|
Это временная версия статьи Проблема принадлежности Крыма.
Если это позволяют правила Википедии, то после внесения в неё правок следует объединить эту страницу со статьёй Проблема принадлежности Крыма и заменить её содержимое шаблоном {{Db-owner}}. Если статья не подходит под формат Википедии, то её можно перенести в другой вики-проект.
|
Проблема принадлежности Крыма — разногласия между Россией и Украиной относительно принадлежности Крымского полуострова[1]. Проблема возникла в марте 2014 года в связи с односторонним отделением Крыма от Украины и вхождением в состав России.
В соответствии с позицией России, Крым и Севастополь с марта 2014 года являются субъектами Российской Федерации.
В соответствии с позицией Украины, Крымский полуостров является территорией Украины, которую Россия временно оккупировала[2].
Большая часть мирового сообщества считает присоединение Крыма к России незаконным, что отражено в резолюциях ООН, ОБСЕ и ПАСЕ .
После депортации крымских татар (1944—1946 гг.) Крымская АССР, образованная в 1921 году, 25 июня 1946 года была упразднена и преобразована в Крымскую область[3].
В апреле 1954 года Крымская область была передана в состав Правовой статус Севастополя).
В ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР[6]. 20 января 1991 года в Крымской области был проведён референдум по воссозданию крымской автономии. В референдуме приняло 81,37 % крымчан, внесённых в списки для голосования. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме[7].
12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики»[8]. В статье 1 было сказано:
«Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР».
19 июня того же года упоминание о восстановленной автономии было включено в конституцию Украинской ССР 1978 года[9].
1 декабря 1991 года на всеукраинском референдуме 54 % жителей Крыма поддержали независимость Украины, в то же время прямой вопрос о выходе из СССР в формулировке референдума не содержался .
26 февраля 1992 года по решению Верховного Совета автономии Крымская АССР была переименована в Республику Крым[10], а 6 мая того же года была принята крымская конституция, которая подтвердила данное наименование, а также установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях[11], однако Верховный Совет Украины не утвердил наименование «Республика Крым».
21 мая 1992 года [13].
Так, 23 мая 1992 года МИД Украины направил МИД России ноту, в которой отметил, что принятие российским Верховным Советом постановления о недействительности передачи Крыма Украине рассматривается Украиной как «шаг, идущий вразрез с нормами и принципами международного права и чреватый опасными и непредсказуемыми последствиями», направленный на подрыв принципов территориальной целостности государств и нерушимости границ[14]. Президент Украины Леонид Кравчук охарактеризовал принятое в июле 1993 года решение ВС РФ по Севастополю как покушение на территориальную целостность Украины и нарушение Россией своих международных обязательств[15], а президент России Борис Ельцин заявил, что ему «стыдно за это решение» и надо «постепенно и спокойно решать проблемы Черноморского флота и его города-базы»[16]. В условиях противостояния президента и парламента России, вылившегося осенью 1993 года в разгон Верховного Совета, решения Верховного Совета РФ по Крыму исполнены не были, а принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации упоминания Крыма и Севастополя как субъектов федерации не содержала.
В феврале—марте 2014 года, по мере нарастания политического кризиса на Украине, в Крыму произошли масштабные общественно-политические изменения, повлекшие за собой присоединение большей части полуострова к России. 23-27 февраля была осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству России[17].
Местные органы власти в сжатые сроки организовали и провели 16 марта референдум о статусе Крыма, предложив населению Крыма ответить на вопрос о возможности его вхождения в состав России[18]. 17 марта на основании результатов референдума и Декларации о независимости, принятой 11 марта, была в одностороннем порядке провозглашена суверенная Республика Крым, в состав которой вошёл Севастополь в качестве города с особым статусом, а 18 марта новопровозглашённая республика подписала договор с Российской Федерацией, на основании которого в составе России были образованы новые субъекты — Республика Крым и город федерального значения Севастополь[19][20]. 11 апреля Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в перечень субъектов РФ в Конституции России[21][22][23].
Украина[24] и последовавшее присоединение Крыма к Российской Федерации.
и бо́льшая часть мирового сообщества не признали законность крымского референдумаСогласно позиции России, на Крымском полуострове расположены субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь[25], образованные 18 марта 2014 года на основании договора о принятии в состав Российской Федерации независимой Республика Крым, заключённого на основе права народов на самоопределение и исходя из прямого волеизъявления народов Крыма на референдуме 16 марта 2014 года[26]. Согласно позиции, выраженной в заявлении МИД России от 1 апреля 2014 года, присоединение Крыма к России явилось следствием внутреннего кризиса на Украине, к которому Россия отношения не имела[27].
