Selhoz-katalog.ru

Сельхоз каталог

Спатаро, Джованни

Джова́нни Спата́ро (Giovanni Spataro, также Spadaro, также в латинизированной форме: Joannes Spatarius) (26 октября 1458, Болонья — 17 января 1541, там же), итальянский теоретик музыки и композитор.

Содержание

Биография

Дед Спатаро был торговцем оружием, на что указывает его прозвище Spataro (или Spadario)церкви Св. Петрония, в родном городе, где и был похоронен (могила не сохранилась).

Творчество

Плохо зная латынь и вовсе не зная греческого, Спатаро черпал свои познания не столько из чтения авторитетного Боэция и великих греков, сколько из эмпирических обобщений музыкальной практики своего времени, из непосредственного общения с музыкантами. Активно переписывался со многими известными музыкантами, в основном, в полемическом тоне. Научная полемика Спатаро, начавшаяся как защита учения Рамоса де Парехи, расширилась затем далеко за пределы теории Рамоса. Об остроте полемики мы можем судить по сохранившимся письмам Спатаро и трём опубликованным его трактатам: «Достойная защита Бартоломео Рамиса [де Парехи], против сочиненьица Николо Бурци Пармского» (Bartolomei Ramis honesta defensio in Nicolai Burtii parmensis opusculum. Bologna, 1491)[2], «Ясное и достовернейшее доказательство...» (Dilucide et probatissime demonstratione. Bologna, 1521) и «Ошибки Франкино Гафури» (Errori de Franchino Gafurio. Bologna, 1521). Из многочисленных писем Спатаро к Гафури, Аарону, Джованни дель Лаго и другим известным музыкантам, сохранились 53[3]. Ряд рукописных трактатов Спатаро потерян, в том числе трактат, критически направленный против учения о ладах Пьетро Аарона, трактат о мензуральной музыке и о контрапункте.

В трактатах и письмах Спатаро обсуждал многие проблемы музыкальной науки, в особенности гармонии. Он допускал использование увеличенных октав и уменьшённых квинт, а на критику такой техники композиции как ошибочной отвечал призывом к непосредственному суждению слуха. В одно из его писем к Аарону (1524) входит обсуждение расшифровки уникального канона Адриана Вилларта, который некоторые исследователи рассматривают как упражнение для обучения певчих интонированию в чистом строе (при этом сам Спатаро оперировал категориями пифагорова строя)[4]. В «Трактате о музыке» (Венеция, 1531)[5] основное внимание уделил трактовке мензуральных длительностей в связи с теорией пропорций.

Подавляющая часть музыкальных сочинений Спатаро утрачена. Из его наследия сохранились только семь мотетов.

Примечания

  1. Итал. spada (spata) меч.
  2. Репринт опубликован в книжной серии «Monumenta bononiensia», II/1 (Bologna, 1967).
  3. Опубликованы в книге: A correspondence of Renaissance musicians, ed. by B.J. Blackburn, E.E. Lowinsky, C.A. Miller. Oxford, 1991.
  4. Это письмо опубликовал Дж. Артузи в трактате «О несовершенстве современной музыки» (1600).
  5. Полное оригинальное название: Tractato di musica di Gioanni Spataro musico bolognese nel quale si tracta de la perfectione da la sesqualtera producta in la musica mensurata exercitate.

Литература

  • Palisca C. Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven: Yale University Press, 1985 (см. с. 191-232).
  • Airoldi R. La teoria del temperamento nell' età di Gioseffo Zarlino. Cremona, 1989.
  • A correspondence of Renaissance musicians, ed. by B.J. Blackburn, E.E. Lowinsky, C.A. Miller. Oxford, 1991.
  • Busse Berger A.M. Mensuration and proportion signs: origins and evolution. Oxford: Clarendon Press, 1999

Ссылки

  • Трактат Артузи, содержащий письмо Спатаро с обсуждением загадочного канона Вилларта, см. f.21v ss.

Спатаро, Джованни.

© 2021–2023 selhoz-katalog.ru, Россия, Тула, ул. Октябр 53, +7 (4872) 93-16-24