Сумерки человечества |
|
нем. Menschheitsdämmerung. Ein Dokument des Expressionismus |
|
|
|
Автор: |
К. Пинтус (сост.) |
---|---|
Жанр: |
Антология |
Язык оригинала: | |
Оригинал издан: | |
Оформление: |
В. Ребхун (обл.) |
Издательство: | |
Страниц: |
384 |
Носитель: |
Бумага |
ISBN: |
«Сумерки человечества» (нем. «Menschheitsdämmerung») — немецкоязычная антология поэзии экспрессионизма, изданная в 1919 году писателем и журналистом Куртом Пинтусом. Признана классической для этого направления. С 1920 года права на неё принадлежат издательству «Ernst Rowohlt Verlag»[1][2], которое оценивало её как «одну из самых успешных антологий в истории литературы». За 90 с лишним лет она переиздавалась в Германии 35 раз (последний раз в 2008 году[3]). К 1999 году суммарный тираж всех изданий антологии равнялся 164 000 экземпляров[4].
Содержание |
Антология была составлена и издана К. Пинтусом в конце 1919 года, хотя в каталогах издательства «Rowohlt» она датируется следующим годом. В отличие от предшествующих антологий экспрессионистской лирики («Кондор», «Поток», «Предвестник» и др.), «Сумерки человечества» имели более благосклонный приём у читающей публики, так как к этому времени экспрессионизм уже окончательно оформился как направление словесного искусства, и сборник воспринимался как итоговая обзорная книга. Она очень быстро раскупалась. Только в 1920 году было выпущено три её издания общим тиражом 5000 экземпляров. К 1922 году тираж превысил отметку в 20 000. Отбор её авторов был исключительно субъективным. «К. Пинтус сформировал антологию, не имея ни малейшей исторической дистанции и буквально произвольно „вынул“ ряд авторов из общего литературного процесса, руководствуясь исключительно собственным литературным вкусом»[4]. С большинством авторов Пинтус был знаком лично.
Однако в результате именно его выборка авторов и произведений стала со временем классической и общепризнанной в литературных кругах Германии. В литературоведении антологию называют «стандартным собранием», «классической антологией экспрессионистской лирики», «наиболее представительной и всё ещё самой лучшей»[4], несмотря на то, что впоследствии выпускались и другие сборники, подготовленные на научной основе[5].
Не будет преувеличением утверждение, что как сама антология, так и вступления к ней на многие годы стали основными импульсами и источниками для размышлений и суждений о немецком литературном экспрессионизме. В Предисловии 1959 года К. Пинтус даже ссылается на учёных, которые пришли к выводу, что его антология вместе с портретом поколения экспрессионистских поэтов очень сильно повлияла на направление научного исследования[4].
В названии антологии её составителем намеренно допущена неоднозначность, очень важная для эстетики экспрессионизма. «Сумерки» — это и символ захода, заката, конца и символ начинающегося, едва забрезжившего нового дня. «В этом символе — типичный экспрессионистский симбиоз „всего и всего ему обратного“ от полюса абсолютной негативности до полюса абсолютной позитивности. В нём поэтически воплощен важнейший для этого поколения философский постулат Ницше о возможности созидания нового только через уничтожение старого»[4].
В первом издании антология открывалась предисловием К. Пинтуса «Прежде всего» (нем. «Zuvor»). Позже к ним были добавлены его же предисловия «Отголосок» (нем. «Nachklang», 1922) и «40 лет спустя» (нем. «Nach 40 Jahren», 1959). Все три предисловия считаются не только образцами классической эссеистики, но и важными источниками знаний об истории экспрессионизма. Как отмечает в своей монографии Н. В. Пестова, они «по количеству примеров их цитации, так же как и сама антология, явно превосходят любое другое научное исследование литературоведения»[4].
Хронологически антология ограничена 1919 годом и, следовательно, полностью исключает лирику «позднего» экспрессионизма. В ней четыре тематических раздела: «Падение и крик» (нем. «Sturz und Schrei»), «Пробуждение сердца» (нем. «Erweckung des Herzens»), «Призыв и мятеж» (нем. «Aufruhr und Empörung»), «Возлюби людей» (нем. «Liebe den Menschen»). Они включают в себя 275 стихотворений 23 поэтов — наиболее значимых представителей немецкоязычного экспрессионизма. Шестерых к моменту выхода антологии уже не было в живых: четверо пали на фронтах Первой мировой войны, двое погибли в результате несчастных случаев. Произведения распределены составителем К. Пинтусом в соответствии с внутренней композицией антологии, так что блок произведений каждого автора разбит на множество отдельных стихотворений. Издание оформлено 14 портретами поэтов; они выполнены известными художниками того времени (Э. Шиле, О. Кокошка, Л. Майднер). Самое знаменитое произведение антологии, впоследствии ставшее символом экспрессионизма, — стихотворение Якоба ван Годдиса «Конец света» (нем. «Weltende»), которым открывается сборник:
У бюргера сдувает котелок,
Повсюду вопли в воздухе плывут.
