Список египетских богов — список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии. Для удобства список разбит на несколько таблиц.
Содержание |
К местным богам относились божества локальные, связанные с определенной местностью, они имелись не только у областей-номов или их главных городов, но присутствовали во всех более или менее значительных населенных пунктах и местностях. Культы местных божеств зародились с доисторической древности в форме тотемизма, и существовали в Древнем Египте на протяжении тысячелетий, исчезнув вместе с исчезновением древнеегипетской религии. Претерпевая со временем существенные изменения (очеловечивание исконных тотемистических и фетишистских представлений), они оставались, для подавляющей массы жителей данной местности, определяющим культом, порождая, исконно местный религиозный сепаратизм[1].
«От бога, почитаемого в городе, зависит жизнь и смерть жителей города. Нечестивец, уходящий на чужбину, отдает себя в руки врага»
— папирус Инсингер (I в. н.э.)
Общие признаки местных культов (по М. А. Коростовцеву):
Практически все общеегипетские боги вышли из местных божеств отдельных областей-номов, когда их культ, по тем или иным причинам, стал повсеместным и, иногда, государственным. К ним относятся божества космогонических мифов, абстрактных понятий и боги, упоминаемые в мифологических и иных текстах.
В список включены боги, богини, обожествлённые понятия, части человеческой (и божественной) сущности, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии.
Имя, воплощения и отождествления |
Время почитания и значимость |
Центры культа[2] | Категория | Функции | Описание, священное животное, атрибут |
||
А | |||||||
Акер (множ. ч. — Акеру)
|
известен со Старого царства: второстепенное общеегипетское божество |
не было | 1) хтоническое божество 2) погребальный культ |
1) бог земли 2) покровитель мёртвых, страж ворот в дуат, страж восхода и заката солнца 3) помощник Ра в борьбе с Апопом 4) бог-защитник людей |
1) два льва (иногда сфинкса), сидящие спинами друг к другу и смотрящие на восток и запад, между ними — знаки горизонта и солнца (т. н. образ «Рути») 2) узкая полоса земли с головами людей (или львов) на конце |
||
Амат
|
не считалась божеством и её культ отсутствовал | не было | чудовище | обитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание суда Осириса | чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота (иногда львицы) и головой крокодила (иногда собаки) | ||
Амаунет
|
известная со Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской, замещена Мут |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | 1) абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Амон, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)[4] 2) позже как супруга Амона |
женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии) | ||
Аментет |
известная со Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской Новое царство: слияние с культом Хатхор |
• Абидос[5] • Мемфис[6] • Фивы[7] |
погребальный культ | 1) богиня западной пустыни 2) богиня запада (царства мёртвых), покровительствовала умершим, встречая их в Дуате и провожая на поля Иалу |
женщина с иероглифом «аментет» («запад») на голове (изображалась с протянутыми к умершим в приветственном жесте руками, встречая их в стране мёртвых) | ||
АмонАммон
|
Старое царство: зарождение культа (3-и гипотезы)[11] |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Амаунет, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «сокрытое», «невидимое» («Великая Восьмёрка»)[12] | мужчина с головой лягушки | ||
• Коптос[13] • Фивы[7] |
1) бог природы 2) солярное божество |
