Узловой порт региональных авиаперевозок. Состоит в аэропортовом холдинге «Новапорт»[5][6] и управляется ООО «Аэропорт ТОМСК» (директор — Виктор Шендель).
Относится к аэродромам класса «В», сертифицирован по cистеме менеджмента качества ISO 9001:2008[7].
В январе 1932 года через Томск совершен первый рейс из Новосибирска в Колпашево. С этого времени через Томск начались регулярные авиационные перевозки из Новосибирска в Нарым и Колпашево. В основном это были почтовые самолеты По-2, а также пассажирские П-5, К-9, АИГ-3 (Юнкерс).
Аэропорт Каштак
8 февраля 1945 года в Томске организован 119-й авиаотряд Западно-Сибирского управления гражданской авиации с базированием авиазвена в составе 3-х самолётовПо-2. Посадочная площадка в Томске (Каштак) преобразована в аэропорт.
В 1946 году образован 284-й авиаотряд спецприменения и местных воздушных линий. Самолетный парк вырос до 12 самолётовПо-2. Все аэропорты Томской области стали подчиняться этому авиаотряду.
В 1947 году в Томское подразделение вошло звено «Лесавиа».
Май 1952 года – в аэропорт начали поступать самолёты Ан-2.
В 1950-е расширилась связь с городами Западной и Восточной Сибири, Урала. Построены аэровокзал, бензохранилище, закуплено бензозаправочное оборудование.
В 1956 году началась активная разведка недр Томской области. Получено 15 вертолётовМи-1 и пять Ми-4. Из Томского аэропорта стали выполняться рейсы экипажами Новосибирского авиаотряда на самолетах Як-12 и Ил-14.
В конце 1960-х аэропорт Каштак впоследствии был застроен многоэтажными домами и превратился в спальный район Каштак. По оси бывшей грунтовой взлётно-посадочной полосы пролегает проспект Мира.
1970-е — освоение нефтяных месторождений на севере Томской области. Для нужд нефтяников, газовиков, жителей п. Стрежевой начаты грузовые перевозки на Ан-26.
Июнь 1972 года — на маршрутах Томск — Колпашево, Томск — Стрежевой самолёты Ан-2 были заменены современными комфортабельными самолётами Ан-24.
Распоряжение Правительства РФ об открытии в Аэропорту Томск воздушного грузо-пассажирского пункта пропуска через государственную границу РФ. Присвоен международный статус на срок действия ОЭЗ[9][10].
Пройдена процедура сертификации по стандарту ISO 9001:2008[7].
В декабре авиакомпания «Газпромавиа» выполнила пробный международный рейс в Париж[11].
Пройдена процедура сертификации по стандартам ICAO.
В июле года начаты работы по реконструкции аэровокзального комплекса с последующим открытием в нём пункта пропуска через государственную границу РФ[12].
16 мая вылетел первый международный рейс в Анталью[14].
Технические характеристики
Схема аэропорта (2010)
Аэропорт «Богашёво» располагает одной искусственной взлётно-посадочной полосой со смешанным покрытием (нижний слой — монолитный цементобетон, верхний слой — асфальтобетон), имеющей перепад высот около 14 м. Суммарная пропускная способность пассажирского терминала составляет 200 пасс./час. Грузовой отсек оснащён тёплыми и холодными складами, эстакадой открытого типа, оборудованием по наземной обработке грузов, механическими и пневматическими тележками, механическими весами[15].
В состав аэропорта также входят: гостиница, служба авиационного сервиса (цех бортового питания), ремонтная база и медицинская служба (здравпункт). Для VIP-пассажиров предоставляются: комфортная зона c баром, комната для переговоров, отдельная парковка (на время ожидания рейса), доставка на борт ВС на микроавтобусе, приоритет в выборе места в салоне ВС, комната для курения, Wi-Fi[16].
