Схорон Еж Словен (иначе: Схорон Еж Славен, СеС) — одно из крупных современных родноверческих объединений, с центром в России и отделениями на Украине и в Республике Беларусь[1].
Содержание |
Значение названия организации — «единение, сохранение всех славян», некоторые адепты (преимущественно из Ленинградской области) называют себя славянами-поморами[2]. Согласно утверждениям её руководителя Владимира Голякова (Владимира Богумила II Голяка)[3][4], Схорон Еж Славен был создан в XI веке новгородским князем Милославом Богомилом Первым для сохранения священных текстов и обычая славян. В 1991 году Великим Кругом (высшим органом управления СеС, состоящим из представителей знахарских родов Поморской Руси) было принято решение о «выходе из подполья» и восстановлении «Богодержавия» (славянского традиционного общественного устройства). Великий Круг, якобы, состоит из девяти тайных членов, принимающих решения, и одного явного (самого Голякова), приводящего их в исполнение[5]).
Владимир Голяков утверждает, что в «Схорон Еж Славен» тайно входили многие известные исторические личности:
Честь имели опорничать, Обрядом да бытом следующие Славяне: Бажов, Нечволодов, Глинка, Ермолов, Голицин, Румянцев, Пирогов, Павлов. Во прямых присягах: Болотников, БоРодин, Шкуро, Говоров, Варенников и многие другие Русичи. Сейчас токмо Больше[6].
В «СеС» оказался «зачислен» даже полковник Буданов[7].
Основы мировоззрения в Схорон Еж Словен обычно излагаются в форме так называемых «рун»: кратких и ёмких изречений. «Стержневых рун», содержащих в себе важнейшие принципы миропонимания, всего три[8]:
Бог, согласно воззрениям сторонников СеС, являет себя как Вселенная. Поэтому его называют Всебогом. Славянские Боги, по мнению «Схорона» — лики Всебога, его проявления (ипостаси).
Бог, будучи совокупностью всего что есть вокруг, но являясь одним нераздельным целым, просто выступает в разных чинах. Проявляет те или иные свои свойства тем или иным образом. Через тот или иной чин. Чин Перуна, Рода, Семаргла, Сварога, Световида и пр. (…) каждая точка простора содержит в себе все свойства этого простора. В каждой точке есть Перун, Род, Семаргл, Сварог, Световид и другие чины Бога. Никакого туризма и паломничества «к святым местам». Все и так свято. Род — это не космическая иерархия сверх-существ, до которых нам надо дорасти, которых нам надо познать. Род — это и есть мы. Уже. Это отражает руна, описывающая Род — Все Во Всем. Аналогично для Перуна (Всё Везде), Сварога (Всё во Всё) и Световида (Всё Всегда).[9]
Есть данные, согласно которым, эти представления у сторонников СеС сочетаются с эвгемеризмом:
Некогда, говорит Владимир Голяков, славянский народ давал имена реальных людей природным стихиям. Стихии обожествлялись, но за каждым божеством стоят реальные исторические личности, успех или неудачи которых связывались с теми или иными природными явлениями. Например, князь Даждь является прообразом Даждьбога, а князь Стриг — Стрибога. Первый ведает дождями, второй — ветром[5].
Исключительно важное место в мировоззрении «Схорона» занимает культ Предков:
Членом общины может стать любой родич, обожествивший предков: отца как Бога Рода и мать как Богиню Родину. Такой человек становится «мужем славянского народа». Единственное требование к нему — это делать всё для укрепления славы своего народа через свою судьбу, силу и волю[5].
Единство всего во Всебоге подразумевает наличие Подобного Завяза. Это понятие занимает важное место в миропонимании сторонников СеС:
Подобный Завяз — это система взаимоотношений между ипостасями Всебога. Вселенная не может существовать без равновесия. Божественное равновесие сохраняется в триединстве Всебога. Голяков вводит понятие Треглава, отдалённо напоминающее христианскую Троицу. «Троица» схорон еж словенов состоит из Природы — богини-матери, Сварога, который представляет собой «тело Всебога», и бога Времени, который является «условием Всего», силой, соединяющей Треглав в Подобный Завяз[5].
«Схорон Еж Славен» считает, что каждый народ имеет право видеть Бога по-своему и создавать себе «пантеон» ипостасей Бога. Другие народы на славянской земле могут быть гостями, но не хозяевами, и не имеют права учить славян вере. Поэтому сторонники СеС отчуждённо относятся к иудаизму (религии, проповедующей богоизбранность одного народа), резко отрицательно — к католичеству, протестантизму, исламу и новым религиозным движениям. К православию и православному духовенству («жрецам православия рода славянского») «Схорон Еж Славен» относится скорее положительно (видимо, в силу исторических и политических причин)[5]. Тем не менее были зафиксированы конфликты запорожского отделения СеС с местной православной общиной[10].