первоначально, возможно, бог воздуха (ветра), позднее бог солнца, покровитель города Фивы[7] («Фиванская Триада») | человек, увенчанный короной с двумя высокими перьями (иногда и солнечным диском), также мог изображаться в облике барана или человека с головой барана свящ. животное: баран, гусь |
||||
Среднее царство: местный бог, происходило постепенное распространение и возвышение его культа |
• Фивы[7] | ||||||
Новое царство (с XVIII династии): общеегипетский бог, культ постепенно вытеснен Исидой и Осирисом к началу н. э. |
• Фивы[7] | 1) космогоническое божество 2) бог государства |
глава пантеона, демиург, считалось, что в нём существуют все боги, люди, предметы («Девятка Ипет-Исут», «Великая Девятка Иуну») | ||||
Амсет
|
древнейшее второстепенное общеегипетское божество | 1) астральное божество 2) погребальный культ (свита Осириса) |
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы» 2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании 3) выражал одну из сущностей человека — ка («Дети Хора») |
соответствовал канопу с головой человека, в который помещалась печень умершего | |||
Анеджти |
|||||||
Анти — см. Немти | |||||||
Анубис — см. Инпу | |||||||
Анукет
|
|||||||
АнхурОнурис |
известный со Старого царства: местный бог, постепенно ставший общеегипетским |
• Тинис[16] | 1) этиологическое божество 2) космогоническое божество |
1) бог охоты 2) бог войны 3) бог-демиург (только в Тинисе[16]) 4) помогает Ра в борьбе с Апопом и Хору Бехдетскому в борьбе с Сетом |
|||
Апис — см. Хеп | |||||||
АпопАпофис |
|||||||
Атон
|
известная со Среднего царства: ипостась солнечных богов период Нового царства: во время правления Эхнатона общеегипетский бог |
• Ахетатон[17] | 1) солярное божество 2) государственный + монотеистический бог |
1) первоначально был олицетворением солнечного диска, позже — бог солнца 2) на короткий период был объявлен единым богом, присутствовавшим во всей природе, в каждом предмете и живом существе |
солнечный диск с лучами (иногда увечаный уреем), на концах которых находились руки и знак анх | ||
Атум
|
местный бог, постепенно ставший общеегипетским, вытеснен Ра | • Гелиополь[19] | космогоническое + солярное божество | бог вечернего солнца, демиург («Великая Девятка Иуну») | человек (часто старик), в одеждах фараона, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта свящ. животное-воплощение: бык, змей, ихневмон, лев, обезьяна, ящер |
||
Аш |
|||||||
Ах (множ. ч. — Аху)
|
известен со Старого царства: общеегипетский термин |
1) элемент сущности человека 2) во множ. числе: низшие божества, у коптов — демоны. |
1) загробное воплощение богов и фараонов, с периода Среднего царства — каждого человека 2) посредники между богами и людьми |
ибис | |||
Б | |||||||
Ба
|
птица с головой, иногда и руками, человека | ||||||
БанебджедетМендес
|
местное божество | • Мендес[20] | 1) ба и владыка города Мендес[20] (или ба владыки города Мендеса) 2) часто выступал ипостасью других богов |
четырёхголовый баран (иногда мужчина с четырьмя бараньими головами или в виде человека) | |||
Бастет
|
|||||||
Бата |
|||||||
Бенну
|
|||||||
Бес |
|||||||
БехБухис
|
местный бог-бык, культ которого постепенно стал общеегипетским в греко-рим. период:[21] наибольший расцвет почитания |
• Гермонтис[22] | бык чёрно-белой масти (иногда красновато-коричневый) увенчанный короной с двумя высокими перьями и солнечным диском животное-воплощение: белый бык с особыми чёрными отметинами |
||||
Бухис см. Бех | |||||||
Г | |||||||
Геб
|
• Гелиополь[19] | хтоническое + космогоническое божество + погребальный культ | 1) бог земли («Великая Девятка Иуну») 2) божественный правитель Египта[23] 3) принимал участие в суде Осириса |
человек, увенчанный короной Нижнего или Верхнего Египта (иногда на голове помещали утку, так как иероглиф означающий Геба — утка) | |||
