Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Характерник

Перейти к: навигация, поиск
Казак Мамай — идеализированный персонифицированный образ мудреца, воина, странника, сказочника и характерника

Характе́рник (укр. Характерник, химородник, галдовник, заморочник) — наименование ведуна, целителя, духовного наставника в Запорожской Сечи, который занимался не только ведовством или гаданием, но и лечением раненых казаков, их психологической и физической подготовкой, о чём свидетельствуют различные свидетельства очевидцев, украинских народных легенд и парафраз. Согласно украинской мифологии характерники обладали магическими способностями, которые они использовали для нужд запорожских казаков. Характерники в украинской мифологии имеют положительный образ, который выражается в персонифицированной легендарной личности казака Мамая.

Содержание

История

Первые упоминания существования характерника среди запорожских казаков относятся к XV веку. О характерниках писали русские и византийские источники. Польский публицист Бартош Папроцкий оставил упоминание о характерниках, которые ловили своими руками вражьи пули и бросали их обратно в своих врагов. Те, в которые попадали брошенные характерниками пули, умирали на месте.

Самым известным характерником в украинской мифологии является идеализированный образ Казака Мамая, который был собирательным образом казака-мудреца, странствующего сказочника. В украинских парафразах и легендах характерниками были гетманы и кошевые атаманы. Самым известным характерником среди запорожских военачальников согласно украинской мифологии был Иван Серко, который за время своего атаманства с 1659 по 1680 год провёл 244 сражений и ни разу не был побеждён. Казаки верили, что Иван Серко знал заранее с кем и где надо воевать и во время сражения превращался в волка или ястреба, заклиная вражеское войско. Известен фирман турецкого султана о молениях в мечетях за гибель Ивана Серко. Украинский писатель Адриан Кащенко писал о Иване Серко:

«Мог ли простой человек с небольшой кучкой товарищей самостоятельно, без чужой помощи отбиться от значительно превышающего и намного вооруженного турецкого или татарского войска и более 30 тысяч янычаров, как баранов, вырезать между сечевыми куренями? Кто же, как не характерник, смог бы ворваться с кучкой товарищей в Крым, в гнездо большой орды, разрушить его города, спасти невольников, согнанных туда со всех земель и взять большую добычу[1]».

Существует легенда, что запорожские казаки в течение пяти лет не хоронили Ивана Серко после его смерти, возили его тело с собой в военные походы, чтобы он и мёртвый наводил страх на врагов и помогал им побеждать. Перед похоронами казаки якобы ампутировали правую руку усопшего Ивана Серко и всегда возили её с собой в военные походы, чтобы она служила им в качестве талисмана.[2]

В украинских народных сказаниях упоминается характерники Джерелевский, который «сам ковал ружья и умел заговаривать их, был известным стрелком и охотником, не боялся ни тучи, ни грома», три брата Канциберы, один из которых «был великий чаровник — умел заколдовывать свои деньги и никто не брал их». В ономастике сохранились наименования, связанные с этими людьми: Джерелевское урочище, Канциберовское озеро.

Свойства и умение

Считалось, что характерники были сильными колдунами, способными останавливать сильное кровотечение, заговаривать пули, ловить пули голыми руками, ходить по воде и огню, часами находиться под водой, становиться невидимыми, гипнотизировать, появляться одновременно в нескольких местах и вызывать страшный ужас среди врагов. Характерники могли видеть будущее, воскрешать умерших и управлять погодой. Характерника можно было убить только серебряной пулей.

Умершему характернику, чтобы он не мог воскреснуть, необходимо было вбить кол в грудь. Характерника хоронили лицом вниз. Согласно историку Светлане Бессоновой таким образом хоронили «опасных людей-колдунов, чьё посмертное влияние было нежелательным. Для этого их хоронили лицом вниз, чтобы солнце не коснулось их своим животворящим лучом»[3]. Одно из таких захоронений было обнаружено в 1936 году в так называемой «Архангельской могиле» возле села Архангельское Ясиноватского района Донецкой области.

В искусстве и литературе

Характерник обладает в украинской мифологии положительным образом, поэтому его часто упоминали в различных произведениях в искусстве и литературе.

  • Николай Гоголь упоминает в повести «Ночь перед Рождеством» казака Пацюка-целителя[4];
  • Украинский художник Василий Корниенко написал картину «Характерник»
  • Один из альбом группы «Реанимация» называется «Характерник».

Примечания

  1. Луців Є. Хто такі козаки-характерники
  2. Мицик Ю. Отаман Іван Сірко. — Запоріжжя: РА «Тандем-У», 1999. — С. 42.
  3. Козаки-характерники: українські ніндзя чи самурії?
  4. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки: повести, изд. пасичником Рудым Паньком. — М.: Современник, 1990. — С. 158.

Литература

  • Каляндрук Т. Загадки козацьких характерників: монографія / ред. В. Ідзьо. — Львів: ЛА «Піраміда», 2007. — 288 с. — ISBN 978-966-441-049-3
  • Каляндрук Т. Таємниці бойових мистецтв України. — Львів: ЛА «Піраміда», 2007. — 304 с. — ISBN 978-966-441-048-6
  • Оповідання про славне військо запорозьке низове  (укр.)
  • Характеристика запорізького козака// Яворницький Д. І. Історія запорізьких козаків. Т. 1. — Львів: Світ, 1990. — С. 173—180.  (укр.)

Ссылки

  • Казаки характерники
  • Казаки характерники
  • Казаки-характерники или Чародеи войска Запорожского
  • Характерництво як система езотеричних знань та практик  (укр.)

Характерник.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24