Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Участник:Onix GCI/Песочница

Перейти к: навигация, поиск

Японское экономическое чудоисторический феномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики, в период экономического чуда, составлял почти 10% ежегодно, что являлось самыми высокими темпами роста среди развитых капиталистических стран того времени. Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановится после поражения во Второй Мировой Войне, но и выйти на второе место по экономической мощи последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ и уступая лишь США.

Отличительными чертами японской экономики в период "экономического чуда" были:

  • объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, и банков в тесно связанные группы называемые кэйрэцу;
  • взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;
  • гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях;
  • активное профсоюзное движение.

Причины

Множество факторов повлияло на явление экономического чуда. Экономики и экономические историки часто называют разные причины экономического чуда, но большинство из них сходится на том что все нижеперечисленные причины, в большей или меньшей степени, значительно повлияли на становление японского экономического чуда.

Вспомогательный капитализм

Даже до войны Япония была очень сильным экономическим государством, лидером в отраслях кораблестроения, алюминиевой промышленности идр.

Оккупация

После поражения в войне япония оказалась в очнь тяжелых условиях. Было разрушено более четверти промышленных мощностей, а на оставшихся необходимо было проводить широкомасштабную конверсию. Разруха в сельском хозяйстве поставила страну на грань голода, а приток репатриантов, с территорий бывших под оккупацией японии, еще больше усугубил эту проблему. Остро встали проблемы инфляции, дефицита, безработицы и репарационных выплат[1].

На первом этапе (1945—1948) оккупационное правительство, под руководством Главнокомандующего союзными оккупационными войсками Дугласа Макартура, не было заинтересованно в экономическом реформировании своего бывшего врага, первое время Япония занимала последнее место по темпам послевоенного восстановления среди ведущих участников второй мировой войны[2]. Тем не мение в этот период начинают действовать американские фонды ГАРИОА и ЭРОА, волонтерская организация ЛАРА, финансовая и материальная помощь которых значительно помогла в восстановлении экономики японии[3].

Развитие Холодной войны, усиление влияния радикальных левых сил в азии и, наконец, поражение Гоминьдановского Китая в гражданской войне вынудили США искать новых союзников в АТР, а также пересмотреть свое отношение к Японии. Начинается второй этап оккупации (1948—1952), политика «обратного курса» выразившаяся в проведении единовременной, быстрой политики экономической стабилизации путем «шоковой терапии», получившей название «линия Доджа»[4]. Результатом стало достижение финансовой стабилизации, прекращение денежной эмиссии, подавление инфляции, либерализация цен, введение единого курса иены. Достигнуто это было за счет снижения производства, роста безработицы и банкротства предприятий[5].

Корейская война

Американские "специальные заказы" Индекс промышленного производства в 1949 году по отношению к довоенному составлял 71,0 в 1951 году − 114,4. Увеличение притока доллора 500 млн долларов ежегодно, в период войны, 2% ВНП. 1952-1956 - 3,4 миллиарда долларов от США армии 1/4 импорта за этот период. Экспортная торговля 1949 - дефицит 62 млн дол 1950 превышение экспорта над импортом 38 млн дол (не считая доходов от специальных заказов в 62 млн дол) 1953 - 830 млн дол. "спец поставки" более 60% объёма внешней торговли.

Военные действия на корейском полуострове 1950-1953 положительно сказались на дальнейшем развитии экономики, правительство США совершало многочисленные "спец заказы" на огромные суммы. Выплаты по этим заказам составляли почти 27% японской экспортной торговли.[6] Соединенные Штаты также настаивали на включении Японии в ГАТТ в качестве "временного члена" – несмотря на британскую оппозицию.В течении корейской войны SCAP был смещен и полный суверенитет был возвращен правительству Японии.