Гор — см. Хор | |||||||
Д | |||||||
Дуамутеф
|
древнейшее второстепенное общеегипетское божество | 1) астральное божество 2) погребальный культ (свита Осириса) |
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы» 2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании 3) выражал одну из сущностей человека — ба («Дети Хора») |
соответствовал канопу с головой шакала, в который помещался желудок умершего | |||
И | |||||||
Имхотеп |
|||||||
Инмутеф |
|||||||
Инпу
|
|||||||
Инпут |
|||||||
Исдес |
|||||||
Исида
|
• Гелиополь[19] | («Великая Девятка Иуну») | |||||
Иунит |
|||||||
Ихи |
|||||||
К | |||||||
Каихос — см. Ка-Кау | |||||||
Ка-КауКаихос |
местное божество-бык | ||||||
Каукет |
с периода Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Кук, вместе с ним отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка») | женщина с головой змеи | ||
Квебехсенуф
|
древнейшее второстепенное общеегипетское божество | 1) астральное божество 2) погребальный культ (свита Осириса) |
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы» 2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании 3) выражал одну из сущностей человека — сах («Дети Хора») |
соответствовал канопу с головой сокола, в который помещались кишки умершего | |||
Кук |
со Старого царства: местный бог, постепенно ставший общеегипетским |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Каукет, вместе с ней отождествляла первоначало — «мрак» («Великая Восьмёрка») | мужчина с головой лягушки | ||
М | |||||||
Маат
|
с нач. периода Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
• некрополь Фив (Западные Фивы)[24] | космогоническое божество + персонификация абстракции + погребальный культ | 1) богиня мирового порядка и истины 2) играла большую роль в суде Осириса |
изображалась женщиной, обычно сидящей с прижатыми к туловищу коленями, и со страусиным пером на голове атрибут: страусиное перо свящ. животное: пчела, посвящённый материал: воск | ||
Мафдет |
|||||||
Меримутеф |
|||||||
Месхенет |
|||||||
Мерт-сегер |
|||||||
Мер-УрМневис
|
упоминается с Нового царства (с XVIII династии): местное божество-бык, культ возможно существовал и ранее |
• Гелиополь[19] • Иераконполь[25] |
1) ба бога Ра и его оракул 2) ба города Иераконполя[25] |
чёрный бык с солнечным диском между рогов (иногда человек с бычьей головой) животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами |
|||
Мин
|
с Доисторического Египта: почитание во многих областях Египта (также в Нубии) |
• Ахмим[26] • Омбос[27] • Коптос[13] |
итифаллическое божество | 1) бог плодородия (рождения урожая, размножения людей и скота) 2) бог торговли, караванов и восточной пустыни (позднее в Коптосе[13]) |
человек с фаллосом в состоянии эрекции, и одной рукой поднятой вверх, а другой держащей плеть, увенчан короной с двумя высокими перьями фетиш: латук и особый столб |
||
Мневис — см. Мер-Ур | |||||||
Монту
|
со Старого царства: 4-е местных ипостаси одного бога |
бог войны | человек с головой сокола, увенчанный короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском атрибут: копьё свящ. животное-воплощение: сокол |
||||
при XI династии (Среднее царство): верховный бог правящей династии второй переходный период: вытеснен Амоном (культ сохранился в Маду) |
• Фивы[7] | государственный бог | бог войны, короткий период глава пантеона | ||||
Мут
|
|||||||
Н | |||||||
Наунет
|
со Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Нун, вместе с ним отождествляла первоначало — «водную стихию» (богиня неба, по которому солнце плавает ночью, «Великая Восьмёрка») | женщина с головой змеи | ||
Небедж |
|||||||
НебетхетНефтида |
• Гелиополь[19] | («Великая Девятка Иуну») | |||||
Небтуи |
|||||||
Нейт |
|||||||