Сорвавшись, трубочисты с крыш ползут.
На берег — пишут — движется поток.Там буря, скачет дикая вода
Об землю, толщу дамбы сокрушая.
Столпились люди, насморком страдая.
Летят с мостов железных поезда.
(пер. А. В. Чёрного)Оригинальный текст (нем.)Dem Bürger fliegt vom spitzen Kopf der Hut,
In allen Lüften hallt es wie Geschrei.
Dachdecker stürzen ab und gehn entzwei
Und an den Küsten — liest man — steigt die Flut.Der Sturm ist da, die wilden Meere hupfen
An Land, um dicke Dämme zu zerdrücken.
Die meisten Menschen haben einen Schnupfen.
Die Eisenbahnen fallen von den Brücken.
Вплоть до 1959 года составитель вносил незначительные дополнения и исправления в текст антологии, часто по просьбе самих авторов. Например, поэт Иван Голль пожелал поместить в ней две редакции своей поэмы «Панамский канал» (нем. «Panamakanal»): поэтическую (1918) и прозаическую (1940). Однако в обширном предисловии к изданию 1959 года К. Пинтус указал, что больше не изменит в антологии «ни одной буквы», так как считает это собрание уникальным памятником экспрессионистского движения, в который больше нельзя вносить правок:
«…критически взирая на наше время и поэзию, я вынужден признать, что „Сумерки человечества“ являются не только целостным и замкнутым, но и законченным, итоговым документом этой эпохи. Выражусь более ясно: после завершения этой лирической симфонии не было сочинено ничего такого, что должно было бы впоследствии насильственно быть в неё включено»[6].
В соответствии с этой его установкой, антология получила подзаголовок «Документ экспрессионизма» (нем. «Ein Dokument des Expressionismus»). Для сохранения документальной целостности сборника в последующих изданиях также были сохранены оригинальные автобиографии его авторов, часто написанные весьма вольным слогом, а то и вовсе мистифицированные. Например, поэтесса Эльза Ласкер-Шюлер рассказала о себе в двух предложениях: «Я родилась в Фивах Египетских, пусть и явилась в мир в Эльберфельде на Рейне. До одиннадцати лет я ходила в школу, провела пять лет на Востоке и с тех пор влачу растительное существование». Эти биографии позже были дополнены объективными данными, а также библиографическими списками по каждому автору.
В 1925 году в Харькове вышел сборник «Молодая Германия», представивший читателям творчество немецких поэтов «экспрессионистского десятилетия». В него вошли и несколько авторов «сумерек». В последующие годы экспрессионизм оказался под запретом как в СССР, так и в нацистской Германии, поэтому новая волна публикаций этих авторов пришлась только на время перестройки. Полностью антология на русский язык не переведена до сих пор. Опубликованы лишь произведения её наиболее известных авторов: Гейма, Тракля, Бенна, Бехера и др.
Большая выборка произведений из антологии с прибавлением стихов других авторов была опубликована в 1990 году в сборнике «Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма»[7]. Несмотря на совпадение названий, это издание не является переводом антологии.
Литература экспрессионизма | ||
---|---|---|
Писатели | Леонид Андреев | Эрнст Барлах | Иоганнес Бехер | Макс Брод | Герварт Вальден | Эрнст Вайс | Макс Герман-Найсе | Альфред Дёблин | Франц Кафка | Зенон Косидовский | Альфред Кубин | Густав Майринк | Курт Пинтус | Курт Хиллер | Курт Швиттерс | Карл Штернхейм | Карл Эйнштейн | |
Поэты | Эрнст Бальке | Хуго Балль | Готфрид Бенн | Франк Ведекинд | Франц Верфель | Вальтер Газенклевер | Георг Гейм | Иван Голль | Рихард Хюльзенбек | Теодор Дойблер | Георг Кайзер | Эльза Ласкер-Шюлер | Альфред Лихтенштейн | Гео Милев | Минона | Пол ван Остайен | Эрнст Толлер | Георг Тракль | Фриц фон Унру | Леонгард Франк | Эрнст Штадлер | Август Штрамм | Казимир Эдшмид | Альберт Эренштейн | Якоб ван Годдис | |
Клубы и группы | Новый клуб | Неопатетическое кабаре | Романское кафе | Кабаре Гну | Бунт | Пражская школа | |
Журналы | «Новый пафос» | «Пан» | Die Aktion | Der Brenner | Die Fackel | Der Sturm | |
Антологии | «Кондор» | «Мистраль» | «Сумерки человечества» | «Судный день» |
Сумерки человечества лирика немецкого экспрессионизма читать, сумерки человечества скачать.
Винникотт, Дональд, Ганзен, Карл Петрович, Ха-Коэн, International Rowing Federation, Категория:Вергальская волость.