Бум международной торговли

Переход к менее ресурсоемкому производству

Избыток образованной рабочей силы

Избыток инвестиционных средств

Структура торговых союзов / Индустриальные отношения

Конкуренция и предпринимательство

Стабильная политическая система

Небольшие военные расходы

Вклад правительства

Восстановление японской экономики продолжилось даже после смещения SCAP и спада экономического бума спровоцированного Корейской войной. Яонская экономика пережила спад из за прекращения притока средств от американских военных заказов но продолжила рост. В конце 60-х Япония поднялась из пепла Второй Мировой Войны достигнув поразительно быстрого и полного экономического восстановления. Японское правительство содействовало экономическому чуду поддерживая рост приватного сектора. В первую очередь введением протекционистских правил и мер, что помогало эффективно управлять экономикой в периоды кризисов, затем сосредоточившись на развитии торговли.

Роль Министерства Внешней Торговли и Промышленности

Министерство Внешней Торговли и Промышленности (англ. Ministry of International Trade and Industry)(MITI) было одним из важнейших инструментов восстановления Японской экономики. Согласно некоторым ученым не одно другое правительственное учреждение не сделало большего толчка экономике чем MITI. "Особенной скорости, форме и эффекту японского экономического роста" − пишет Чалмерс Джонсон − "нет вразумительного объяснения без упоминания вклада MITI". Будучи созданным в 1949 году роль MITI начинает проявлятся с "Политики относительно промышленной рационализации" в 1950, это был набор координированных усилий промышленности, направленный на противодействие дефляционных эффектов от регуляций SCAPа.

Таким образом MITI оформило сотрудничество между правительством и частным сектором. Ситуация, сложившаяся в политике, была такова что если MITI захочет "удвоения сталелитейной продукции", нео-дзайбацу уже имеют капитал, строительные активы, создателей производственной машинерии, и другие необходимые факторы. Министерство согласовывало разные индустрии, включая появившиеся кэйрэцу, на выполнение конкретных целей, обычно на пересечении национальных производственных целей и приватных экономических интересов.

MITI также поднимало промышленный сектор развязывая политику приоритета импорта технологий над приоритетом импорта других товаров. Введенный MITI "Закон об иностранном капитале" 1950 года гарантировал министерству исключительные права насчет регулировки цен и договоренностей относительно импорта технологий. Этот элемент технологического контроля позволил содействовать той отросли которая полагалась более перспективной. Низкие цены на технологии способствовали быстрому быстрому промышленному росту. Продуктивность была сильно улучшена через новое оборудование, менеджмент и стандартизацию.

MITI получили возможность регулировать весь импорт с упразднением "Совета Экономической Стабилизации" и "Совета валютного контроля" в августе 1952. Несмотря на то что "Совет Экономической Стабилизации" уже был подавлен MITI администрация Ёсиды преобразовало его в "Агенство экономических обсуждений", всего лишь аналитический центр, в итоге дав MITI полный контроль над Японским импортом. Власть над бюджетом иностранных валют была так же полностью передана MITI.

MITI основало "Японский Банк Развития" также обеспеченный малым капиталом приватного сектора под долгосрочный рост. Японский Банк Развития предоставил доступ к Финансовому и Инвестиционному Кредитному Плану(англ. Fiscal Investment and Loan Plan(FILP)), массовому объединению приватных и национальных сбережений. Со временем FILP стал контролировать четверть сбережений мировых коммерческих банков. С этой финансовой силой, FILP был способен содержать необычно высокое количество Японских строительных фирм (почти в двое больше чем у других наций с похожим ВНП).

Администрация Хаято Икэды и Кэйрэцу

В 1954 экономическая система MITI культивировавшаяся с 1949 по 1953 вступила в полную силу. Премьер-министр Хаято Икэда которого Джонсон назвал "наиболее важным творцом Японского экономического чуда" начал проводить политику тяжёлой индустриализации. Эта политика была первым признаком возникновения сверх-займов (практики продолжающейся и сегодня), при этом Банк Японии выдает ссуды городским банкам которые, в свою очередь, выдают ссуды промышленным конгломератам. Поскольку в то время в Японии была существенная нехватка капитала, промышленные конгломераты брали большие займы чем могли бы погасить, часто эти займы были больше чем стоимость компании, по этой причине городские банки совершали сверх сверх-займы у Банка Японии. Это дало национальному Банку Японии полный контроль над зависимыми местными банками.

Система сверх-займов вмести со смягчением правительством анти-монопольных законов (оставшихся от управления SCAP) также служило индикатором возрождения конгломератов групп называемых кэйрэцу которые были отражением конгломератов довоенного времени дзайбацу. Кэйрэцу эфективно контролировали свои ресурсы и, со временем, стали выходить на международный уровень.