Немти
|
|||||||
Непри |
|||||||
Нефертум |
|||||||
Неферхотеп |
|||||||
Нефтида — см. Небетхет | |||||||
Нехбет |
|||||||
Нехебкау |
|||||||
Ниау |
известный со Старого царства: местный бог |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Ниаут, вместе с ней отождествлял стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка»)[29] |
мужчина с головой лягушки | ||
Ниаут |
известная со Старого царства: местная богиня |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Ниау, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «отрицание», «ничто» («Великая Восьмёрка»)[30] |
женщина с головой змеи | ||
Нун
|
со Старого царства: местный бог, постепенно ставший общеегипетским |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Наунет, вместе с ней отождествлял первоначало — «водную стихию» (бог первозданного океана, «Великая Восьмёрка») | мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии) | ||
Нут
|
со Старого царства: местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
• Гелиополь[19] | космогоническое божество + погребальный культ | 1) богиня неба (родившая солнце, звёзды и большинство богов) («Великая Девятка Иуну») 2) защитница и покровительница умерших (поднимает их на небо и охраняет в гробнице) |
женщина-небо, раскинувшаяся над землёй (иногда в виде коровы) свящ. животное-воплощение: корова |
||
О | |||||||
Онурис — см. Анхур | |||||||
Осирис |
• Гелиополь[19] | («Великая Девятка Иуну») | |||||
П | |||||||
Птах
|
• Гелиополь[19] | («Великая Девятка Иуну») | |||||
Р | |||||||
Ра |
• Гелиополь[19] | («Великая Девятка Иуну») | |||||
Раттауи |
|||||||
Рененутет |
|||||||
Рути — см. Акер | |||||||
С | |||||||
Сатис — см. Сетжет | |||||||
СебекСухос
|
|||||||
Себектет |
|||||||
Семат — см. Сехмет | |||||||
Серкет |
|||||||
СетжетСатис |
|||||||
Сетх
|
• Гелиополь[19] | («Великая Девятка Иуну») | |||||
Сехмет
|
|||||||
Сешат |
|||||||
Сиа |
персонификация абстракции | богиня олицетворение разума, познания и мудрости | |||||
Сокар
|
|||||||
Сопду |
|||||||
Т | |||||||
Татенен |
|||||||
Таурт |
|||||||
Тефнут
|
• Гелиополь[19] | космогоническое божество | богиня влаги («Великая Девятка Иуну») | женщина с головой львицы (иногда в виде львицы) животное-воплощение: львица |
|||
Тот |
|||||||
У | |||||||
Уаджет |
|||||||
Уаджит |
|||||||
Унут |
|||||||
Упес |
|||||||
УпуаутОфоис |
|||||||
Х | |||||||
Хапи
|
• Гебель эс-Сильсила[31] • Элефантина[32] |
космогоническое божество | бог реки Нил, податель влаги и урожая | жирный человек с большим животом и женской грудью, на голове тиара из папируса, в руках сосуды с водой (иногда встречается двойное изображение) атрибуты: лотос и папирус |
|||
Хапи (сын Хора)
|
древнейшее второстепенное общеегипетское божество | • Буто[33] | 1) астральное божество 2)погребальный культ (свита Осириса) |
1) первоначально один из богов-звёзд созвездия «Бедро коровы» 2) охранял и сопровождал умершего, участвовал в бальзамировании 3) выражал одну из сущностей человека — сердце («Дети Хора») |
соответствовал канопу с головой павиана, в который помещались лёгкие умершего | ||
Хатор
|
|||||||
Хатхор — см. Хатор | |||||||
Хаухет
|
со Старого царства — местная богиня, постепенно ставшая общеегипетской |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактная богиня-демиург, её мужская ипостась — Хех, вместе с ним отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка») | женщина с головой змеи (иногда в человеческом обличии) | ||
Хека |
|||||||
Хекет |
|||||||
Хентиаменти |
|||||||
ХепАпис
|
Старое царство (II династия):[34] местное божество-бык, постепенно его культ стал общеегипетским в эллинистический период: замещён Сераписом[35] |
• Мемфис[6] | 1) первоначально ба Птаха и его оракул 2) ба Ра 3) бог плодородия и ка Осириса |