Отношения СеС с другими родноверческими организациями довольно напряжённые, так как Владимир Голяков называет себя «Жрецом Всех Славян» и носителем единственного истинного славянского Обычая. Все же прочие течения в Родноверии, по его мнению, суть неоязычество и реконструкция. В августе 2008 года КЯТ, ССО СРВ, Велесов круг и СеС заявили о недопустимости разрушения святынь любой конфессии[11] и создали координационный «совет четырёх», но уже в 2011 году «Схорон Еж Славен» из него вышел[12].
Священные тексты «Схорон Еж Славен» содержат основы славянского мировоззрения и культовой практики — разумеется, в понимании сторонников СеС. В своде былин «Схорона» излагается также взгляд на историю славян.
Известны следующие тексты СеС:
Общее название священных текстов и знаний, передающихся в «Схорон Еж Славен» — родовая кладь Голяковых. Согласно утверждению Владимира Голякова, древность клади подтверждена[6]:
Богослужения на святилищах совершаются три раза в неделю, дома — три раза в день. Животные жертвоприношения запрещены. Основные требы: мед, каравай, квас.
Жрецы, совершающие обряды, не являются профессиональными священниками, так как, по мнению последователей СеС, их сан не даёт им права жить за счёт народа[8]:
В служении Всебогу не должно быть ничего материально выгодного, так как служба Всебогу-Времени является «беззаветной», то есть не опирающейся на договор. Договор со Всебогом невозможен, так как он не наделён эмоциями. Всебог — бесстрастный вершитель судеб. Схорон еж словены говорят, что волхвы всегда рассматривали народ как единый организм. Жреца не волнуют человеческие страсти. Он также бесстрастен, как бог. И только в этом случае он способен познать суть вещей и открыть их людям[5].
При этом, по учению «Схорона», жречество включает в себя три основных ветви священнослужителей:
Родари. Жрецы, отвечающие за культ бога Рода. Они же являются носителям преданий.
Рожены. Жрецы культа рожениц и природы.
Волхвы. Жрецы, отвечающие за сохранение баланса между животным и человеческим началами в человеке.[5]
Священными символами для сторонников СеС являются руны: особый рунический алфавит (Руна Резы. Славица)[19] и набор внеалфавитных рунических знаков (Руна Смысл)[20]. Интересно отметить, что понятие «руна» в «Схороне» многозначно: рунами называют также краткие мировоззренческие формулы (Речевые Руны[21]) и определённые положения тела (Телесные Руны[22]) — некий славянский аналог индийской йоги.
Схорон Еж Славен пользуется особым календарём, называемым «КолоГод». Сторонниками СеС отмечаются следующие праздники:
1. Коляда 21-22 декабря.
2. Лютый День (День Лютобора) 22 января.
3. Весень 1-3 февраля.
4. Ярило (Весеннее Равноденствие, Масленица) 21-22 марта.
5. Семаргл 22 апреля.
6. Летень 1-3 мая.
7. Купала 21-22 июня.
8. Перунов День 22 июля.
9. Осень 1-3 августа.
10. Дид Сноп 22 августа.
11. Хорс (Осеннее Равноденствие) 21-22 сентября.
12. День Сварога 22 октября.
13. Зимень 1-3 ноября.
14. Диды (Старец) 22 ноября.
Разумеется, названия месяцев григорианского календаря не используются — употребляются их славянские соответствия:
Снежень (Декабрь)
Лютень (Январь)
Комоед (Февраль)
Таень (Март)
Травень (Апрель)
Листень (Май)
Ростень (Июнь)
Стожень (Июль)
Серпень (Август)
Листопадень (Сентябрь)
Мокрень (Октябрь)
Студень (Ноябрь)
Помимо «КолоГода» в учении СеС известен также календарь «Рудо Коло». Это цикл длительностью в тринадцать тысяч лет, разделённый на четыре части: Хряк (Зима), Рысь (Весна), Волк (Лето), Бер (Осень). Названия эпох («вервей»), по мнению сторонников Схорон Еж Славен, отражают состояние народа в это время[23].
Внутреннее устройство «Схорона» представляет собой так называемую «боярскую кольчугу» — союз славянских родов (семей). Присутствует также территориальное деление на «пятины». В основе каждой пятины лежит святилище, за которое отвечает жрец (Радарь) и поддерживающие его должностные лица — Опорник и Оберег. Святилище — сакральный и административный центр для рядовых последователей «СеС». Согласно утверждениям Владимира Голякова, сейчас в России более 30 святилищ[24].
