(O)
Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург | |
|
|
М-11 в сети автодорог России федерального значения |
|
Страна | |
---|---|
Регион |
Москва, |
Статус | |
Владелец |
Российская Федерация |
Длина |
684 км |
Начало |
Москва, Бусиновская транспортная развязка |
Конец |
Санкт-Петербург |
Дорожное покрытие | |
Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург (федеральная автомобильная дорога М11[1]) — строящаяся платная скоростная автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом. После постройки существующая федеральная трасса М10 E 105 «Россия», которая на отдельных участках исчерпала свою пропускную способность, будет служить бесплатным дублёром новой платной автодороги. Это одна из первых крупных автодорог России, проезд по которой будет платным. Общая протяжённость автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург составит около 700 км. Начиная от границ Москвы, новая трасса пройдет по Московской области (90 км), Тверской области (253 км), Новгородской области (233 км) и Ленинградской области (75 км).
Ввод в эксплуатацию скоростной автотрассы Москва-Петербург общей протяжённостью 684 км планируется в 2018 году[2]. Строительство участка протяжённостью 217 км начнется в 2014 году и должно быть закончено в начале 2018 года к началу Чемпионата мира по футболу. Стоимость проекта составляет 152,8 млрд рублей, из которых 15,96 млрд рублей должен инвестировать исполнитель. Платными на новой трассе будут не все участки, а около 60 % (порядка 400 км)[3].
Дорога категории 1А будет иметь от двух до пяти полос в каждую сторону и расчетную скорость движения 150 км/ч. На её протяжении будет возведено 100 мостовых сооружений, а также будет построен ряд транспортных развязок.
Для строительства скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург впервые в России применён механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в форме концессионного соглашения, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта.
На начало 2011 года указанный механизм реализовался пока только при строительстве головного участка трассы с 15-го по 58-й км. Однако в планах Госкомпании «Автодор» уже значатся новые участки, которые будут строиться и эксплуатироваться в рамках ГЧП — с 58-го по 149-й км и на въезде в Санкт-Петербург (с 646-го по 684-й км)[4].
Концессионером головного участка дороги является «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). 50 % СЗКК принадлежит французской компании Vinci, а другие 50 % — российским акционерам, в числе которых структуры петербургского предпринимателя, которого некоторые СМИ называют другом Президента РФ Владимира Путина, Аркадия Ротенберга (последний приобрёл этот пакет в декабре 2010 года у акционеров компании «Н-транс»).[5]
В апреле 2010 года в рамках финансового закрытия по проекту строительства головного участка «Северо-Западной концессионной компанией» был подписан кредитный договор с Внешэкономбанком и Сбербанком России, в соответствии с которым банки предоставят СЗКК для реализации проекта кредит в размере 29,2 млрд рублей на 20 лет. Средства банками будут выделены в равном объёме (по 14,6 млрд рублей каждый). Ещё 23 млрд рублей будет выделено из федерального инвестфонда. Оставшуюся часть финансирования концессионер рассчитывает привлечь за счёт размещения инфраструктурных облигаций[6].
Сообщалось, что в финансировании проекта планировал участвовать Европейский банк реконструкции и развития, который якобы должен был предоставить значительную часть инвестиций (до $1,5 млрд) на строительство первого участка магистрали. В январе 2011 года в СМИ появилась информация, что ЕБРР отказался от финансирования стройки в связи с тем, что участие в проектах, наносящих ущерб экологии, запрещено внутренним кодексом банка.[7]. Однако официальный представитель банка опроверг эту информацию, заявив, что ЕБРР не планировал финансировать строительство головного участка дороги, и средства на строительство были найдены без привлечения иностранных инвесторов («отказываться от того, куда нас не приглашали, мы просто не могли»). При этом он не исключил, что ЕБРР примет участие в строительстве других участков этой трассы.[8]
Стоимость строительства участка км 646 — км 684 в ценах 2014—2016 годов без учёта затрат на подготовку территории строительства оценивается в 37,8 млрд рублей (с учётом НДС). Инвестор должен обеспечить 25 % финансирования проекта. Государство обеспечивает 75 % финансирования строительства, а также предоставляет проектно-сметную документацию и осуществляет подготовку территории. Проект будет реализован по концессионной схеме «прямого взимания платы» (direct toll)[9].
Концессионерами участка с 15 по 58 км изначально было запланировано, что размер средневзвешенного тарифа за проезд по головному участку дороги составит 3,62 руб./км без НДС в ценах 2007 года. Тариф будет варьироваться в зависимости от категории транспортного средства, времени суток, частоты пользования трассой и т. д.
Средняя стоимость проезда по платной автотрассе М-11 Москва — Санкт-Петербург составит примерно 2—2,5 рубля за один километр.[10] Проезд по участку на входе в Санкт-Петербург длиной 37 километров обойдется в 2,2 руб./км. На остальных платных участках трассы (центральная часть дороги, проходящая по Новгородской, Тверской и части Московской области) проезд обойдется примерно в 1 руб./км для водителя легкового автомобиля. Таким образом, весь проезд обойдется примерно в 600 рублей[3]. В июне 2013 года в рамках Международного экономического форума, проводимого в Санкт-Петербурге, председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергей Кельбах заявил, что цена проезда по дороге может составить около 1100—1200 рублей.[11]
Разработка проекта дублера существующей автодороги Москва — Санкт-Петербург М-10 «Россия» велась на протяжении длительного периода времени, первоначальная концепция дублера была включена в генплан Москвы и Московской области в начале 1970-х годов.
