Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Учительница

Учитель и ученики (Средневековая миниатюра)

Учительпрофессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся.

Конфуций пишет:

Задача учителя – открывать новую перспективу размышлениям ученика. Конфуций [1]

Содержание

Учитель в образовательном процессе

По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.[2]

Структура готовности к педагогической деятельности

  • 1. Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности).
  • 2. Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения.
  • 3. Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.

Классификация типов учителей

Монумент "Учитель и ученик" в Ростоке

По характеру ценностных ориентаций (В.Н. Сорока-Росинский) - учителя теоретики, педагоги-реалисты (и утилитаристы), педагоги-артисты, учителя интуитивисты.

По специфики интеллектуально-волевой сферы (Э.Г. Костяшкин) - Интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип.

По личностным установкам (Я. Корчак) - воспитатель тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель.

По преобладающей направленности личности. Организатор, предметник, предметник-организатор, коммуникатор, учитель интеллигент (просветитель).

Педагогическая культура учителя

Педагогическая культура учителя – совокупность высокого уровня развития и совершенствования всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации сущностных личностных сил педагога, его способностей и возможностей.

Компоненты педагогической культуры учителя:

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

  • Аксиологический компонент. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.
  • Технологический компонент. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.
  • Личностно-творческий компонент. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта.[2]

Так же выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.

  • 1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.
  • 2. Гармоничное умственное, нравственное, и эстетическое развитие.
  • 3. Педагогическое мастерство.[3]
  • 4. Установка на постоянное самосовершенствование.
  • 5. Культура поведения и общения, педагогический такт.
  • 6. Личностная самостоятельность учителя.
  • 7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.
  • 8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой.[4]

Качества необходимые для эффективной работы

  • 1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.
  • 2. Умение придать личностную окраску преподаванию.
  • 3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.
  • 4. Умение управлять собой и детьми.
  • 5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками.[5]
  • 6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.
  • 7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.
  • 8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.
  • 9. Креативность.
  • 10.Способность к рефлексии.

Критерии успешности учителя

Отношение к людям: Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе. Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе. Трудоспособен и организован. На всех хватает время. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость. Знает где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности. Эмоционально-импровизационный. Эмоционально-методичный. Рассуждающе-импровизационный. Рассуждающе-методичный.

Педагог предпочитаемый детьми. 1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора. 2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность. 3. Деловые качества. Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять. 4. Внешний вид. Хорошо одет. Приятный голос. Общая привлекательность.[6]

Пути и формы овладения педагогической профессией

Содержание и структура овладения педагогической профессией

Характеристика системы профессионального педагогического образования в России В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования, которая совмещает в себе две концептуальные основы. Первая основа – это концепция светского образования, в русле которой развивается большинство учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Вторая концептуальная основа – это многоуровневое образование, которое существует на западе и пытается привиться в России. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях. Как и в советское время, профессиональная ориентация в области педагогического образования осуществляется ещё в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией. Помимо общеобразовательных дисциплин в учебный план входят дисциплины психолого-педагогического цикла.

Педагогические колледжи. Первой ступенью профессионального педагогического образования в России на данный момент являются педагогические колледжи, которые направлены на получение среднего профессионального образования. Обучение в них проходит в сроки от 2 до 3,5 лет. Педагогические колледжи готовят педагогов для дошкольных учреждений и педагогов для начальной школы. Набор специальностей разнообразен. Среди них педагоги по рисованию, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях и в начальной школе и др.

Высшие учебные заведения. Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения. Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов. Среди них социальные университеты, университеты и др. Специальности, получаемые в высших педагогических учебных заведениях многообразны. Бакалавры и магистры. Во многих высших учебных заведениях введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень – это бакалавры, которые обучаются 4 года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень – подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и имеет целью подготовить специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантура. Третьим уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации для решения задач подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Многоуровневая система образования.Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Проблемы многоуровневого образования являются сложнейшими и многоаспектными. До сих пор ещё полностью не определены пути введения многоуровневой системы образования. Многие исследователи и государственные институты предлагают свои модели многоуровневого образования, которые направлены на адаптацию системы многоуровневого образования давно развивающейся на западе к условиям российского образования.

Бакалавр и магистр в образовании. Студент, который учится на бакалавра, осваивает программу в 4 года и получает диплом, который позволяет ему заниматься воспитанием и обучением во всех типах образовательных учреждений по полученной им специальности. Человек, который хочет получить диплом магистра, уже должен получить диплом бакалавра и учиться ещё 2-3 года, чтобы получить диплом магистра, который позволяет ему осуществлять те же функции, что и бакалавр, но, при этом, заниматься научно-исследовательской и руководящей работой в любых образовательных учреждениях.

Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время: уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы); среднее профессиональное образование (педагогические колледжи); высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения); подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).

Роль и место самообразования и самовоспитания в становлении педагога-профессионала

Методы самовоспитания:

  • самонаблюдение (режиссура поведения учителя[7]);
  • самоанализ;
  • самоприказ;
  • самоотчет;
  • самоодобрение;
  • самоосуждение;
  • самонаказание;
  • рефлексия и др.

Условия эффективности самовоспитания: педагогическая помощь и руководство; осознание воспитанниками необходимости в самовоспитании и стремление; овладеть его технологией; взаимодействие воспитания и самовоспитания; активная деятельность воспитанников. Пути самовоспитания педагога

  • Социальные требования к личности.
  • Самопознание (восприятие внешних оценок и воздействий, самоанализ

Самооценка).

  • Планирование работы над собой (перспектива — цель, постановка задач, составление программы).
  • Реализация программы — Готовность — психологическая (мотив, интерес, установка, положительная личностная Я — концепция).

Практическая готовность (знания, умения, навыки).

  • Самоконтроль и самокоррекция.[8]

Самопознание. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы правил жизни, которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно: «да», «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т. п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Самовоздействие. Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, то есть средства саморегуляции. К ним относятся разного рода приёмы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждения, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы, благодаря широкой популяризации, всё чаще используются методы и приёмы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг. [2]

Примечания

  1. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты.- М., 2003.- С. 16
  2. 1 2 3 Педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 2004.
  3. См. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие.- 2-е изд, испр. и доп.- М., 2003.- 152 с.: ил.
  4. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя.- 2-е изд., перераб. и дополн.- М., 1998.- 336 с.
  5. См.: Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-изд., перераб. и дополн.- М., 2010.- 344 с.: ил.
  6. Конжаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008.
  7. См. Ершова А.П., Букатова В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя.- 4-е изд., перераб. и дополн.- М., 2010.- 344 с.: ил.
  8. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах.- М.,2008. — С. 132.

См. также

Ссылки

  • РГПУ им.А.И.Герцена
  • Педагогическая библиотека
  • Сообщество учителей онлайн английского

Учительница.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24