…».

Селение Гули

Селение Гули
Нижний Хьули Верхний Хьули, башни Верхний Хьули, башни

История

Хьули — по горским меркам — крупный башенный поселок замкового типа, расположен у дороги Джейрах-Таргим-Алкун. Как известно, поселок неоднократно подвергался разрушению во время карательных экспедиций царских войск в XIX веке. В верхнем Хьули, по сообщению кандидата исторических наук Д. Чахкиева, сегодня сохранились только основания 4-х боевых и 15-ти жилых башен с пристройками. В данном замковом поселение (как и в Нижнем Хьули) проживали Халухаевы, Илиевы, Борзиевы, Дзауровы, Укуровы, Чахкиевы, Хадзиевы и другие ингушские фамилии. Представители этих фамилий были опытными стражниками и воинами-наездниками, мастерами-строителями, хорошо известными не только в Ингушетии, но и в соседних районах Чечни, Грузии, Северной Осетии.
Немало здесь и культовых сооружений: храм-святилище Зодцах-Ерда, склеповый и пещерный могильники, пещерный храм-святилище, столпообразные святилища. Имелись штольни, карьеры, где добывали строительный материал. В Верхнем Хьули были места по добычи извести, серы и селитры, которые использовались для приготовления пороха. Нижний Хьули так же башенный поселок замкового типа. Расположен около одного километра юго-западнее Верхнего Хьули. Мне неоднократно приходилось бывать как в Верхнем так и в Нижнем поселении в сопровождении местного жителя Б. Илиева. Он показывал и рассказывал о башенных комплексах. В Нижнем Хьули была крупная 5-ти — этажная боевая башня и шесть жилых.
Обособленно стоят еще две 4-х-этажные жилые башни, при случае из узких бойниц можно было обороняться от нападения. В Нижнем Хьули, как и Верхнем, имеются культовые сооружения: храмы — святилище, склеповые могильники.
(Цицкиев, газета «Сердало»)

В.Хьули — 1889г — 14 дворов = 118 душ; 1926г — 4 двора = 13 душ; Н.Хьули — 1889г — 22 двора = 151 душ; 1926 — 11 дворов = 68 душ;

Земля на началах свободной заимки была занята 4-мя родами: Хадзиевых, Илиевых, Борзиевых и Чахкиевых. После Шамиля 30дворов переселились в Назрань. Общее пастбище Герчоч.

«Родовой быт, его разложение и образование земельных обществ» (В. П. Христианович,1928г)

Селение Хьули Хамхинского общества. Одно горское село. Находится на земле Хамхинского общества. Есть горная вьючная тропа. При речке Хьулхой-Лам. Дворовых мест 35. Мужчин — 160, женщин — 131. Итого: 291.

Сведения о населенных пунктах Сунженского отдела Терской области по первой всероссийской переписи населения за 1891 г.

Как сообщил нам сказитель Джибраил Кахармович Илиев (род. в 1890) в Хьули издревле обосновались четыре семейства аборигенов : Хадзи-тайпа,Или-тайпа, Бордзу-тайпа и Чахки-тайпа. Относительно того, что они пришли в своё время из других мест, тут никаких сведений не сохранилось. По преданиям предков в селение в далеком прошлом стояли всего 4 башни-крепости и в каждой из них неразделенной семьёй проживала та или иная из упомянутых выше 4-х фамилий.

«Пережитки семейной общины в горной Ингушетии» (В.Дж. Итонишвили)

Однако дорога вас уже привела к селению Хьули, и здесь нужно снова вспомнить о башнях. В Хьули их много, несмотря на то, что время и люди не очень то щадили памятники архитектуры, а ещё больше башенных развалин. Но те крепости, что уцелели, поразят вас какой то особой изящностью, тщательностью кладки, законченностью формы, разнообразными петроглифами. Это естественно, ибо Хьули — родина многих прославленных народных зодчих, строителей башен, известных не только в своём ущелье, но и в Осетии.

«По Чечено-Ингушетии» (В. Б. Виноградов,1969)


1905 год. Земельная тяжба — Герчоч.

В 1904 году Ставропольско-Терское управление государственного имущество начала продавать лес на сруб в местности Герчоч, которая в свою очередь являлась собственностью рода Хьулхой. Хьулхой созвали Мехк-Кхел (Совет Страны) и попросили выдать общее заключение по поводу собственности данных земель. На общем сходе численностью в 280 глав семейств было вынесено постановление.