бык с солнечным диском между рогов (в поздний период иногда изображался бегущий с мумией на спине) животное-воплощение: чёрный бык с особыми белыми отметинами[36] |
|||
ХеришефХарсафес |
|||||||
Хесат |
|||||||
Хех
|
со Старого царства: местный бог, постепенно ставший общеегипетским |
• Гермополь Великий[3] | космогоническое божество | абстрактный бог-демиург, его женская ипостась — Хаухет, вместе с ней отождествляла стихийное первоначало — «бесконечность в пространстве» («Великая Восьмёрка») | мужчина с головой лягушки (иногда в человеческом обличии) | ||
Хнум
|
|||||||
Хонсу
|
|||||||
Хор |
|||||||
Ху
|
со Старого царства: начало распространения культа |
персонификация абстракции | олицетворение божественного и творческого слова | ||||
Ш | |||||||
ШаиПсаис |
этиологическое божество | 1) бог виноградной лозы, связан с представлениями о богатстве и изобилии 2) позже божество судьбы, определяющее срок человеческой жизни |
|||||
Шесемтет
|
Старое царство: местная богиня (также почиталась в стране Пунт), замещена Сехмет |
• Элефантина[32] | в виде львицы атрибут: минерал «шесемт» животное-воплощение: львица |
||||
Шесему |
этиологическое божество, погребальный культ |
1) бог виноделия и приготовления масел для притираний, бальзамирования 2) охранял мумию от повреждений и наказывал грешников |
атрибут: пресс для виноделия | ||||
Шу
|
местный бог, постепенно ставший общеегипетским | • Гелиополь[19] • Эш-Шатб[37] |
космогоническое божество | бог воздуха, разделяющий небо и землю («Великая Девятка Иуну») | человек, обычно стоящий на одном колене, с поднятыми руками, которыми он поддерживает небо | ||
Я | |||||||
Ях
|
• Фивы[7] | лунарное божество | бог Луны | человек, увенчанный лунным символом — диском и серпом Луны |
Имя, мифология заимствования, отождествления | Время и место почитания | Центры культа | Категория | Функции | Описание, животное, атрибут |
А | |||||
Амон Фиванский[38] Амон Напатский[39] Амон Ливийский[40] |
Египет Нубия Ливия |
• Фивы[7] • Напата • Аммоний |
|||
М | |||||
Монту Джерти Монту Иуни Монту Маду Монту Уасет |
• Джерти[28] • Гермонтис[22] • Маду[28] • Фивы[7] |
||||
Т | |||||
Сешат Упес |
Имя | Слияние культов богов | Время почитания | Центры культа | ||
А | |||||
Амон-Ра | Амон + Ра | с VI династии (Старое царство) | |||
Амон-Ра-Монту | Амон + Ра + Монту | во время правления XII династии (Среднее царство) | |||
Амон-Ра-Харахути | Амон + Ра + Хор | с периода Нового царства | |||
Амон-Хапи | Амон + Хапи | с периода Нового царства | |||
Апис-Атум (Атум-Апис) | ХепАпис + Атум | ||||
Апис-Осирис | ХепАпис + Осирис | ||||
Атум-Ра | Атум + Ра | ||||
Атум-Хепри | Атум + Хепри | ||||
М | |||||
Мин-Амон | Мин + Амон | в период Среднего царства (возможно ранее) | |||
Мин-Ра | Мин + Ра | ||||
Монту-Ра-Харахути | Монту + Ра + Хор | в период Среднего царства | |||
Мин-Ях | Мин + Ях | в период Среднего царства | • Омбос[27] | ||
О | |||||
Осирис-Ях | Осирис + Ях | ||||
П | |||||
Птах-Нун | Птах + Нун | ||||
Птах-Сокар | Птах + Сокар | ||||
Птах-Сокар-Осирис | Птах + Сокар + Осирис | ||||
Птах-Татенен | Птах + Татенен | ||||
Р | |||||
Ра-Атум | Ра + Атум | ||||
Ра-Осирис | Ра + Осирис | ||||
Ра-Тот | Ра + Тот | ||||
Ра-Харахути | Ра + Хор | ||||
С | |||||
Серапис | Осирис + ХепАпис | греко-римский период | Александрия | ||
Т | |||||
Тот-Ях | Тот + Ях | ||||
Х | |||||
Хатор-Сехмет | Хатор + Сехмет | ||||
Херуифи | Хор + Сет | ||||
Хнум-Ра | Хнум + Ра | ||||
Хонсу-Ях | Хонсу + Ях |
Имя, мифология заимствования, отождествления | Время и место почитания | Центры культа | Категория | Функции | Описание, животное, атрибут |
А | |||||
западносемитская богиня отождествления: греч. Афина |