Территория аэровокзального комплекса «Богашёво» в период реконструкции
Разговоры о придании аэропорту международного статуса вместе с открытием специального сектора на официальном уровне начались в начале 2000-х годов в рамках программы подготовки к празднованию 400-летия Томска. Однако к 2004 году осуществить планы так и не удалось. В августе 2007 года губернатор Томской области Виктор Кресс договорился с министром транспорта РФ Игорем Левитиным о передаче аэропорта в собственность администрации области и о том, что Правительство РФ примет постановление о придании международного статуса Богашёву до конца 2007 года[23]. Постановление было подписано лишь в апреле 2010 года[9].
Модель развития аэропорта «Богашёво»
В марте 2011 года был представлен проект реконструкции аэровокзального комплекса, выполненный Красноярским институтом «Сибаэропроект» совместно с архитектурно-планировочным бюро «Стиль». Проектом предусматривается строительство пункта пропуска через границу с одновременным расширением площади пассажирского терминала, строительство бизнес-терминала, административно-офисного здания, усиление ВПП, увеличение мест для стоянок первого класса. По периметру намечено сделать ограждения, разбить сквер. Для людей с ограниченными возможностями запланировано строительство помостов и отдельных лифтов[24][25].
Благодаря перестройке аэровокзального комплекса возрастет пропускная способность, изменится уровень обслуживания клиентов, сократится время ожидания регистрации. Новые возможности позволят начать работу по международным направлениям, что обеспечит участие Томской области в федерально-целевой программе развития международного туризма. Увеличение пассажиропотока повлечет за собой увеличение количества рабочих мест, доходов и налоговых отчислений. В плане компании развитие малой и бизнес-авиации, а после 2015 — грузоперевозок, продолжится работа по развитию гостиничного направления, кейтеринга[24][25].
С июля 2011 года ведутся работы по реконструкции пассажирского терминала[12]. Первоначально планировалось, что с ноября 2012 года компанией Hamburg Airways должны были осуществляться регулярные полёты Лейпциг — Томск[26], однако затем открытие международного пункта пропуска было перенесено на конец первого квартала 2013 года, а полёты будут выполняться по маршруту Франкфурт-на-Майне — Томск[27]. Также будут выполняться рейсы в Казахстан и Китай, чартеры в Египет, Таиланд, Турцию[27].
↑ Томск. Производственные показатели. «Новапорт». Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
Сертификат МАК
Аэродромы сертифицированные МАК
Перелетят на Кипр
Аэропорт ТОМСК — участник «Транспортной недели»
↑ Сертификат соответствия ISO
История Томска в датах (Проверено 8 сентября 2010)
↑ РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 14.04.2010 N 577-р
Томскому аэропорту присвоен международный статус на срок действия ОЭЗ
Первый международный.
↑ Начаты работы по реконструкции аэропорта
↑ Виктор Шендель назначен директором Аэропорта ТОМСК. ООО «Аэропорт ТОМСК». Архивировано из первоисточника 23 июня 2012.
Больше 200 томичей улетели сегодня в Турцию прямым авиарейсом
Грузовые перевозки
V.I.P. — зал
↑ Технические характеристики. Официальный сайт аэропорта Богашёво.
Ограничения по типам ВС
Крылья опускаются. — Континент-Сибирь
↑ Производственные показатели
Пассажиропоток томского аэропорта в 2011 году вырос на 14,7%. «Томский обзор» (13 января 2012). Проверено 14 января 2012. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
Пассажиропоток. Итоги 2011 года.. ООО «Аэропорт ТОМСК». Проверено 14 января 2012. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
Борьба за небо
↑ Реконструкция будущего
↑ Будущее Томского аэропорта
Hamburg Airways с ноября начнет регулярные полеты из Лейпцига в Томск, Интерфакс (22 февраля 2012). Проверено 22 февраля 2012.
↑ Открытие пункта международного пропуска в аэропорту Томска состоится в 2013 году, НИА Томск (31 мая 2012). Проверено 19 июня 2012.