« Мы, нижеподписавшиеся, жители селений: Хамхи, Эгикал, Бархин, Тори, Верхний и Нижний Лейми, Коли, Карт, Кост, Дашакол, Верхний,Средний и Нижний Оздик, Кяхк, Гадаборш, Лялах, Кедзи, Гу, Салги, Верхний и Нижний Тумгой, Цоли, Накист, Пуй, Голушпи, Барах, Таргим, Исмаилово, Горсты, Балкой, Бисер, Хайрах, Хани и Гаппи — Хамх. общества, 3-го участка Сунж. отд.,Тер. области, из числа 421 коренных домохозяев, имеющих права голоса на сходе, быв сего числа на оном в числе 280 человек, слушали просьбу жителей нашего же общества Хулохоевых в выдачи им приговора, удостоверяющего принадлежность членам упомянутой фамилии земель под названием Герчоч, находящегося в пределах 3-го участка Сунженского отдела, Терской области. Посоветовавшись между собой мы единогласно постановили:

Фамилии Хулохоевых в количестве 184 дворов принадлежат земли под названием Герчоч, часть земель находится под лесом, а остальная площадь под пахотой и пастьбой, этими землями упомянутая фамилия владеет с незапамятных времен, как полные хозяева, без всякого вмешательства со стороны Хамхинского общества. Земли эти достались этой фамилии от их предков, как известно об этом всем окрестным жителям.»

Следует 272 подписи жителей. Подписи засвидетельствованы; приговор подписан сельким муллой, членами правления, старшиной, писарем; приложена печать правления . От 4 июня 1904 года.

(Дело 1905 г. Горск. отд.,2-го стола, штаба Кавк. воен. окр., по описи номер 88.)

Присяга на верность России. Январь 1811 года

От кистинского ущелья 8 января 1811 в крепости Владикавказ была принесена присяга на верность России. Почетными старшинами рода.

От Большого Хьули ( Большой Улай в док.) - Битог Лачиев ( Битог сын Лаьчи, из колена Чахка)

От Малого Хьули ( Малый Улай в док.) - Бертихо Илухов (из колена Или)

( В январе 1811 года от генерала Тормасова к генералу Румянцеву. Акты К.А.К., т.4, стр. 904 )


История в лицах
Первый ряд.Справа седьмой Сосланбек-хаджи Чахкиев Тонт Укуров. Генерал Российской Империи. Братья Илиевы;Эльберд,Ини,Лорс,Исропил,Юсуп Гейрбековичи. 1918 год.

Легенды и Предания

После того как Хаза переселился в Хьули он быстро разбогател. Тучные стада паслись на горных склонах, возводились башни, начали съезжаться родичи. Село стало расти. Но однажды беда подкралась незаметно. В отсутствие Хаза увели его семью и стадо. Хаза в то время был в гостях в соседнем ауле. Были времена, когда крупные фамилии враждовали между собой и разоряли друг друга. Когда Хаза возвращался домой, его встретил слуга, который сообщил ему о случившейся беде. Разгневанный этим недобрым известием, он зарубил пастуха, сам же немедля отправился в погоню. Обогнав грабителей, он за камнями устроил засаду. Хаза был метким стрелком и стрелами он уложил многих врагов. Но вдруг у него лопнула тетива лука. Жена-красавица — догадалась, почему он перестал стрелять, и крикнула ему: — Ты, видно, голоден. Поищи у себя в карманах еду. И муж, к своей великой радости, обнаружил запасную тетиву. Быстро натянув ее на лук, он перебил оставшихся врагов и с женой возвратился домой. (Предания ингушей)

