Ульские курганы (Уляпские курганы) — группа из одиннадцати скифо-меотских курганов, расположенных около аула Уляп, археологический памятник[1].
Содержание |
Раскопки 1898—1909 год — экспедицией археолога Н. И. Веселовского.
3) конские захоронения (в самом большом кургане 410 костяков лошадей).
Самые древние — находки одного из курганов, раскопанного Н. И. Веселовским относимые к Майкопской культуре. Остальные датируются VI—V вв. до н. э. (Эпоха раннего железа).
Драгоценные предметы из Ульских (Уляпских) курганов, признанные в качестве шедевров Майкопского звериного стиля, а также более поздних Скифского и Меотского звериного стиля, на данный момент находятся в четырёх музеях России:
А. М. Лесков (в соавт Л. К. Галанина), в своей научной статье «Население закубанья в VI—V вв. до н. э. (По материалам Ульских (Уляпских) курганов)», делает нижеследующие выводы[3] :
- Ульские курганы, исследованные в 1898, 1908, 1909 гг. Н. И. Веселовским и в 1982—1983 гг. Кавказской археологической экспедицией Гос.музея Востока (11 курганов), по праву принадлежат к числу наиболее знаменитых памятников Кубани эпохи раннего железа.
- Мнения специалистов об этнокультурной принадлежности населения, оставившего Ульские курганы, различны.
- Так, например, Н. В. Анфимов, Б. Н. Граков и др. считали их памятниками меотов, а А. И. Тереножкин, ВЛ. Ильинская связывали их со скифами.
- Раскопки последних 15 лет, с одной стороны, подтвердили мнение В. П. Шилова и Н. В. Анфимова об эволюционном развитии культуры местного населения с начала железного века протомеотского времени (VIII в. до н. э.), а с другой — благодаря новым раскопкам Келермесских курганов и открытию здесь грунтового могильника, а также исследованию Уляпских святилищ, — выясняется большое всестороннее влияние, оказанное кочевниками-киммерийцами и ранними скифами — носителями иранского этноса — на местные оседлые племена.
- Учитывая смешанный характер культуры населения Закубанья в VI—IV вв. до н. э., представляется справедливым называть её меото-скифской, где постепенно слабеют привнесенные элементы культуры кочевников, которая все более растворяется в местной меотской среде.
И. В. Ксенофонтова обращает внимание[2] на наличие в Ульских курганах терракоты, что по её мнению говорит о более глубоком античном влиянии на меотские племена, то есть можно говорить не только об экономическом, но и о культурном воздействии.
Ульские курганы.