Согласно позиции Украины, на Крымском полуострове расположены административные единицы Украины Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь. На момент распада Советского Союза в 1991 году Крым входил в состав УССР, поэтому односторонний выход Крыма из состава Украины является нарушением принципа территориальной целостности. 15 апреля 2014 года Верховная рада Украины объявила АР Крым и Севастополь «временно оккупированными территориями»
Конституция Украины, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривает права сецессии, соответственно выход АР Крым из состава Украины противоречит Основному закону Украины[28]. Согласно Конституции Украины, вопрос изменения границ Украины должен решаться только на всеукраинском референдуме, назначаемом Верховной Радой Украины[29]. Конституционный суд Украины 20 марта 2014 года признал постановление Верховного Совета Автономной Республики Крым о провозглашении независимости Крыма антиконституционным и отменил его действие, поскольку, согласно статьям 137—137 Конституции Украины, ВС Автономной Республики Крым не обладает полномочиями решать вопросы территориального устройства, конституционного строя и государственного суверенитета республики[29]. Кроме того, выход АР Крым из состава Украины противоречит конституции самой АР Крым 1998 года, согласно которой Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины[30].
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
|
В отличие от ныне действующих Конституций Украины и России, Конституция СССР 1977 года в статье 72 наделяла союзные республики свободным правом на отделение[28]. Выход Украинской ССР из СССР осуществлялся в соответствии с Конституцией СССР и законом СССР № 1409-1 от 3 апреля 1990 года[31] «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»[28]. Согласно статье 2 этого закона, выход республики из Союза ССР мог производиться лишь на основании результатов референдума, проведённого в данной республике[32][28]. Необходимый референдум был проведён в Украинской ССР 1 декабря 1991 года, в результате чего 90,32 % населения проголосовали за независимость Украины.
Статья 3. В союзной республике, имеющей в своём составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.
С другой стороны, на прошедшем 1 декабря 1991 года всеукраинском референдуме избирателям не задавался прямой вопрос о выходе Украины из СССР. Украинские избиратели должны были ответить на вопрос «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?»[33] Сам Акт провозглашения независимости Украины был принят 24 августа 1991 года и также не содержал прямых утверждений о выходе Украины из СССР[33].
31 мая 1997 года в Киеве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной (ратифицирован Федеральным законом от 02.03.1999 № 42-ФЗ), в соответствии со статьей 2 которого договаривающиеся стороны обязались уважать территориальную целостность друг друга и подтвердили нерушимость существующих между ними границ. Данный договор вступил в силу (статья 39) в день обмена ратификационными грамотами (01 апреля 1999 года) и был заключён сроком на десять лет с возможностью последующей пролонгации на такой же срок, если ни одна из договаривающихся сторон не заявит о намерении его прекратить не менее чем за шесть месяцев до окончания очередного десятилетнего периода (статья 40). Поскольку такое заявление ни одной из сторон не было направлено, действие указанного договора продлено до 2019 года.
Существует определённое противоречие между проведением в жизнь права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства, гласящим, что территория государства не может быть изменена без его согласия. Неспособность сторон найти мирное решение такого противоречия приводит к усугублению национальных конфликтов, зачастую перерастающих в военное противостояние. При этом представители центральной государственной власти обычно приводят в качестве аргумента в защиту своей позиции утверждение о приоритете принципа территориальной целостности по отношению к праву на национальное самоопределение.
Между тем, существует мнение, что принцип территориальной целостности направлен исключительно на защиту государства от внешней агрессии. Именно с этим связана его формулировка в п. 4 ст. 2 Устава ООН: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединённых Наций», и в Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».
Сторонники этого мнения указывают, что применение принципа территориальной целостности фактически подчинено осуществлению права на самоопределение — так, согласно Декларации о принципах международного права, в действиях государств «ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов».
Таким образом, делается заключение, что принцип территориальной целостности неприменим к государствам, не обеспечивающим равноправие проживающих в нём народов и не допускающим свободное самоопределение таких народов.[34]
4 октября 2011 на заседании ПАСЕ в Страсбурге была принята резолюция № 1832, согласно которой «право этнических меньшинств на самоопределение (…) не предусматривает автоматического права на отделение [и] в первую очередь должно быть реализовано методом защиты прав меньшинств, как то означено в Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и в резолюции Ассамблеи № 1334 (2003) о положительном опыте автономных регионов как стимула для разрешения конфликтов в Европе»[35].
