Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Таран (морской)

Обшитый медью таран триремы «Олимпия»
Адмирал Тегетхоф идёт на таран
Торпедный таранный корабль «Полифемус», Великобритания,
1881 год
Фото с борта эсминца «Кэрон» 12.02.1988

Тара́н — форма носа военного корабля, предназначенная для пробивания бортов вражеского корабля, а также сам тактический приём пробивания. Активно применялся в эпоху гребного флота, а также в эпоху зарождения броненосного флота.

В сражении при Лиссе, в ходе австро-итальянской войны (1866), флагманский броненосец австрийского адмирала Тегетхофа «Фердинанд Макс» протаранил итальянский броненосец «Ре д‘Италия». Победа адмирала оказала революционное влияние на принципы постройки военных судов во всем мире, которые начали снабжаться тараном в носовой части. Более того, в 60-х годах XIX в. строились суда береговой обороны, специально предназначенные для таранов. В этот период развития военно-морской истории, когда артиллерия не могла пробить броню новых кораблей, таран зачастую использовался как основное средство нанесения урона враждебному флоту.

Например, в сражении при Икике 21 мая 1879 года перуанский монитор «Уаскар» успешно таранил чилийский фрегат «Эсмеральда», а другой перуанский броненосец — «Индепенденсия» — наоборот, в результате неудачной попытки таранить чилийскую шхуну «Ковадонга» сел на мель и в дальнейшем был сожжён.

22 июня 1893 года в результате неудачного маневра, совершенного по приказанию командующего английской средиземноморской эскадрой вице-адмирала Тройона, броненосец «Кампердаун», имевший носовой таран, врезался в борт новейшего броненосца «Виктория», на котором держал флаг сам Тройон. Корабль при малом крене в условиях полного штиля внезапно перевернулся и утонул почти со всем экипажем, включая вице-адмирала.

Известный морской офицер С. О. Макаров, будучи командиром военного корабля, стоявшего в Пирее, был крайне озабочен теснотой акватории и опасался, что его снабжённый тараном корабль сможет стать виновником катастрофы. Поэтому он приказал сплести из концов чехол, надеваемый на форштевень своего корабля, названный «Макаровским намордником», который действительно оказался полезным при обеспечении безопасности маневрирующих в гавани кораблей.[1]

Инцидент с «Викторией», а также быстрота, с которой в мирное время шли на дно случайно протараненные суда, время от времени снова возбуждало интерес кораблестроителей к снабжению боевых судов тараном. Броненосные крейсеры того времени также снабжались таранами.

С развитием артиллерии значение тарана практически сошло на нет, хотя он иногда применялся против подводных лодок противника и был достаточно эффективен, учитывая уязвимость корпуса ПЛ. В частности, известен случай с «Дредноутом», который, вопреки уставу Британского флота, выкатился из строя кильватера и таранным ударом потопил немецкую ПЛ «U-29», которой командовал ас-подводник Отто Веддиген (ранее один за другим утопивший крейсеры «Кресcи», «Абукир» и «Хог»), а также случай с «Олимпиком» и «U-103». 8 апреля 1940 года немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» протаранил и потопил британский эсминец «Глоувэм». Ночью 5 ноября 1942 года в южной части Ботнического залива финская ПЛ «Ветехинен» таранным ударом уничтожила советскую субмарину Щ-305.

В современности известен инцидент на Чёрном море 12 февраля 1988 года, когда, выполняя приказ по вытеснению иностранных кораблей за пределы 12-мильной зоны СССР, сторожевой корабль «Беззаветный» совершил навал (российская пресса предпочитает «таранил») на крейсер ВМС США «Йорктаун», а сторожевой корабль СКР-6 — на эсминец «Кэрон».

См. также

Ссылки

  • Сюжет телеканала Россия посвящённый событию 12 февраля 1988 года на YouTube
  • Видеозапись событий 12 февраля 1988 года на YouTube

Примечания

  1. Семанов С. Н. Макаров. М.: «Молодая гвардия», 1972. 288 с. с ил. (ЖЗЛ, Серия биографий. вып.8 (515)

Таран (морской).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24