Франческо Скеттино | |
Francesco Schettino | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: |
Франче́ско Скетти́но (итал. Francesco Schettino, 14 ноября 1960, Кастелламмаре-ди-Стабия) — бывший капитан круизного судна «Costa Concordia» и служащий компании Costa Cruises. Известен тем, что под его командованием судно потерпело катастрофу, которая привела к гибели части пассажиров и экипажа, сам капитан покинул судно до того, как с него были спасены все уцелевшие пассажиры и члены экипажа.
Содержание |
Родился в южном предместье [1]) с хорошими оценками, согласно агентству Adnkronos. В интервью чешскому еженедельнику iDNES Скеттино упомянул, что первоначальную профессию инженера-электрика сменил на моряка[1]. В течение восьми лет работал на пассажирских судах, в ВМС Италии, затем перешел на коммерческие суда. Профессию моряка начинал на пароме фирмы Tirrenia, затем был капитаном танкера в итальянской нефтяной компании Agip[2], потом перешел в круизную отрасль — компанию MSC Crociere S.A. и уже оттуда в 2002 году попал в корпорацию Carnival Corporation[3].
Cвою карьеру в компанию Costa Cruises (дочернюю компанию акционерного холдинга Carnival Corporation & plc) начал в 2002 в качестве главы службы безопасности компании[4]. В 2006 году был назначен капитаном «Costa Concordia». Хотя, по признанию представителя Costa Cruises по связям с прессой Вернера Клаасена (Werner Claasen), для назначения капитаном в Costa Cruises требуется 20-летний профессиональный стаж[5].
«Как и все капитаны флота, он принимал участие в непрерывной программе модернизации и подготовки кадров и прошел все тесты соответствия критериям» — уверяет руководство компании[6].
За пять лет у штурвала «Коста Конкордии» Скеттино, по мнению газеты «The Daily Beast», заработал репутацию бабника и нарушителя субординации. Всего месяц до катастрофы судна, находясь в Марселе, вопреки приказу властей порта, он вывел свой корабль в море при скорости ветра 60 узлов[4]. В ноябре 2008 года при заходе в гавань Палермо «Коста Конкордия» под его командованием натолкнулась на портовые укрепления и получила повреждения надводной части корпуса[7].
Сразу же после катастрофы в интервью итальянскому телевидению Скеттино заявил, что судно столкнулось с подводной скалой, которой, согласно картам, по курсу быть не должно было[8]. Однако позже на следствии он признался, что решил подвести судно ближе к берегу острова Джилио и поприветствовать своего знакомого, бывшего капитана «Коста Конкордия», проживающего на острове, как и делал это неоднократно в прошлом.[9].
После расшифровки итальянскими следователями корабельного чёрного ящика, стало ясно, что корабль подошёл к берегу на недопустимо близкое расстояние; капитан начал эвакуацию с задержкой более чем на час и не послал сигнал бедствия (береговая охрана сама связалась с терпящим бедствие кораблём)[10], что задержало начало спасательной операции. Также было установлено, что Скеттино покинул судно одним из первых, ещё в пятницу, хотя эвакуация продолжалась до утра субботы[11]. Во время эвакуации пассажиров не подчинился приказу командира центра береговой охраны в Ливорно адмирала Грегорио де Фалько вернуться на борт судна и руководить эвакувацией на месте.
15 января 2012, через день после катастрофы по предъявлению окружного прокурора Франческо Скеттино был задержан — по обвинению в непреднамеренном убийстве, халатности, и преждевременном оставлении судна — и помещен в тюрьму Гроссето[12][13]. В суде, по словам его адвоката Бруно Лепоратти, Скеттино заявил, что он не только «не бросил корабль, и что он спас сотни и, возможно, тысячи жизней пассажиров». Свое нахождение в спасательной шлюпке в самом начале эвакуации он объяснил судье следующим образом:
У меня даже не было спасательного жилета, потому что я отдал его одному из пассажиров. Я пытался достать жилет из спасательной шлюпки, где они обычно лежат. Корабль неожиданно накренился где-то на 60-70 градусов. Я оступился и попал в одну из спасательных шлюпок. Вот почему я оказался там[14].
17 января в 19:55 судья следствия Валериа Монтесаркио перевела Скеттино под домашний арест[15].
19 января 2012 компания Costa Cruises освободила Скеттино от обязанностей капитана и уволила его с формулировкой «за действия, повлекшие телесные повреждения многих людей, аварию и оставление корабля»[16]. Компания также не будет защищать Скеттино в суде. В случае признания судом выдвинутых против Скеттино обвинений, ему грозит лишение свободы сроком до 2500 лет [17].
В Тайване сняли ироничный мультипликационный ролик о Скеттино. В ролике показана реконструкция крушения лайнера и действия Скеттино[18].
Для фирмы Costa Cruises Франческо Скеттино служил символом опытного капитана — десять лет безупречной службы, командир корабля-украшения всего круизного флота компании. Рекламные картины недавнего прошлого показывали его стоящим на капитанском мостике и уверенно проводящим свой корабль через Гудзон на фоне силуэта Манхеттена[19].
Он выглядел как побитая собака…[19]
.Капитан мне не понравился с самого начала <…> Он выглядел чванливым и несерьёзным[20]
«Costa Concordia» на рассвете 14.01.2012
Место предварительного заключения Скеттино - тюрьма в Гроссето
Это заготовка статьи о биографии персоналии из Италии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Франческо Скеттино.