В соответствии с позицией международных организаций (в частности, ООН и ОБСЕ), Крымский полуостров принадлежит Украине, а его присоединение к России является незаконным.
28 февраля 2014 года состоялось первое заседание Совета Безопасности ООН, поводом которому послужило Письмо Постоянного представителя Украины при Организации Объединенных Наций от 28 февраля 2014 года на имя Председателя Совета Безопасности (S/2014/136). Заседание было закрытым[36]. Дальнейшие заседания Совбеза ООН по рассмотрению Письма от 28 февраля 2014 года (S/2014/136) были открытыми, с 1 по 19 марта СБ шесть раз собирался по этому вопросу[37][38][39][40][41][42]. На заседании 15 марта 2014 года на голосование был поставлен проект итоговой резолюции, но она не была принята, так как Россия воспользовалась своим правом вето постоянного члена Совбеза ООН[43][44].
27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о территориальной целостности Украины. За документ проголосовало 100 стран-членов ООН, против — 11, воздержалось — 58.
За резолюцию:
В списке воздержавшихся:
Против принятия резолюции:
Резолюции Генеральной Ассамблеи имеют рекомендательный характер и не являются обязательными для выполнения[46].
В резолюции подчёркивается, что «референдум, проведённый в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имея законной силы, не может быть основой для любого изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя»[46][47].
1 июля 2014 года Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) поддержала проект резолюции, осуждающей действия Российской Федерации в отношении Украины. За соответствующее решение проголосовали 92 делегата, против — 30, воздержались — 27[48].
В резолюции осуждается «очевидное, грубое и неисправленное нарушение хельсинкских принципов Российской Федерацией в отношении Украины, в том числе особо вопиющее нарушение суверенитета и территориальной целостности этой страны»[48].
Согласно резолюции, ОБСЕ считает состоявшийся в Крыму 16 марта 2014 г. референдум нелегитимным и призывает все государства-участники отказываться от признания «насильственной аннексии» Крыма Российской Федерацией[48].
10 апреля 2014 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию с осуждением действий России по «аннексии» Крыма. За принятие резолюции проголосовали 154 делегата ПАСЕ, против — 26, в том числе представители России, Сербии и Армении, а 14 — воздержались.
В резолюции ПАСЕ решительно осуждает «российскую военную агрессию» и дальнейшую «аннексию» Крыма, являющиеся, по мнению ПАСЕ, явным нарушением норм международного права, в том числе положений Устава ООН, Хельсинкского акта ОБСЕ и основных принципов Совета Европы. В документе также заявлено, что референдум, организованный в Крыму 16 марта 2014 года, не является законным, а явка и результаты не представляются правдоподобными[49].
ПАСЕ также приняла решение лишить российскую делегацию права голоса, запретить россиянам занимать руководящие должности в ПАСЕ и участвовать в миссиях наблюдателей ПАСЕ до конца года. За данное решение проголосовало 145 делегатов, 21 — выступили против, 22 — воздержались[50].
19 марта 2014 года Генеральный секретарь Организации Североатлантического договора (НАТО) Андерс Фог Расмуссен заявил, что аннексия Крыма является незаконной и союзники по НАТО не будут признавать её[51].
1 апреля 2014 года на заседании министров иностранных дел государств НАТО было принято решение о приостановлении гражданского и военного сотрудничества с Россией в связи с аннексией Крыма[52].
31 мая 2014 года Парламентская ассамблея НАТО выразила твердую поддержку борьбе украинского народа в защиту независимости его государства и осудила действия России, направленные на дестабилизацию Украины посредством актов «очевидной и неопровержимой» агрессии, также подтвердив голосованием ранее принятое решение об отзыве ассоциированного членства у парламента России[53][54].
18 марта 2014 года президенты Совета Европейского союза Херман Ван Ромпей и Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу выступили с совместным заявлением, в котором указали, что «cуверенитет, территориальная целостность и независимость Украины должны уважаться» и Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) не признаёт ни референдум в Крыму, ни его результаты - аннексию Крыма и Севастополя Российской Федерацией[55].