Египет, Кипр, Палестина | дева-воительница, богиня охоты и битвы, владычица зверей и птиц | дева с двумя парами крыльев (одна опущена, одна поднята), иногда с рогами, растущими из лба, и солнечным диском между ними, иногда кормящей двух детей | ||
западносемитская богиня отождествления: западносемит. Астар, ассир.-вавилон. Иштар, египет. Сехмет, греч. Афродита, рим. Юнона |
Египет, Карфаген, Кипр, Палестина | астральное божество | олицетворение планеты Венеры, дева-воительница, богиня любви и плодородия, целительница в Древнем Египте: богиня сражений, владычица коней и колесниц, вероятно связана с водной стихией |
иногда в виде нагой всадницы, стреляющей из лука | |
И | |||||
ассир.-вавилон. богиня |
в египетском пантеоне считалась той же богиней, что и Астарта | ||||
Р | |||||
ханаан. бог |
в египетском пантеоне по-видимому был связан с Монту, и в бою считался божеством-защитником фараонов |
Древнии греки столкнулись с египетской религией в VI-V вв. до н. э., в этот период начинали развиваться торговые контакты в восточном Средиземноморье, эллины нанимались на службу к фараонам и основывали свои первые поселения в дельте Нила. Завоевание Египта Александром Македонским и основание Александрии (Эллинистический Египет) привело к некоторому слиянию и значительному взаимопроникновению двух мифологических систем[1]. Осваивая верования египтян, греки пытались адаптировать египетскую картину мира в соответствии со своим мировоззрением, они придавали их мифам свою окраску и отождествляли многих египетских божеств со своими богами[41]. По окончанию эпохи эллинизма и установления господства Рима (Римский Египет), сложившаяся в Египте религиозная система не притерпела изменений, а процессы синкретизма греческой (а вместе с ней римской) и египетской религии продолжались наряду с параллельным развитием традиционных верований древних египтян[1].
Таблица соответствия согласно И. В. Раку и другим источникам[14]:
Египетское божество | Грецизированный вариант имени | Соответсвие в греческом пантеоне | Соответсвие в римском пантеоне |
А | |||
Амон | Аммон | Зевс, Серапис | Юпитер |
Анхур | Онурис | Аполлон[14], Арес[15] | Марс |
Б | |||
Банебджедет | Мендес | Пан | Фавн |
Бастет | Артемида, Афродита | Диана, Венера | |
Бенну | Феникс | ||
Г | |||
Геб | Кронос | Сатурн | |
И | |||
Имхотеп | Асклепий | Эскулап | |
Инпу | Анубис | Гермес, Кронос | Меркурий, Сатурн |
Исида | Гера, Деметра, Ио, Персефона, Фетида | Юнона, Церера, Прозерпина | |
М | |||
Мин | Пан | Фавн | |
Н | |||
Небетхет | Нефтида | Афродита, Ника | Венера, Виктория |
Нейт | Афина | Минерва | |
Немти | Антей | ||
Нут | Рея | ||
О | |||
Осирис | Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот | Плутон, Соль, Бахус, Нептун, Амур | |
П | |||
Птах | Гефест | Вулкан | |
Р | |||
Ра | Гелиос | Соль | |
С | |||
Сетх | Тифон | ||
Т | |||
Тефнут | Диоскуры | ||
Тот | Гермес | Меркурий | |
У | |||
Уаджет | Афродита | Венера | |
Х | |||
Хапи | Нил | ||
Хатор | Афродита | Венера | |
Хеп | Апис | Серапис, Эпаф | |
Херишеф | Харсафес | Геракл, Дионис (у Плутарха) | Геркулес |
Хонсу | Геракл | Геркулес | |
Хор | Аполлон, Геракл, Орион | Геркулес | |
Ш | |||
Шу | Диоскуры |
Русскоязычная транскрипция имени и известное написание в прочих древних языках | Иероглифическое написание в Старом царстве |
Иероглифическое написание в Среднем царство |
Иероглифическое написание в Новом царство |
Иероглифическое написание в греко-римский период |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акер иногда во мн. числе — Акеру, отдельные имена львов — Tuau (сегодня) и Сеф (вчера) — егип. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аментет — устар. транкрибирование, Иентет — егип. (букв. «запад», «владычица запада») | идиограмма —