Лом-Эдалби

В прошлые времена, когда полошит людей, в Хамхой-шаха-ре жил один падчах. Он был очень богат, его овцы и скот пас­лись по всем окрестным горам. Он захватил Цорой — шахар и властвовал над ним, имел огромное и сильное войско. Ему стели­ли постель из лебяжьего пуха толщиной в пятнадцать локтей. Однажды раб постелил ему постель, и он лег спать, громко вздыхая. Утром постель оказалась толщиной в три локтя. Его раб, удивленный этим, спросил своего падчаха: — Мой грозный и величественный падчах! Что это за чудо? Ночью постель была толщиной в пятнадцать локтей, а теперь в три локтя. Что бы это значило? — Мой преданный раб, я владею Хамхой- и Цорой-шахарами, у меня много богатств, людям даже, не под силу их сосчитать. Но зачем мне эти богатства и этот мир, если меня вечером некому встретить, а утром добрым словом отправить в путь. В Мецхалой-шахаре, в ауле Эрзи живет сестра семерых братьев, сияющая красотой Мисалмат. В мужестве, силе, чести с ее братьями неко­му сравниться. Их кони обгоняют хищных зверей, догоняют летящих соколов. Мисалмат в красоте состязается с солнцем и луной. Когда она выходит днем, никто не может на нее взглянуть, даже солнце прячется за тучи, считая ее красивей себя. Ночью, когда она выглянет из окна башни, горы озаряются светом, и луна пря­чется. В восторге от ее красоты напевает мелодии горная речка. Я много думал, как овладеть ею. Отягощенное этими мыс­лями, мое тело до трех локтей уменьшило постель толщиной в пятнадцать локтей. Мой раб, ты должен пойти в Мецхалой-ша-хар с моим поручением и сказать ее братьям: "Отдайте добро­вольно вашу сестру, а не то я применю силу падчаха и отберу ее у вас. Раб оседлал черкесского длиннобокого коня и отправился на поиски семерых братьев. Он выехал утром и, когда солнце клони­лось к закату, добрался до горы Хулахой. Когда он въехал в Хьули, там устраивали скачки, стреляли в цель из лука, спорили между собой люди. — Ассалам-алейкум, не различающие день и ночь славные молодцы! Принимаете ли вы гостя, который не имеет за собой погони, а в душе — подлости? — спросил раб падчаха. — Ва алейкум-салам, незнакомый дальний гость! Если за то­бой погоня, на то мы и мужчины, чтобы ее отбить, и будем хо­зяевами, чтобы принять человека даже с подлой душой. Отдохни, дай отдохнуть и быстроногому черкесскому коню,— ответил моло­дой человек, похожий на натянутую тетиву лука; лицо его, слов­но яркая луна, излучало свет темной ночью. — Благодарю, я тороплюсь. У меня неотложное поручение. Кто мне укажет путь до Эрзи, где проживает сияющая красотой Мисалмат, сестра семерых братьев? — спросил гость. — В Мецхалой-шахаре любой готов оказать услугу гостю,— быстро оседлал коня отважный Лом-Эдалбн. Гость не говорил о причине своей поездки, а отважный Лом-Эдалби не расспрашивал. Доехали они до Эрзи. — Ассалам-алейкум! — Ва алейкум-салам! С добрым приходом, дальние гости, спе­шивайтесь, входите,— встретили их семеро братьев. — И вам всего доброго, мы не станем входить, у нас есть де­ло к вам. — О деле поговорим дома. А ты чего не входишь? Ведь наш гость — твой гость,—упрекнул старший из братьев Лом-Эдалби. Усадили быстро гостя, зарезали барана, и семеро братьев и Лом-Эдалби стали угощать раба. Так три ночи подряд резали баранов — гость не говорил о причине приезда, а хозяева пи о чем его не расспрашивали. Прошла третья ночь, и старший брат спрашивает: — Прошло три дня и три ночи, как ты приехал, а цель твоего приезда нам еще неизвестна. Теперь расскажи нам, зачем приехал. — Славные молодцы! Три дня и три ночи я не решался сказать вам, но теперь должен это сделать. Сказать вам не смею, а не сказать — боюсь падчаха. Я пришел сообщить вам, что могущественный падчах просит добровольно отдать ему сияющую красотой Мисалмат, спорящую красотой с солнцем и луной. Если не отдадите добровольно, то падчах возьмет ее силой,— так гово­рил гость. Через некоторое время ему ответил отважный Лом-Эдалби: — Гость, ты три дня и три ночи ничего не говорил, зачем при­ехал. Если бы сразу сказал, то получил бы от нас достойный от­вет. Ты не говорил об этом из трусости, и твой падчах такой же трусливый. Добровольно мы Мисалмат не отдадим. Пусть твой падчах силой попробует взять ее,— сказал Лом-Эдалби, который любил Мисалмат. Сели братья пировать, не думая об опасности. Утром Мисал­мат вышла доить корову и увидела из окна башни тройное кольцо воинов падчаха, окруживших крепость. Не успела она сказать об этом братьям, как Лом-Эдалби врезался в ряды воинов и завязал бой. Взмахнет шашкой вправо — очищает место, на котором мож­но построить село! Взмахнет влево — очищает место, на котором можно построить башню. Он дрался с падчахскими воинами, по­ка не закатилось сияющее золотое солнце. Лом-Эдалби не- позво­лил братьям сестры, вступить в бой. Наконец и в силе, и храбро­сти уступили воины падчаха. Тогда их предводитель крикнул: «Кто может, спасайся!» Бросились воины бежать и, когда они миновали Хулахойскую гору, отважный Лом-Эдалби швырнул им вслед свою шашку. Шашка будто пилой срезала гору. Эта срезанная гора стоит и сейчас. Кажется, что два огромных великана спилили ее. Разгро­мив войско падчаха, Лом-Эдалби женился на сияющей Мисалмат, спорящей красотой с солнцем и луной. Стали они жить счастливо. (Сказки и легенды вайнахов)

Примечания

  1. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. Москва 1973.
  2. Сулейманов А. С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Грозный,1979 г. Ч.2.Стр.38-58

Хьулхой.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24