17 апреля 2014 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой осудил агрессию России против Украины, как в Крыму, так и в восточной части страны, заявил о неприятии любой подготовки к незаконным референдумам «по-крымски», выразил полную солидарность с правительством Украины, указал на то, что утверждения России о праве использовать все средства для защиты русского меньшинства в третьих странах не поддерживаются международным правом и противоречат фундаментальным принципам международного поведения в XXI веке, и напомнил, что у правительства Украины есть все возможные средства, включая право на самозащиту в соответствии со статьей 51 Хартии ООН. Также парламентарии призвали Евросоюз поддержать Украину в международных судах в исках, связанных с нарушением Россией её территориальной целостности. Резолюцию поддержали 437 депутатов, 49 — проголосовали против[56].
Страны БРИКС занимают нейтральную позицию. Бразилия, Китай, Индия и ЮАР воздержались при голосовании по Крыму на Генеральной Ассамблея ООН, при этом Китай, также воздержался и при голосовании в Совете Бесозпасности ОНН.
13 марта 2014 года Совет национальных координаторов ГУАМ подтвердил безусловную поддержку государствами-членами суверенитета и территориальной целостности Украины, а также заявил, что все конфликты на пространстве ГУАМ должны решаться на основе принципов, изложенных в совместной декларации глав государств Организации за демократию и экономическое развитие - ГУАМ по вопросу урегулирования конфликтов от 23 мая 2006 года. Также по итогам заседания было объявлено, что государства-члены ГУАМ и далее будут настаивать на необходимости соблюдения суверенитета, территориальной целостности и международно-признанных границ государств как основополагающих принципов поддержания международного мира и безопасности, равно как на том, что референдум относительно статуса Автономной Республики Крым может проводиться исключительно в соответствии с Конституцией Украины[57].
29 апреля 2014 года, совместным заявлением министров стран-участниц, Вишеградская группа осудила аннексию Крыма Россией и действия России, направленные на дестабилизацию ситуации на востоке Украины, и выразила солидарность с украинцами и другими странами — восточными соседями Евросоюза[58].
15 апреля 2014 года Международная организация гражданской авиации (ICAO) подтвердила, что право на аэронавигационное обслуживание полетов в границах Симферопольского района полетной информации, включающего воздушное пространство над Крымом и окружающей акваторией Черного моря, принадлежит Украине[59][60].
4 июля 2014 года Международная организация гражданской авиации в официальном письменном комментарии подтвердила свою позицию: «Позиция ИКАО не изменилась и по-прежнему отражает позицию ООН, а именно, что территория Крыма находится под контролем Украины»[61].
2 апреля Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) запретила осуществление авиаперелётов в Крым. В официальном сообщении организации по этому поводу было сказано: «Евроконтроль строго следует Конвенции ICAO о международной гражданской авиации и не признает любые односторонние декларации аэронавигационного обслуживания над какой-либо частью украинского воздушного пространства, исходящие не от украинской власти»[62].
4 апреля Европейская организация по безопасности воздушной навигации выпустила обязательную к исполнению рекомендацию всем авиакомпаниям облетать стороной воздушное пространство Крыма[60].
Россия перестаёт платить Украине за проход российских судов через Керченский пролив. В среднем за проход по Керчь-Еникальскому каналу российские суда платили порядка 15 млн долларов в год.[63][64]
Ресурсный потенциал побережья Крыма «Черноморнефтегаз» оценивает почти в 2 трлн куб. м, запасы нефти — более чем в 430 млн т.[65]
Морской участок газопровода «Южный поток» может пройти через Крым, что позволит сократить его стоимость практически в 2 раза, на 20 млрд долларов США. В этом случае маршрут не будет проходить через исключительную экономическую зону Турции,[66][67] однако Европа может отказаться от проекта по политическим мотивам.
28 марта 2014 года президент Путин внёс в Государственную Думу предложение о прекращении действия межгосударственных соглашений:
31 марта Госдума приняла решение о денонсации российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту РФ. Представляя законопроект в Госдуме, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин пояснил, что в настоящее время нет никаких оснований для продолжения действия российско-украинских соглашений по Черноморскому флоту: «Территория Республики Крым и города федерального значения Севастополь отныне неотъемлемая часть РФ, на которую в соответствии со статьей четвёртой Конституции распространяется суверенитет РФ. Поэтому на сегодня отсутствуют какие-либо основания для продолжения правоотношений по размещению объекта и персонала Черноморского флота РФ на Украине, включая обязательства российской стороны по предоставлению украинской стороне оплаты либо иной компенсации или возмещения»[69].
Участник:Seryo93/ППК.