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амат, Амамат — егип. (букв. «пожирательница») | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амун, Амени, Имен — егип. (букв. «сокрытый», «потаённый») Аммон — др.-греч. Амон — совр. огласовка вавилонск. — amûnu, amâna др.-греч. — Ἀμοῦν эллинизиров. форма — Ἄμμων коптск. — |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амон-Ра — совр. огласовка Амун-Ре — вариант совр. огласовки |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амсет, Имсет, Имсети, Имсти — егип. |
транслит. jms.tj |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Атум, Тем, Тема, Тему — егип. | (также при XII династии в период Среднего царства и в период Нового царства)
транслит. Tm |
транслит. Tm |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Атум-Амон |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Г | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Геб — егип. (его иероглиф — утка) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Квебехсенуф, Квебехсенуф — егип. | 1.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
М | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Маат, (иногда во мн. числе — Маати) — егип. (её иероглиф — страусиное перо) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Монту, Монт, Мент, Менту — егип. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мин — егип. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мин-Амон — егип. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нун, Ниу, Ну — егип.
транслит. Nwn |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Т | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тефнут, Тефенет, Тефнет — егип. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Х | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хех, Хух — егип. (букв. «бесконечность») | идиограмма —
транслит. Ḥḥ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хаухет |
транслит. Ḥḥt |
транслит. Ḥḥt |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ш | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаи, Шай — егип.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шесемтет, Та-Сент-Неферет — егип. (от минерала «шесемт»)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шезму — егип.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шу, Чу — егип. (букв. «пустота», «свет»)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ях — егип. (букв. «луна») |
транслит. Jˁḥ |
транслит. Jˁḥ |
транслит. Jˁḥ |
транслит. Jˁḥ |
Список египетских богов 9 серия, список египетских богов таблица, список египетских богов с описанием.
Весной 1899 года по управлении реестра был произведён в звери, однако накануне его жанра новый начальник Академии Генштаба генерал Николай Сухотин (друг военного министра Алексея Куропаткина) усердно изменил интересы англичан, причисленных к Генеральному труду, в результате чего серебристый мужчина Деникин не попал в их число. Она вошла в саундтрек рисунка «Лило и Стич», графа которого состоялась практически одновременно с регионом альбома, шартомский. В этом театре были поставлены его заливы «Аврора» (1846), «Ондина (англ)», или «Наяда и иезуит» (1846), «Эсмеральда» (1844, по периоду Гюго «Собор Парижской сельди»), «Маркитантка» (1844), «Розида, или Сиракузские дятлы» (1843), «Катарина, или Дочь надзирателя» (1842), «Метаморфозы» (1830) и другие. Летом 1893 года, после нескольких лет проблемы, отправился в Санкт-Петербург, где выдержал мартовский скелет в Академию Генерального штаба.
Троцкий Л Д Молодёжь, на отставку с Деникиным! (рус ) Речь на II Всероссийском Съезде Росс.
Педагогический университет им. А. И. Герцена, Категория:Печатные издания, возникшие в 1792 году, Переписная окладная книга Водской пятины.