В основу успеха конгломератов кэйрэцу ложились городские банки, которые щедро предоставляли, формализацию кросс-акций в различных отраслях промышленности. Кэйрэцу поддерживали как горизонтальную так и вертикальную интеграции, отстраняя иностранные компании от японской промышленности. Кэйрэцу имели тесные отношения отношения с MITI и друг с другом, через перекрестное владение акциями, обеспечивая таким образом защиту от иностранных поглощений. Например 83% финансов Банка Развития Японии были направленны в стратегические отросли промышленности: судостроение, электроэнергетику, угольную и сталеплавильную промышленность. Кэрэцу были очень важным протекционистским фактором для молодой японской экономики.

Кэйрэцу также способствовали изменению отношений в среде японских менеджеров, которые терпели низкую прибыль в краткосрочной перспективе, кэйрэтцу были менее обеспокоены возрастающими акционерными дивидендами и прибылями, и более заинтересованы процентными выплатами.

Approximately only two-thirds of the shares of a given company were traded, cushioning keiretsu against market fluctuations and allowing keiretsu managers to plan for the long-term and maximize market shares instead of focusing on short-term profits.

The Ikeda Administration also instituted the Foreign Exchange Allocation Policy, a system of import controls designed to prevent the flooding of Japan’s markets by foreign goods. MITI used the foreign exchange allocation to stimulate the economy by promoting exports, managing investment and monitoring production capacity. In 1953, MITIs revised the Foreign Exchange Allocation Policy to promote domestic industries and increase the incentive for export capacity revising the export-link system. A later revision confirmed based production capacity on foreign exchange allocation to prevent foreign dumping.

"Золотые Шестидесятые" и переход к экспортной торговле

The period of rapid economic growth between 1955 and 1961 paved the way for the "Golden Sixties," the second decade that is generally associated with the Japanese economic miracle. In 1965, Japan's nominal GDP was estimated at just over $91 billion. Fifteen years later, the nominal GDP had soared to a record $1.065 trillion by 1980.

Under the leadership of Prime Minister Ikeda, former minister of MITI, the Japanese government undertook an ambitious "income-doubling plan." Ikeda lowered interest rates and taxes to private players to motivate spending. In addition, due to the financial flexibility afforded by the FILP, Ikeda’s government rapidly expanded government investment in Japan’s infrastructure: building highways, high-speed railways, subways, airports, port facilities, and dams. Ikeda's government also expanded government investment in the communications sector of the Japanese economy previously neglected. Each of these acts continued the Japanese trend towards managed economy that epitomizes the mixed economic model.

Besides Ikeda's adherence to government intervention and regulation of the economy his government pushed trade liberalization. By April 1960, trade imports had been 41 percent liberalized (compared to 22 percent in 1956). Ikeda planned to liberalize trade to 80 percent within three years. His plans however met severe opposition from both industries who had thrived on over-loaning and the nationalist public who feared foreign enterprise takeovers. The Japanese press likened liberalization to "the second coming of the black ships," "the defenselessness of the Japanese islands in the face of attack from huge foreign capitalist powers," and "the readying of the Japanese economy for a bloodstained battle between national capital and foreign capital." Ikeda's income-doubling plan was largely a response to this growing opposition and widespread panic over liberalization, adopted to quell public protests. Ikeda's motivations were purely pragmatic and foreign policy based however. He moved toward liberalization of trade only after securing a protected market through internal regulations that favored Japanese products and firms.

Ikeda also set up numerous allied foreign aid distribution agencies to demonstrate Japan’s willingness to participate in the international order and to promote exports. The creation of these agencies not only acted as a small concession to international organizations, but also dissipated some public fears about liberalization of trade. Ikeda furthered Japan’s global economic integration by joining the GATT in 1963, the IMF, and the OECD in 1964. By the time Ikeda left office, the GNP was growing at a phenomenal rate of 13.9 percent despite a largely protected domestic economy.