Список пятин СеС:
Россия:
1. Столичная пятина (г. Москва).
2. Выборгская пятина (г. Санкт-Петербург?).
3. Уральская пятина (г. Екатеринбург).
4. Тюменская пятина (г. Тюмень).
5. Печорская пятина (г. Сыктывкар).
6. Амурская пятина (г. Комсомольск-на-Амуре).
7. Океанская пятина (г. Владивосток).
8. Можайская пятина (поселение близ деревни Поповка, Можайский район).
9. Рудоградская пятина (г. Железногорск).
Статус Можайской и Рудоградской пятин в настоящее время не вполне ясен, так как у их руководителей был конфликт с Владимиром Голяковым.
Украина:
1. Киевская пятина (г. Киев).
2. Харьковская пятина. (г. Харьков).
3. Донецкая пятина (г. Донецк).
4. Житомирская пятина (г. Житомир).
5. Луганская пятина (г. Луганск).
6. Рось пятина (г. Корсунь-Шевченковский).
7. Пятина Сокол Града (г. Вознесенск).
8. Полтавская пятина (г. Полтава).
Белоруссия:
1. Минская пятина (г. Минск).
Деятельность «Схорон Еж Славен» и Владимира Голякова неоднократно привлекала к себе внимание СМИ. Ниже приводится список публикаций, касающихся этой организации:
Критика «Схорон Еж Славен» (как со стороны представителей других направлений Родноверия, так и «извне») включает в себя следующие типичные обвинения:
1. Изобретение Традиции (выдача явного новодела за исконный славянский Обычай).
2. Фальсификация истории.
3. Лингвофричество (увлечение «народными этимологиями», не имеющими отношения к науке[25]).
4. Шовинизм (агрессивный национализм).
Утверждения Голякова о сохранённой его родом исконно славянской языческой Традиции, мягко говоря, более чем сомнительны. По всей видимости, Традиция "Схорона" отчасти воссоздана самим Голяковым на основании сохранившихся источников и научных трудов известных учёных, в значительной же степени - просто выдумана им. Подлинность клади отказываются признавать не только идейные противники "СеС" - христиане, но и многие современные язычники[26].
Воззрения Владимира Голякова на историю России более чем своеобразны. Он отрицает существовавшее в древности деление славян на "союзы племён" (вятичей, кривичей, северня и т.д.), постулирует славянское происхождение германцев[27], не признаёт славянскими русские сказки [28].
Голяков, подобно "староверам-инглингам" занимается толкованием слов. Раскрываемый им "истинный смысл" обычно весьма далёк от признанной в научных кругах этимологии. Так, по мнению Голякова, "волхв" означает "Ховающий (прячущий) вола", "ворожба" - "Воин Рода Божьего", а "жрец" - "Говорящий жизнь"[29].
Владимир Голяков также склонен к высказываниям, носящим агрессивный националистический характер. Например[30]:
На славянской земле только один народ - славяне, остальные - нами не убитые, будь то союзники или враги."
Мы за безраздельное господство славянского народа во небе, на людях и на земле. Мы пойдем дальше всех, ибо мы упали намного ниже.
«Схорон Еж Славен» оказал влияние на творчество некоторых деятелей современной культуры: группы Северные Врата, Сураварг и Горына Славица, исполнительницу Велеславу, а также — на фольклорный театральный коллектив Суряница.
Славянское неоязычество | |
---|---|
Организации и течения | Союз Венедов • Союз славянских общин славянской родной веры • Круг языческой традиции • Схорон Еж Словен • Общество Нави • Инглиизм • РУН-вера |
Теория и идеология | Явь, Правь и Навь • русский национализм • антисемитизм • христианофобия |
Основные источники | Велесова книга • Славяно-Арийские Веды • Удар русских богов • Кощуны Финиста |
Крупнейшие деятели | А. И. Барашков (Асов, Бус Кресень) • В. Н. Безверхий (Остромысл) • А. А. Добровольский (Доброслав) • В. Н. Емельянов • И. В. Лазаренко • Г. С. Лозко (Зореслава) • Л. Р. Прозоров (Озар Ворон) • А. В. Трехлебов (Ведагор) • А. Ю. Хиневич (Коловрат) |
Символика | Коловрат • Руки Бога |
Морской еж юрского периода, морской еж иваново, морской еж 8 буквы, морской еж описание для детей.