Максимальная загрузка федеральной автомобильной дороги М-10 уже в настоящий момент превышает нормативную загрузку как минимум в 3 раза. При нормативной пропускной способности 40 тысяч автомобилей в сутки на сегодняшний день интенсивность движения доходит до 130—170 тысяч автомобилей. В результате превышения максимально допустимой нормы по загрузке, средняя скорость движения по трассе М-10 на подъезде к Москве составляет 10 км/ч, снижаясь в пиковое время до 5—7 км/ч. Уровень аварийности на трассе М-10 превышает почти в 3 раза среднее по России нормативное значение. Уровень загрязнения воздуха на территории, прилегающей к федеральной автомобильной дороге М-10, превышает в 3—5 раз принятые в Российской Федерации санитарные нормы.
Внешние изображения | |
---|---|
План дороги (Московская область) | |
План дороги (Тверская область) |
Проект предусматривает следующие основные характеристики строящейся автодороги:[12]
Проект получил необходимые разрешения и согласования, включая положительное заключение государственной экологической экспертизы на стадии обоснования инвестиций и положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» на стадии утверждения инженерного проекта. Общественные слушания состоялись в мае 2005 года.
На головном участке скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург будет установлена централизованная автоматизированная система управления дорожным движением
, предоставлена современная связь с применением последних достижений информационных технологий, служба эвакуации, пункты аварийной связи. На всей протяжённости головного участка скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург будут установлены разделительные барьеры и освещение.По информации сайта Федерального дорожного агентства[13], весь комплекс мероприятий по сбережению и восстановлению природной среды был разработан с учетом требования сохранения биоразнообразия, и включает полное восстановление лесного фонда за счёт дополнительного озеленения, а также применение ряда природоохранных технологий, в частности, строительство специальных подземных туннелей для миграции представителей как крупной, так и мелкой фауны. Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду проектом предусмотрены:
С целью уменьшения негативного акустического воздействия проект предусматривает постройку шумозащитных экранов вдоль трассы.
Решение о строительстве автомагистрали было принято Министерством транспорта Российской Федерации, а инициатива исходила от президента России Владимира Путина[14]. В январе 2006 года заказчику был сдан проект обоснования инвестиций в строительство дороги на участке с 15 по 58 км.
В феврале 2008 года из разряда частных компаний был выбран концессионер для строительства первого участка. Из трёх компаний, участвовавших в тендере, Минтранс России выбрал ООО «Северо-Западная концессионная компания». На тот момент сметная стоимость строительства всей трассы составляла ориентировочно 350 млрд рублей[15].
В 2010 году начались подготовительные работы к строительству участка с 15 по 58 км трассы (в том числе вырубка просеки в Химкинском лесу), но в связи с протестами общественности в августе того же года эти работы были приостановлены. Весной 2011 года работы по подготовке земельных участков к строительству новой трассы были продолжены.
29 сентября 2011 года началось строительство автотрассы на участке с 15 по 58 км[2]. Как ожидается, строительство должно быть завершено в 2014 году[16].
В январе 2012 года началась масштабная реконструкция Бусиновской транспортной развязки на 78 км МКАД, откуда и начнется данная трасса, продолжением которой на территории Москвы станет Северо-Восточная хордовая автомагистраль. Окончание работ планируется на конец 2014 года, после чего развязка будет иметь четыре уровня и три левоповоротных направленных съезда.
По состоянию на весну 2012 года шла подготовка строительных участков с 58 по 97 км[4].
21 июня 2012 года председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение, в котором поручил заключить концессионное соглашение в отношении участка с 646 по 684 км. Участок пройдёт по территории Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Контракт будет заключён сроком на 30 лет. Срок проведения конкурса — 2012—2013 годы. Срок строительства — 2014—2016 годы[9]. По словам председателя правления Госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха: "детали конкурса, который пройдёт в два этапа, будут объявлены осенью 2012 года, осенью 2013 будет известен победитель[17]".
«Автодор» и и победитель конкурса ООО «Магистраль двух столиц» подписали 18 ноября 2014 года концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации дороги на участках км 543 - км 646 и км 646 - км 684.
28 ноября 2014 года был открыт первый участок автомагистрали, км 258-334, обходящий стороной город Вышний Волочёк.[3] Взимание платы планируется начать через полгода после открытия.
23 декабря 2014 года введен в эксплуатацию обход Химок (участок до аэропорта Шереметьево), а позднее был открыт и весь головной участок скоростной дороги с 15 по 58 км.[18] Проезд по новой трассе М-11 от МКАД до Шереметьево с 1 июля будет стоить 100 руб., по всему головному участку магистрали - 300 руб.