In 1962, Kaname Akamatsu has published his famous article introducing the Flying Geese Paradigm. It postulated that Asian nations will catch up with the West as a part of a regional hierarchy where the production of commoditized goods would continuously move from the more advanced countries to the less advanced ones. The paradigm was named this way due to Akamatsu's envisioning this pattern as geese flying in unison with Japan being an obvious leader.

Пост 2000 годы

A quarterly report prepared by the Economist Intelligence Unit on behalf of Barclays Wealth in 2007 estimated that there were 3.6M millionaires by USD in Japan, behind the United States (16.6M) and the United Kingdom (4M). They estimate that in 2017 Japan will have 10.7M millionaires, behind the US (29.7M) and ahead of the UK (5.3M).[7]

Смотри также

Примечания

  1. История Японии 1868-1998 / Глав ред. А. Е. Жуков. — Институт Востоковедения РАН, 1998. — Т. 2. — С. 484—485. — ISBN 5-89282-073-4.
  2. Восход солнца вручную (рус.). журнал ЭПРО №3[14] (Март 2007). Проверено 31 августа 2009.
  3. История Японии 1868-1998 / Глав ред. А. Е. Жуков. — Институт Востоковедения РАН, 1998. — Т. 2. — С. 530. — ISBN 5-89282-073-4.
  4. История Японии 1868-1998 / Глав ред. А. Е. Жуков. — Институт Востоковедения РАН, 1998. — Т. 2. — С. 529. — ISBN 5-89282-073-4.
  5. История Японии 1868-1998 / Глав ред. А. Е. Жуков. — Институт Востоковедения РАН, 1998. — Т. 2. — С. 534. — ISBN 5-89282-073-4.
  6. Nakamura Takafusa. 3: Rapid Growth // The Postwar Japanese Economy: Its Development and Structure. — Tokyo: University of Tokyo Press. — P. 56.
  7. (page 7)

Источники

  • Allen, G.C. Japan’s Economic Recovery. Oxford: Oxford University Press, 1958.
  • Allinson, Gary. Japan’s Postwar History Ithaca: Cornell University Press, 1997.
  • Collisson, Nancy. Examination of the Influence of Japanese Culture and the Failures of Economic Reforms Proposed by Supreme Command Allied Powers (SCAP) Economic Missions from 1947 to 1949, on High Rates of Personal Savings in Japan by Nancy Collisson / EALC MA Thesis. University of Kansas Library (Call No.: ML410.T467 T58 1999), 1996.
  • Dower, John. Embracing Defeat: Japan in the Wake of World War II New York: W.W. Norton, 1999.
  • Forsberg, Aaron. America and the Japanese Miracle. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2000.
  • Hane, Mikiso. Eastern Phoenix: Japan Since 1945. Boulder: Westview Press, 1996.
  • Huber, Thomas. Strategic Economy in Japan. Boulder: Westview Press, 1994.
  • Jansen, The Making of Modern Japan, Belknap, 2000 (ISBN 0-674-00334-9)
  • Johnson, Chalmers. MITI and the Japanese Miracle: The Growth of Industrial Policy, 1925-1975. Stanford: Stanford University Press, 1982.
  • Okazaki, Tetsuji and Takafumi Korenaga. “The Foreign Exchange Allocation Policy in Postwar Japan.” Changes in Exchange Rates in Rapidly Developing Countries. Ed. Takatoshi Ito and Anne Krueger. Chicago: University of Chicago Press, 1999.
  • ---. “Foreign exchange allocation and productivity growth in postwar Japan: a case of the wool industry” Japan and the World Economy 11 (1999): 267-285
  • Pyle, Kenneth. The Making of Modern Japan. 2nd ed. Lexington: D.C. Heath and Company, 1996.
  • Rasche, Paul. “Japan Inc. in the Debt Trap” April 2000. 26 November2005.
  • Tsuru Shigeto, Japan's Capitalism: Creative defeat and beyond, 1993.
  • Vestal, James. Planning for Change: Industrial Policy and Japanese Economic Development, 1945-1990 Oxford: Clarendon Press. 1993.
  • Van Wolferen, The Enigma of Japanese Power, Vintage, 1990 (ISBN 0-679-72802-3)

Ссылки

  • Противовес Азии.

Участник:Onix GCI/Песочница.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24