Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Сфинкс (статуя)

(перенаправлено с «Сфинкс (статуя)»)
Перейти к: навигация, поиск
Эдип и сфинкс в древнегреческой вазописи

Сфинкс (др.-греч. Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница»[1]) — зооморфное мифическое существо.

В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.[2]

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства, наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II. Одна из самых больших монолитных статуй мира — изваяние сфинкса (Большой сфинкс), которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе.

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

Поминальный храм Аменхотепа III включает изображения сфинксов с телами крокодила.

Греческий сфинкс

Аттическая мраморная стела (ок. 530 г. до н. э.)

Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.

В греческой мифологии[3] «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны[4] (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом[5]. Крылатая дева убивала юношей[6].

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.

Римский сфинкс повторял греческого.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[7]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[8]. Её изображение было на шлеме Афины[9]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[10].

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога, данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли[11].

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её[12]. По ещё одному истолкованию, это амазонка, первая жена Кадма, укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом[5].

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс»[13].

Индия

Пурушамрига.

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона. С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Сфинкс XVIII века у дворца Сан-Ильдефонсо в Испании.

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма, когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло, работавшие при дворе Франциска I. У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки. Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII—XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea — нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI—XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715—1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена), Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

«Эдип и сфинкс», картина Энгра (1808)

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс — частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта. Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий.

«Сфинкс, не разгаданный до гроба», — так называл П. Вяземский императора Александра I. С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

Примечания

  1. Переосмысление древнеегипетского названия сфинкса «шепсес анх» — «живой образ».
  2. 7,000 years older than Stonehenge: the site that stunned archaeologists | Science | The Guardian. Проверено 24 марта 2013. Архивировано из первоисточника 27 марта 2013.
  3. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.479-480, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.321
  4. Гесиод. Теогония 326; Гигин. Мифы 151
  5. 1 2 Палефат. О невероятном 4
  6. Еврипид. Финикиянки 805—811; 1019—1029
  7. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 8; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 64, 3
  8. Гигин. Мифы 67; текст загадки см. Софокл. Драмы. М., 1990. С.456
  9. Павсаний. Описание Эллады I 24, 5
  10. Павсаний. Описание Эллады V 11, 2
  11. Павсаний. Описание Эллады IX 26, 3-4
  12. Павсаний. Описание Эллады IX 26, 2
  13. См. Сенека. Эдип 94-102.

Ссылки

  • Сфинксы в мифологии; Сфинксы в Петербурге

Сфинкс (статуя).

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24