Хм | |
Основные данные | |
---|---|
Осевая формула | |
Годы постройки | |
Завод | |
Всего построено |
~43 |
Страна эксплуатации | |
Ширина колеи |
1524 мм |
Технические данные | |
Рабочая масса паровоза |
63,5 т |
Сцепная масса |
56,2 т |
Нагрузка от движущих осей на рельсы |
14,1 тс |
Конструкционная скорость |
53 км/ч |
Диаметр движущих колёс |
1270 мм |
Испаряющая поверхность нагрева котла |
72,37 м² |
Площадь колосниковой решётки |
2,09 м² |
Паровая машина |
простая |
Число цилиндров |
2 |
Диаметр цилиндров |
762 мм |
Ход поршня |
609,6 мм |
Хм (Х мурманский) — российский/советский паровоз типа 1-4-0. Паровозы выпускались американским заводом Porter (Портер) и в период интервенции американских войск в России (1918 год) попали на окупированную Мурманскую железную дорогу. Известно, что на дороге эксплуатировались паровозы № 5703—5723 (выпущены в 1915 году) и № 5781—5800, 5808, 5809 (выпущены в 1916 году), то есть всего 43 паровоза. В 1920 году, после ухода окупационных войск, паровозы перешли к Советской России в парк НКПС. Паровозам присвоили обозначение Хм, и продолжили использовать на Мурманской железной дороге для вождения грузовых поездов.
Хотя паровозы Хм не имели практически ничего общего, кроме осевой формулы и страны-изготовителя, с паровозами Х, ряд авторов (включая Ракова В. А.) учитывали эти две серии как одну. По этой причине дальнейшую судьбу паровозов Хм выделить весьма затруднительно. Известно , что в 1923 году на Мурманской железной дороге эксплуатировались 47 паровозов серий Х и Хм. Однако отсутствуют данные, были ли среди них паровозы Х, или все 47 относились к Хм, причём в последнем случае происхождение ещё как минимум 4 паровозов неясно.
|
|
---|---|
Пассажирские | |
Товарные / грузовые | |
Маневровые и промышленные | |
Полученые по ленд-лизу | |
Опытные | |
Узкоколейные | |
См. также |
Atlant хм 4425-009 nd, хм нижний новгород.