Водно-моторная Формула-1 (Formula One UIM World Championship) — класс гоночных судов, название чемпионата мира по соревнованию на водно-моторной технике класса «Формула — 1».
Содержание |
История «Формулы-1» на воде имеет истоки в 1962 году, когда Д. Шульц и А. Молинари построили первые спортивные катамараны. Однако сам чемпионат в классе «Формула-1» стал официально проводиться только с 1981 года. В первые годы «водной Формулы-1» было регламентировано два подкласса гоночных судов:
В 1989 году объем двигателя во всех классах был ограничен двумя литрами, в результате чего OZ и ON объединились.
«Формула-1» на воде, как и на суше, является концентратором наивысших технических достижений в технике и спорте. Для получения высоких результатов используются дорогие и новейшие материалы. Сами лодки построены по принципу «туннельного катамарана». Корпуса готовятся специализированными фирмами, двигатели двухтактные стандартные от одного поставщика — Mercury. Ниже приведены характеристики одного из судов, принимающего участие в чемпионате мира 2005 года.
Технические характеристики катамарана Hull DAC CM-99:
Двигатель Mercury 2.5 Litre EFI
Движитель: гребной винт
Большое внимание уделено безопасности — гонщики пользуются системой поддержки HANS (хотя ее использование и не обязательно), а также подушками безопасности (обязательно) — ведь катера могут столкнуться в лоб с бетонными пирсами, нередко ограждающими трассу, как например, в Санкт-Петербурге. Поплавки заполнены легковесными материалами, при нарушении плавучести в целом затопление производится на корму, так чтобы кабина гонщика оставалась над водой, что дополнительно обеспечивается надувным мешком позади кабины.
Планируется переход на 4-тактные моторы [1], по экологическим соображениям, что вызывает энтузиазм со стороны автомобильных компаний-производителей моторов схожих параметров — BMW, Porsche, Cosworth. В дискуссии о моторах указывается также и финансовый вопрос — команды хотели бы получить всю систему — двигатель и трансмиссию — в сборе за 75тыс.$.
Лодки F1 используются также в американской серии ChampBoat Series [2].
Число участников одного этапа ограничено и не может превышать 24. Весь уикенд проходит в два дня — субботу и воскресенье, в странах Ближнего Востока их проводят в четверг и пятницу, ввиду того, что пятница в мусульманских странах выходной день. В субботу спортсмены участвуют в свободной практике, которая проходит на гоночной акватории [3].
Квалификация проводится тремя сессиями, в ходе последней 6 лучших по итогам первых двух сессий имеют еще по одной возможности показать быстрейший круг, по итогам которого и осуществляется расстановка на старте. Старт дается с места, от стартового пирса. Все катера выстраиваются в один ряд, начиная с победителя квалификации на левом конце, ближайшем к трассе.
Перед гонкой проводится еще одна свободная практика. Гонки проводятся по замкнутой трассе относительно небольшой длины. Трассы прокладываются на закрытых акваториях (озера, бухты, устья рек), имеют направление против часовой стрелки, так что все повороты левые, однако как минимум один поворот должен быть правым (прохождение правого поворота вызывает у гонщиков бо́льшие трудности, так как катеры приспособлены под левые повороты. Если левые повороты маркируются красными буями, то правые — желтыми, с внешней стороны трасса никак не ограничена (ограничена берегом или стенами пирсов и набережных), буи расположены банками по 2-3, наезд на буй приводит к штрафу спортсмена в один круг. Гонка длится 45 минут, за которые участники проходят 45-55 кругов. Награждение проводится по 10-местной системе — 20-15-12-10-8-6-4-3-2-1 очко.
С 2009 г. этапы будут состоять из двух 30-минутных гонок. Квалификация будет проводиться по прежней системе, в две сессии. Старт будет проводиться с фиксированных по итогам квалификации позиций, но во второй гонке первая шестерка будет развернута в обратном порядке.
Лидеры по количеству чемпионских званий:
F1H2O — новый имидж чемпионата мира «Формула 1» на воде[1] Международного союза водно-моторного спорта (UIM). Гонки в классе «Формула 1» на воде (F1H2O) в России проходили 10 раз, из них 8 в Санкт-Петербурге (в 1990 году, с 1995 по 1999 годы включительно, в 2008 и 2009 годах), дважды «Формулу-1» принимала Москва. Организатором этапа 2008 и 2009 года, по поручению губернатора Санкт-Петербурга, является Федерация водно-моторного спорта и яхтенного туризма Санкт-Петербурга и Ленинградской области, президент — Ю. Х. Лукманов. Официальными представителями чемпионата мира «Формула-1» на воде (F1H2O) на территории России и бывшего СССР являются Петр Пылаев и Алексей Ишутин (старший). Санкт-Петербург по праву является центром водно-моторного спорта России и одним из признанных водно-моторных центров мира. F1H2O в современном водно-моторном спорте — вершина всех вершин. Эти соревнования по праву возглавляют список международных гонок, проведенных в Санкт-Петербурге в последние пятнадцать лет. Всего таких гонок прошло 51, другого такого города нет ни в России, ни в мире.
История соревнований по водно-моторному спорту высшего мирового уровня в Санкт-Петербурге за последине 15 лет:
1990—2009 — 8 races U.I.M. F1 World Championship, (Grand Prix of Russia, Grand Prix of Europe), Saint-Petersburg,
1997—1999 — 3 races U.I.M. F3 World Championship, (Grand Prix of Russia), Saint-Petersburg,
1999 — U.I.M. F4 World Championship, Saint-Petersburg,
1998,2001,2009 — U.I.M. FF CC,
2000,2002,2009 — U.I.M. FF WC,
1997,1998 — U.I.M. OC1 World Championship, Grand Prix of Russia,
1998—2002 — 5 races U.I.M. Aquabike Class Pro WC & CC,
2003—2009 — 7 races U.I.M. WC, Endurance Pneumatics, Saint-Petersburg,
2004 — U.I.M. CC, Endurance Pneumatics, Saint-Petersburg
2000—2009 — 18 ordinary international races Russian Championship, Endurance Pneumatics, Saint-Petersburg
Лодка Формулы-1 (Санкт-Петербург, 2009 год)
Safety boat in Formula-1
Лодка Гвидо Каппеллини (Санкт-Петербург, 2009 год)
Формула-1 (водно-моторный спорт).