В 2010 году проблемы со строительством трассы через Химкинский лес возникли из-за протестов общественных организаций, несогласных с вырубкой леса под будущую трассу. 6 мая работы по вырубке были остановлены сначала активистами «Движения в защиту Химкинского леса», а потом и милицией — выяснилось, что у рабочих не было разрешительных документов.[19]. 14 июля работы возобновились и одновременно была предпринята попытка активистов их заблокировать[20]; спустя два дня на лидера «Движения в защиту Химкинского леса» Евгению Чирикову было совершено нападение, а 23 числа в лагере протестующих появилась группа агрессивно настроенных молодых людей (предположительно, футбольных фанатов), призывающих «Убирать и убивать». В тот же день лагерь был разогнан милицией[21]. 28 июля 2010 года группа неизвестных напала на здание Химкинской администрации, разбила там окна, выломала дверь и зажгла пиротехнику, скандируя лозунги в защиту Химкинского леса[22][23]. Лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова заявила, что не поддерживает подобные методы борьбы.
К концу июля протестующим удалось добиться прекращения работ, но позже комиссия Правительства Российской Федерации под председательством вице-премьера Сергея Иванова, заседание которой состоялось 14 декабря 2010 года, приняла решение об утверждении изначального маршрута трассы через Химкинский лес[24].
«Первоначальный вариант прокладки трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес абсолютно обоснован и законен», — заявил Иванов. Члены комиссии назвали это решение взвешенным и компромиссным. Это решение поддержал президент России Дмитрий Медведев[25] (летом 2010 признававший необходимость приостановления работ для повторной экспертизы[26]). Помощник Президента Российской Федерации Аркадий Дворкович отметил, что «после принятия Президентом решения о приостановлении строительства автодороги и о проведении дополнительных консультаций был проделан огромный объём работы, что позволило серьёзно улучшить проект»[27].
В рамках подготовки строительства и эксплуатации головного участка автодороги был разработан комплекс экологических мероприятий общей стоимостью 4 млрд руб. Данный комплекс включает, в том числе, строительство шумозащитных экранов, переходов на путях миграции крупных животных, локальных водоочистных сооружений, автоматических пунктов мониторинга воздуха, специальные мероприятия по защите рыбоохранных зон, компенсационную посадку зеленых насаждений, очистку Химкинского леса от несанкционированных свалок. 3 ноября 2011 года кабинет министров объявил о выделении 12 млрд рублей на компенсационные мероприятия по воспроизводству участков леса, вырубленных в ходе строительства скоростной магистрали.[28] [29].
Конфликтная ситуация сложилась и вокруг прохождения трассы у границ национального парка "Завидово". В 2007 году указом президента России № 654[30] границы "Завидово" были расширены на восток до железной дороги Москва — Санкт-Петербург, в результате чего планируемая платная дорога оказалась на территории национального парка[31]. Вместе с тем отмечалось, что фактически этот указ президента не вступил в силу, так как правительство России до сих пор не подписало соответствующее постановление[32].
Ряд общественных организаций выступил против строительства трассы через территорию «Завидово», было организовано несколько уличных акций[31]. В итоге было объявлено о том, что участок особо охраняемой природной территории, через который должна пройти автомагистраль, будет урезан, а вместо него «Завидово» получит территории в другом месте[31].
Автомобильные дороги России общего пользования федерального значения | ||
---|---|---|
М |
М1 «Беларусь» • М2 «Крым» • М3 «Украина» • М4 «Дон» • М5 «Урал» • М7 «Волга» • М8 «Холмогоры» • М9 «Балтия» • М10 «Россия» • М11 • М12 |
|
Р |
Р21 «Кола» • Р22 «Каспий» • Р23 «Псков» • Р56 • Р92 • Р119 • Р120 • Р132 • Р158 • Р176 «Вятка» • Р178 • Р193 • Р208 • Р215 • Р216 • Р217 «Кавказ» • Р228 • Р239 • Р240 • Р241 • Р242 • Р254 «Иртыш» • Р255 «Сибирь» • Р256 «Чуйский тракт» • Р257 «Енисей» • Р258 «Байкал» • Р297 «Амур» • Р298 • Р351 • Р354 • Р402 • Р404 • Р504 «Колыма» • Р600 |
|
А |
А103 • А104 • А105 • А106 • А107 • А108 • А109 • А110 • А111 • А112 • А113 • А114 • А118 • А119 • А120 • А121 «Сортавала» • А130 • А132 • А133 • А134 • А135 • А136 • А142 • А146 • А147 • А148 • А149 • А151 • А153 • А154 • А155 • А156 • А157 • А158 • А159 • А160 • А161 • А162 • А163 • А164 • А165 • А167 • А180 «Нарва» • А181 «Скандинавия» • А212 • А216 • А229 • А240 • А260 • А270 • А280 • А290 • А295 • А300 • А305 • А310 • А320 • А322 • А331 «Вилюй» • А333 • А340 • А350 • А360 «Лена» • А361 • А370 «Уссури» • А375 «Восток» • А381 • А382 • А383 • А384 • А391 • А392 • А401 |
Автомагистраль москва уфа, автомагистраль москва санкт-петербург этапы строительства.