Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Христос пантократор из синайского монастыря икона, христос пантократор из синайского монастыря скачать, христос пантократор из синайского монастыря купить

Христос Пантократор из Синайского монастыря, сер. VI в.
Доска, восковые краски. 85×45 см
Монастырь Св. Екатерины, Египет

Христос Пантократор из Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века с изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является древнейшим из известных иконописных изображений Христа.

Икона была создана в Константинополе в середине VI века и направлена императором Юстинианом в дар Синайскому монастырю, для которого он в это время возводил базилику и укреплённые стены. Икона была обнаружена в монастыре в XIX веке.[1]:236 Было установлено, что предположительно в XIII веке икона подновлялась (прорисовывалась) темперной живописью. Оригинальная восковая поверхность была очищена при реставрации иконы в 1962 году.

Икону отличает реализм изображения, а также некоторая чувствительность образа, но физиогномические черты, которые иконописец придал Иисусу, стали устойчивыми в его иконографии.[2] Черты лица Иисуса на иконе индивидуальны и приближают его к реалистическому изображению, но в образе уже «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью».[3] Благодаря этому иконописный образ уже демонстрирует переход от реального к характерному для иконописи идеальному изображению.

В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций[4]. Особо это проявляется в разных глазах Иисуса — один милующий, а другой отвергающий. Сам образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом.

В использовании света проявляется символизм: свет движется слева направо, создавая ощущение тайны. Очень заметна асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся[5]. Эта двойственность между спокойствием и сострадательностью Иисуса, и его тёмными и суровыми чертами отражала церковные и общественные дискуссии того времени, когда горячо обсуждалась концепция двойственной природы Иисуса Христа. Использование света, а также различных выражений лица, отражало идею человеческой и божественной природы Христа, его милосердие и роль судьи[6]. Такое асимметричное изображение лика Христа впоследствии стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов[5].

В отличие от фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником света. Это стало общей практикой в более поздней православной иконографии Иисуса Христа, а также стало применяться в иконографии святых[6].

Цвет используется для того, чтобы укрепить идею неземного света и Небесного Царства. Тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды»[6]. На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. Это их значение в последующих иконах Спаса заменили надписи на греческом языке, как развитие этого стиля[6].

Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в Пресвятую Троицу[6].

Искусствовед Галина Колпакова отмечает:

В синайской иконе нет ни каноничности, ни оглядки на образцы. И это не только потому, что образцов не существовало. Спонтанность и индивидуальность созданного воспринимаются как результат некоего ясновидения, как свидетельство сильной и живой веры и не могут быть переведены в плоскость рассчитанной системы.[1]:239-240

Примечания

  1. 1 2 Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2010. — С. 236—240. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-9985-0447-1
  2. Языкова И. К. Богословие иконы. — М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. — 208 с. — ISBN 5-87507-004-1
  3. История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI–XX века. — М.: Арт-БМБ, 2002. — С. 41-94. — 288 с. — ISBN 5-901721-12-8
  4. Luiz Coelho. The Sinai Pantocrator: Iconography.
  5. ↑ Христос Пантократор // Лидов А. М. Византийские иконы Синая. — Москва-Афины: Христианский восток, 1999. — 146 с.
  6. ↑ Luiz Coelho. Studying the Sinai Pantocrator: Part two

Литература

  • Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2010. — С. 236—240. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-9985-0447-1
  • Жизнь Христа в произведениях живописи. — М., Галарт, Арт-Пресс, 2001. — Стр. 14.
  • Лидов А. М. Византийские иконы Синая. — Москва-Афины: Христианский восток, 1999. — 146 с.
  • Βοκοτόπουλος Π. Λ. Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εικόνες. — Αθήνα, 1995. — Σ. 191, εικ. 1-2.
  • Holy image, hallowed ground: icons from Sinai / ed. by Robert S. Nelson and Kristen M. Collins. — Los Angeles: Getty Publications, 2006. — pp. 51–52, fig. 50.
  • Manolis Chatzidakis and Gerry Walters. An Encaustic Icon of Christ at Sinai // The Art Bulletin, Vol. 49, No. 3 (Sep., 1967), pp. 197–208.

Христос пантократор из синайского монастыря икона, христос пантократор из синайского монастыря скачать, христос пантократор из синайского монастыря купить.

Вилотич, Милан, Эффиджи-Маундз, Raspail.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24